Вы находитесь в регионе:

Вашингтон?

Выбор региона

ОТХОДЫ В АРТ-ОБЪЕКТЫ!

Как совместить экологию и искусство
  1. «Мусор на берегу Байкала — это некрасиво. Мусор в правильном месте и в умелых руках — вот, что красиво...»
  2. Анна Назарова, руководитель проекта «Вечное искусство».

photo_2022-08-23_17-58-51.jpg

Байкал — самое глубокое озеро на Земле. А также самый большой резервуар пресной воды: он содержит двадцать процентов всех мировых запасов. Очевидно, что мы должны гордиться и ценить щедро подаренное природой богатство. Но, к сожалению, с каждым годом экологическая обстановка на озере становится все хуже: гостиницы сливают отходы в воду, прибрежные стройки оставляют после себя горы отходов, а туристы, без какого-либо стеснения, выбрасывают бутылки, салфетки, пластиковую посуду.

Страшный факт: с 2018 года в популярных у путешественников местах вводят запрет на купание — вода не соответствует нормам по микробиологическим показателям. Абсурд! Воду из чистейшего озера нельзя не только пить, в ней уже нельзя даже купаться.

Устав от постоянной грязи на берегу Байкала, Анна Назарова — культуролог, основатель первой в России мастерской овощной флористики — в конце июля на Байкале, в селе Максимиха, провела фестиваль арт-инсталляций из мусора «Вечное искусство». Экологи, туристы, чиновники — все остались в восторге. Это был невероятно важный шаг к чистому Байкалу. Но приведет ли он к главному результату: изменению отношения к сортировке мусора в умах наших сограждан? Об этом, в новом интервью Креативно.рф, рассказывает руководитель проекта «Вечное искусство» Анна Назарова.

Как пришла идея проекта?

Идея родилась от желания Анны развивать свою арт-резиденцию на Байкале. Она — художник-инсталлятор. Резидент творческой лаборатории Славы Полунина во Франции. И в момент, когда началась пандемия, нашей героине в наследство от мамы досталась гостиница на Байкале.

— Гостиничный бизнес от меня далек, и я решила, что могу делать арт-инсталляции, но уже на родной земле. Начали проводить творческие кемпинги. Резиденции художников. Все на чистом энтузиазме и за свои средства.

И весь 2021 год — первый год существования арт-пространства — Анна постоянно чистила берег Байкала, от которого до гостиницы 300 метров, от мусора.

— Идешь вечером встречать закат, а у тебя на пути валяется много всего, что портит всякое впечатление от первозданной природы! Ходили с пакетами, собирали то, что остается от отдыха не вполне разумных людей. Бывало, что во время прогулок по берегу, натыкались на стихийные свалки, которые оставляли местные.

Тема мусора стала для Анны настолько актуальной, что, когда сезон подошел к концу, и встал вопрос о том, чем заниматься на следующий год, решение было однозначным и единогласным — улучшать экологическую обстановку. Но как позаботиться о природе и, одновременно, продолжать развиваться в рамках арт-резиденции? Не ходить же каждое лето с мешками, тратя на это все силы и время!

— И тогда, вместе со своим другом, художником из Улан-Удэ Артемом Магановым, мы придумали фестиваль инсталляций из байкальского мусора. Название придумали сразу: «Вечное искусство».

В чем суть проекта?

Кроме непосредственной установки инсталляций на берегу самого большого пресноводного озера в мире, проект включает в себя еще кучу активностей.

— На протяжении двух месяцев к нам заезжали группы художников. Сначала ходили по берегу и собирали мусор. Потом создали огромный сортировочный цех. Ведь нам, в отличии от экологических организаций, было важно отбирать, например, синие и красные крышечки. По итогу из сортированного мусора художники создали 15 арт-объектов.

Анна специально держала интригу над проектом до самого открытия фестиваля. Никому не рассказывала о том, что творится за стенами их импровизированного сортировочного цеха.


WhatsApp Image 2022-08-19 at 15.49.52.jpeg

— Пока мы готовились к фестивалю, к нам приезжала съемочная группа: они ходили с нами на берег, снимали интервью с художниками. Благодаря ребятам, у нас получился красивый фильм о проекте.

Фестиваль шел два дня — 23 и 24 июля. На нем, собственно, и состоялась премьера фильма. Приехали лекторы, которые рассказывали про раздельный сбор мусора и о том, как минимизировать отходы. Читались лекции о трэш-арте, о том, как он возник, и, в целом, об истории искусства.

Посетители участвовали в мастер-классах. Учились, как сделать ненужное нужным. Художница Юлия Че, которая должна была показывать свою коллекцию масок из мусора на неделе высокой моды в Милане, привезла ее на Байкал, так как границы закрыли. Она же проводила мастер-класс по изготовлению оправ очков из мусора, в которых впоследствии ходила половина участников выставки.


