Вы находитесь в регионе:

Огайо?

Выбор региона

ЗАПЛАТКИ НА ДОРОГАХ

Как добавить в арт-объекты социальную нагрузку и заинтересовать этим полумиллионный город
  1. «Макушин сочетает в себе несочетаемое. Будучи выходцем из семьи священнослужителей, он обладал очень деловой смекалкой, свойственной людям в Томске. Он, словно Ермак — наш первооткрыватель...»
  2. Ольга Павлова, искусствовед.

photo_2022-08-23_19-59-02.jpg

В начале мая 2022 года на дорогах Томска появились керамические арт-заплатки, посвященные общественному деятелю Петру Макушину. Тогда только ленивый не написал об этом, безусловно, знаменательном для города событии. Местные СМИ соревновались в искусстве создания заголовков, выдумывая, как преподнести эту новость. Команда «Комсомольская правда-Томск» устроила с томичами квест по поиску заплаток в городе. А социальные сети руководителя проекта разрывались от благодарных отзывов, комментариев и «перерепостов».

Затеяла, кстати, все это Ольга Павлова и ее команда. Она — искусствовед. Директор «Первого музея славянской мифологии». И прекрасный рассказчик! Ольга с удовольствием поведала нам о том, почему все жители Томска любят Петра Макушина, какой социальный посыл несут керамические заплатки, и как ей удалось с первого раза выиграть грант Президентского фонда культурных инициатив.

Как пришла идея проекта?

Проект «По следам Петра Макушина», словно река, подпитался многочисленными ручейками. Лучшего сравнения подобрать невозможно, ведь столько всего должно было совпасть, чтобы получилось то… что получилось!


1XyMxAWqzZA7LWe8Zdffqfz-0W-kWBZmn25JbUbHLPdoiiSGDe0-69LdlzlNscd6CvBE621qtR7FDj_fmp9Vr57H.jpg

— Наш музей славянской мифологии не первый год проводит международный фестиваль керамики. В нашей команде много специалистов по работе с глиной и прикладному искусству. Второй важный момент — пространство музея давно вышло в город. Уличное искусство для нас привычный и понятный формат диалога с людьми. А третий «ручеек» в нашей большой реке — это выставка «Старый добрый Томск», в которой мы говорим о дореволюционных купцах-меценатах. Они, заработав свой капитал, вложили его в развитие нашего региона. Поэтому мы с большим трепетом относимся к персонам прошлого, а в особенности, к Петру Ивановичу Макушину, память о котором решили освежить среди жителей Томска…

Историческая справка Креативно.РФ

Жизнь Петра Макушина — видного деятеля народного просвещения в Сибири — с 1868 года неразрывно связана с Томском, где он в полной мере смог проявить себя как талантливый организатор и мудрый хозяин. Он основал в Томске первую публичную библиотеку, первый в Сибири книжный магазин. Был один из инициаторов создания первого в регионе университета. Подарил Томску такие культурно-просветительские учреждения, как: общество попечения о народном образовании, общество содействия устройству сельских библиотек, открывшее 600 бесплатных библиотек-читален, дом науки и народный университет. Макушин блеснул и на журналистском поприще: был издателем и редактором «Сибирской газеты», «Томского листка», ежедневной газеты «Сибирская жизнь». После 1917 года был заместителем председателя сибирского отделения общества «Долой неграмотность».

В общем, учитывая все заслуги Петра Ивановича, каждый житель Томска должен чтить его и, возможно, даже вывесить портрет легендарного мецената над кроватью.

Ольга, конечно, не доходит до подобных крайностей. Но свои «пять копеек» в дело сохранения памяти великого просветителя Сибири она внесла сполна.

— Макушин сочетает в себе несочетаемое. Будучи выходцем из семьи священнослужителей, он обладал очень деловой смекалкой, свойственной людям в Томске. Он, словно Ермак — наш первооткрыватель. Петр Макушин первый привез книгу в Сибирь. Благодаря ему наш город стал таким, каким мы его видим сейчас. Петр Иванович нас вдохновил. И посвятить проект мы однозначно решили ему.

Чем Макушин может быть интересен людям НЕ из Сибири?

Сегодня мы с большим интересом наблюдаем за «Self-Made Men». Людьми, которые сами себя сделали. Которые, вопреки тяжелым жизненным обстоятельствам, несли свою миссию и идею. Поэтому абсолютно неважно, где ты находишься: в Москве, во Владивостоке, в Петербурге – где угодно. Читая рукописи и заметки Макушина — а он их вел очень подробно — ты вдохновляешься и понимаешь, насколько сильно человека подпитывает страстное увлечение делом. А когда это дело, ко всему прочему, исключительно доброе и светлое — получается еще более мощный импульс к созиданию.


ySW1qXZxfsTugvRTDiDpFUOdityvFttFk62SeYxhVpLjmc0pgaQHwd0Kn7wVoCmsecCP7IzDLiW1leJKN3pucry1.jpg

Сегодня очень популярна мотивационная литература. Поэтому наш вам совет: почитайте рукописи Петра Ивановича Макушина — это принесет куда больше пользы, чем все современные «бестселлеры» и мотивационные речи коучей…

Какую проблему решает ваш проект?

— Говоря академическим слогом: у проекта важная культурно-просветительская миссия. Мы, с помощью такого нетривиального механизма, как уличное искусство с краеведческим контекстом, рассказываем историю малой Родины через персону Петра Ивановича Макушина. Ну и в нашей стране, в частности, в регионах, очень страдает дорожное покрытие. В Томске эта проблема стоит особенно остро. А таким трогательным, легким, неожиданным способом, как керамические заплатки, мы еще раз обращаем внимание властей на проблему, что с дорогами не все в порядке!