WhatsApp Image 2022-08-19 at 15.48.32.jpeg

Ну и какой фестиваль может обойтись без музыки? Но «Вечное искусство» — это ведь о мусоре. Поэтому обычные гитары, барабаны, флейты здесь – не формат. Музыканты нашли выход, и сделали себе часть музыкальных инструментов из тех же байкальских отходов.

— Изначально я хотела пригласить на фестиваль петербургского музыканта, который играет на «бутылкофоне» собственного изобретения. Но он заломил такой гонорар, что наш грант его не потянул бы. И, знаете, замена в лице местных музыкантов была ничуть не хуже.

В чем уникальность проекта?

— В Бурятии подобного точно никто не делал. Обычно приезжают волонтеры, собирают мусор в мешки, фоткаются, получают футболки и уезжают. Но такой подход ничего не меняет в восприятии мусора у людей. Это совершенно параллельные процессы: народ так же продолжает приезжать с палатками и мусорить. Нам хотелось решить несколько задач. Первое: создать новую достопримечательность. Бурятия, в отличии от Иркутска, только ступает на путь туризма. Мы ей в этом помогли. Второе: хотелось внести просветительский вклад. Мы установили стенд, который информирует о том, сколько разлагается, например, бутылка — 1000 лет. И сравниваем этот срок с возрастом древнего храма в Индии. Люди видят эти маркеры из мира искусства и вступают с ними в некое чувственное взаимодействие.

Что бы вы хотели сказать аудитории вашего проекта, если бы предоставилась возможность собрать их в одном месте перед вами?

— Я бы сказала: мусор на берегу Байкала — это некрасиво. Мусор в правильном месте и в умелых руках — вот, что красиво.

И этот посыл был донесен фестивалем сполна. Анна с самого начала попросила всех художников: «Не скатывайтесь в чернуху». Ведь, как это часто бывает, о проблемах экологии говорят, намеренно сгущая краски. Постоянно грозят пальцем. Делают инсталляции в виде земного шара из мусора. И ты, впитав эту негативную информацию, уходишь с подавленным чувством.


WhatsApp Image 2022-08-19 at 16.02.52.jpeg

— Мы понимали, что бесполезно ругать людей. Потому что этим занимаются власти региона. Мы говорили с ними на языке искусства. И посетители воспринимали мусор не как: «фу, мерзкая, грязная бутылка», а как фактуры, цвета, формы. Все шло в ход: автомобильные коврики, пивные банки, битая посуда. Даже корпус от старого биотуалета. Но людям понравился такой подход и запомнилась такая классная детализация.

Почему обратились в ПФКИ?

— Без помощи фонда мы бы сделали фестиваль, но в гораздо меньшем масштабе. И это было бы не так эффективно с точки зрения коммуникации. В подобных проектах очень важно искусство эффекта: когда ты видишь одну работу, то ты проходишь мимо. А когда 15 авторов со всей страны представили свои инсталляции на берегу Байкала — это трудно не запомнить.

Кроме того, Президентский фонд культурных инициатив — один из немногих фондов, который дает гранты ИП. Эта возможность очень облегчила жизнь нашей героине!

Что помогло победить с первого раза?

— Мне кажется, что хорошая подготовка. Мы с Артемом Магановым — арт-куратором фестиваля — провели много часов телефонных разговоров. Скрупулёзно и детально продумывали все, что мы хотим сделать. Подбирали правильные формулировки. Писали человеческим языком. И наши знакомые – уже опытные грантополучатели – которых мы попросили проверить заявку, были буквально в шоке. Они посмотрели и сказали: «Мы всегда советуем писать простым языком, но тут вы переплюнули всех!».

Простота и краткость формулировок — это залог успеха?

— Да. Эксперты читают тысячи заявок. И важно, чтобы у них с первого предложения сложилось понимание о проекте. А когда ты растекаешься мыслью по древу, велик шанс, что тебя просто не поймут.

Трудно ли было прописывать бюджет?

— Не просто. Но даже все идеально прописав, мы попали в ситуацию, когда цены взлетели, и многое закупали просто на свои деньги: заявленное софинансирование составляло 600 тысяч, по факту вышел весь миллион. Поэтому, мой совет: учитывайте инфляцию, и накидывайте несколько процентов на каждую позицию.

Вы выбрали нестандартный подход к диалогу с аудиторией. Не было страха, что не поймут?

— Это был очень большой труд – выступить переводчиком с языка художника на язык массового зрителя. Еще на этапе проектирования инсталляций, мы принимали активное участие. Отсматривали все работы.

WhatsApp Image 2022-08-19 at 15.51.43.jpeg

Но, смотря на результат, понимаешь, что никто из художников не ушел ни в какую «заумь». Все инсталляции четкие и понятные. Мастера арт-искусства нашли «золотую середину», позаботившись о будущих зрителях.

Какие трудности возникали по ходу реализации?

Позволим себе небольшое лирическое отступление…

Вы что-нибудь слышали про коров на Байкале? Предположим, что вряд ли. А это весьма интересные существа. Интересные и довольно странные. Коровы, особенно на бурятской стороне озера, живут вальяжной жизнью всего добившегося животного. Они спокойно гуляют по дорогам, селам, полям и лесам. Зимой, когда в более толерантных к коровкам регионах их загоняют в теплый хлев, на Байкале они совершенно спокойно разгуливают по снегу, протаптывают тропинки, по которым ходят аккуратным строем по одном им известному и запрограммированному маршруту. И все эти прогулки — без каких-либо пастухов и погонщиков.


WhatsApp Image 2022-08-19 at 15.58.48.jpeg

Но вы не думайте, что они принадлежат сами себе. У них есть хозяева. Периодически кормилицы к ним возвращаются. Сдают «нагулянное» молоко, и дальше — на поиски вкусной, сочной травы…

…Вернемся же к фестивалю арт-инсталляций.

— В самый разгар подготовки к мероприятию, когда мы устанавливали готовые фигуры, вижу: дирижаблем проплывают мимо меня семь коров и два теленка. Сколько трудов составило выгнать их с нашей территории. А еще больше трудов составило отмыть себя и пляж от продуктов их жизнедеятельности…

Кроме нашествия свободолюбивых коров, Анну подвела и погода.

— По прогнозу на все два дня фестиваля обещали жуткий ливень. В последний момент я, на свои кровные, побежала покупать дождевики. А сколько штук их покупать? Ведь мы до последнего не знали, сколько придет людей!

WhatsApp Image 2022-08-19 at 15.52.10.jpeg

Какое будущее у проекта?

Сейчас активно идут переговоры с администрацией Улан-Удэ, чтобы перевезти в региональную столицу арт-работы. Сделать временную инсталляцию.

Так же, у «Вечного искусства» есть все перспективы переехать с берега Байкала на берег Черного моря. Алексей Юрьевич Черняк — депутат Государственного совета Республики Крым — посетил фестиваль. И был очень впечатлен креативным подходом к решению проблемы загрязнения прибрежной зоны, которая для него не менее животрепещущая. Ведь черноморский берег еще больше страдает от туристических отходов. Поэтому Алексей Юрьевич хочет использовать зарекомендовавшую себя практику на вверенных ему территориях.

5 советов будущим грантополучателям

  • Четкость формулировок. Это супер-важно! Не старайтесь казаться больше, чем вы есть.

  • Тщательно планируйте бюджет.

  • Заранее продумайте, с кем вы хотите делать проект. От этого напрямую зависит результат. У нас были трудности с бюджетом: мы не уложились в запрошенную сумму. И художники, которые были в нашей команде, добровольно отказались от гонораров. Работали бесплатно, как волонтеры. Правильный выбор компаньонов спасает проекты.

  • Будьте готовы вложить в проект свои деньги.

  • Если творческий человек пытается себя найти — фонд ему даст эту возможность!

Вам может быть интересно:
Дизайн и арт
20 Апреля
«СМЕЛЫМ СЧАСТЬЕ ПОМОГАЕТ». КАК ИЗ ОДНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ РОДИЛСЯ ПРОЕКТ«СЛОВОГРАФИКА»?

Проект «Словографика», созданный московским художником Петром Скляром в 2013 году – это первый отечественный опыт осмысления и визуального отображения русских пословиц и поговорок с целью их популяризации.

Дизайн и арт
16 Ноября
ИСКУССТВО ПИСЬМА

Как провести фестиваль каллиграфии

Дизайн и арт
2 Ноября
ТКАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ

Как можно начать развивать внутренний туризм при помощи фестиваля ремесел и традиционных промыслов

Дизайн и арт
25 Октября
ШОУ "ИДЕЯ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ". ВЫПУСК 20: АНТОН АЛФЕР - ВАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК В МИРЕ МОДЫ

В шоу «Идея требует защиты» часто приходят люди, имеющие самое посредственное отношение к области, в которой задумывают реализовать проект. Ценность подобных инициатив часто очевидно сомнительна и оспорить их не составляет труда. Но сегодня — совсем иной случай.

Дизайн и арт
24 Октября
КОНКУРС ДЛЯ ЛИДЕРОВ МОДЫ

Как заставить американца полюбить Россию с помощью креативных индустрий

Дизайн и арт
22 Октября
ВСЕ ЛЮБЯТ КОТИКОВ!

Как объединить живопись и домашних животных

Дизайн и арт
20 Октября
ХОХЛОМА, ХОХЛОМА, ГОСУДАРЫНЯ МОЯ

Как открыть модную выставку народных промыслов, где хохлома и гжель — не китч и атавизм, а новый тренд

Дизайн и арт
7 Октября
ГЛОБУС КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Как приобщить детей к изучению фотоискусства