В чем уникальность вашего проекта?

В нашей стране уже были реализованы инициативы с внедрением арт-заплаток в городское пространство. Самая известная — проект Якутского керамиста Ивана Кравченко. Его заплатки в Якутии и Москве наделали немало шума, и привлекли внимание общественности к проблеме дорог. Но Ольга уверена, что ее проект — абсолютно уникальный, не имеющий аналогов в мире.


b2996b11a8c7656dd2e9ddb3dcfdbd2a.jpg

— Мы, наверное, единственные в мире сделали заплатки, которые оказались наполнены не только социальным подтекстом, но и глубоким краеведческим смыслом. Эти «керамические островки» по всему Томску, ко всему прочему, ведут людей на тематический аудиогид, и представляют собой туристический маршрут. А на самих заплатках изображены то книга, то медведь, то луч света — это такая отсылка к определенной истории. Получилось очень красиво и, одновременно, очень идейно.

Почему решили обратиться в ПФКИ?

— Ну а куда еще обращаться с подобными проектами?

Коротко и ясно.

— Мы следим за актуальной культурной повесткой. Мониторим разные источники финансирования. И более подходящего и простого пути получить поддержку на креативный проект, чем Президентский фонд, просто не существует.

Что помогло проекту победить в конкурсе?

Ольга уже подавалась в Президентский фонд культурных инициатив, но с другим проектом, который проиграл. Этот негативный опыт, отчасти, помог «Арт-заплаткам» победить с первой попытки.

— Наш первый негативный опыт дал понять, что мы были недостаточно понятными в формулировке мыслей. Даже сейчас, перечитывая ту заявку, я понимаю, что человеку, который не погружен в тему, трудно понять, о чем мы пишем. Поэтому, совет: пишите коротко и просто. Второй ключевой фактор успеха — мы четко выверили и хорошо просчитали бюджет. Не размазывали его на зарплаты, гонорары. Запросили ровно столько, сколько требуется. Ну и последнее — нам удалось в проекте соединить красоту и смысл. Все это в совокупности привело к победе.

Каких результатов удалось добиться?

На следующий день после запуска проекта, социальные сети разрывались от комментариев и лайков. Люди делали по 15-20 упоминаний и отметок в час. Они искали заплатки, делились адресами с теми, кто еще не нашел их. Ольга обозначила целевой аудиторией молодежь, но, судя по наблюдениям, возраст участников не ограничился только молодыми людьми.

— Благодаря поддержке мы смогли начать разговор с людьми. ПФКИ дал возможность запустить проект. Показать, как он работает. В планах — новые маршруты. Уже намечено сотрудничество с местным бизнесом. Главное — мы дали импульс, старт. Если эти идеи будут трогать людей, то они по-любому продолжат существование.

5 советов будущим грантополучателям

  • Пусть ваша первая заявка будет «пробой пера». Не просите слишком много. Не ставьте гигантские цели. Сделайте ее компактной и адекватной.

  • Никогда не оставляйте на последний день такое важное дело, как нажать кнопку «Отправить заявку».

  • Не отчаивайтесь, если не прошли с первого раза. Пробуйте еще и еще!

  • Выбирайте проверенных людей в команду проекта. С которыми вы уже «ходили в бой».

  • Если есть возможность — пообщайтесь с теми, кто уже выигрывал грант и внимательно изучите их опыт.

Ну а если такой возможности нет — читайте материалы креативно.рф, где свой ценный опыт вам передадут уже опытные, матерые грантополучатели.


wr-960.jpg
Вам может быть интересно:
Дизайн и арт
20 Апреля
«СМЕЛЫМ СЧАСТЬЕ ПОМОГАЕТ». КАК ИЗ ОДНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ РОДИЛСЯ ПРОЕКТ«СЛОВОГРАФИКА»?

Проект «Словографика», созданный московским художником Петром Скляром в 2013 году – это первый отечественный опыт осмысления и визуального отображения русских пословиц и поговорок с целью их популяризации.

Дизайн и арт
16 Ноября
ИСКУССТВО ПИСЬМА

Как провести фестиваль каллиграфии

Дизайн и арт
2 Ноября
ТКАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ

Как можно начать развивать внутренний туризм при помощи фестиваля ремесел и традиционных промыслов

Дизайн и арт
25 Октября
ШОУ "ИДЕЯ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ". ВЫПУСК 20: АНТОН АЛФЕР - ВАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК В МИРЕ МОДЫ

В шоу «Идея требует защиты» часто приходят люди, имеющие самое посредственное отношение к области, в которой задумывают реализовать проект. Ценность подобных инициатив часто очевидно сомнительна и оспорить их не составляет труда. Но сегодня — совсем иной случай.

Дизайн и арт
24 Октября
КОНКУРС ДЛЯ ЛИДЕРОВ МОДЫ

Как заставить американца полюбить Россию с помощью креативных индустрий

Дизайн и арт
22 Октября
ВСЕ ЛЮБЯТ КОТИКОВ!

Как объединить живопись и домашних животных

Дизайн и арт
20 Октября
ХОХЛОМА, ХОХЛОМА, ГОСУДАРЫНЯ МОЯ

Как открыть модную выставку народных промыслов, где хохлома и гжель — не китч и атавизм, а новый тренд

Дизайн и арт
7 Октября
ГЛОБУС КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Как приобщить детей к изучению фотоискусства