Вы находитесь в регионе:

Вирджиния?

Выбор региона

КАК У СОВЕТСКОГО ХУДОЖНИКА ОТКРЫЛОСЬ ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ

Валерий Иосифович Баланцов - художник на пенсии, который продолжает радовать своим талантом людей
  1. Я забываю, что мне 70 лет. Становится легко на душе, потому что могу разговаривать наравне с вами, молодыми, на одном языке и чувствовать то же.
  2. (С) Валерий Баланцов, художник

img (1).png

Московская область, Жуковский. Апрельский ясный день 2021 года. Гуляя по набережной своего города, на одном из мостов, выходящих на речку, я заметила, как пенсионер принёс целый короб с картинами и начал развешивать на перилах моста с помощью специальных крючков. К месту стали сходиться люди. Мужчина же сел на скамейку и наблюдал за смотрящими на картины прохожими. Оказалось, что автор художественных произведений как раз он, Валерий Иосифович Баланцов, однако сюжеты всех его картин заимствованы.

Валерий Иосифович, скажите, Вы профессиональный художник, или начали писать совсем недавно?

- Здесь вот как. Я имею профессию художника. Художника-текстильщика.

Это ведь другое направление?

- Нет, у нас в училище изучали и основы композиции, и живопись, как в любом художественном.

Уточню: художник-текстильщик с чем работает?

- С тканью. Создаёт их. Не дизайн, как все бы подумали, а прикладное искусство! Учился я в МХПУ им. Калинина, сейчас уже переименовали в Строгановскую академию. И сейчас туда талантливые молодые люди идут, но всё уже не так, как в то время, когда я был студентом. Застаёшь вот основателей училища, и видишь, как по коридору ходят те, кто приобрёл или выполнил для нас ткацкие станки, а также краски и другие материалы!

photo_5379901972733351152_x.jpg

Тяжело ли было учиться?

- Поначалу сложно, да. До 2-го курса понять не мог, как ткань строится. Не соображал, пацан ещё. У нас много теоретических занятий было, а вот чтоб на практике, на пальцах показать... Сейчас я когда говорю о ткани, то хорошо её представляю: что такое основа, виток и как всё это заплетётся. Дипломной работой была ткань для шезлонга, хоть я проучился не 4, как все, а 2 года.

Валерий Иосифович, как Вы всё-таки дошли до живописи? Как вдохновились писать?

- Сократили с предприятия. Я тогда на промышленном ткацком работал.

photo_5379901972733351153_y.jpg

А куда дальше?

- Вот и понял я, что ничего больше не умею. В охране не хотел работать, ночью надо всё-таки спать. Наблюдал вот за художниками-оформителями, ездил в Москву на выставки, и сам потихоньку пробовал писать, копировать.

А Вы выставляетесь?

- Да, раньше в Измайлово, в Вернисаже. Сейчас уже на пенсии. В это время и учился у других: смотрел на другие работы, разговаривал с их создателями, хватал новый опыт. Сразу это не получается. Мало того что, надо красиво испачкать холст, нужно ведь ещё сделать так, чтобы люди среди изобилия картин поглядели и на твою работу. У меня глаза огромные, голова идёт кругом: куда ж я попал? Но ничего, собрался с мыслями и продолжал.

Скажите, с помощью чего Вы добились такого рельефного рисунка?

- Вот давайте к любой работе подойдём, посмотрим, как краска лежит. Смотрите! Я пишу мастихином, не кистью. Слышали о таком инструменте? Он похож на лопатку, на мастерок у строителей, в форме сердца.

Разве кистью не проще? Почему именно им пишете?

- Такими мазками удобно делать штрихи. Наоборот, мастихином легче, однако тратится огромное количество краски. Зато с помощью такой лопатки можно смешивать разнообразные цвета, так получаются необыкновенные оттенки, и какая красота создаётся!

Часто ли у Вас возникает ощущение, что с работой не хочется расставаться?

- Да, такое случается. Порой так проникаюсь, что могу несколько раз даже дорабатывать, переписывать, или храню у себя дома, любуюсь.

Валерий Иосифович, а почему именно здесь Вы распространяете свои работы, показываете своё творчество?

- На меня под старость лет нахлынуло богатство живописи: возникла потребность людям показывать искусство. Для того чтобы на выставку попасть, нужны ведь деньги, а тут на свежем воздухе, на набережной, где можно погулять. А так как я на Вернисаж больше не езжу, аренда там дорогая, то решил выставляться здесь. В галерее так близко к картине не подойдёте, а здесь – пожалуйста.

Разве Вас не трогает никто из местных властей, из полиции?

- Ко мне привыкли местные жители, полиция на меня не обращает внимания. Даже газета про меня что-то написала… Поражает, как на это облагороженное изначально место закрыли глаза местные власти. При одном мэре построили, при другом вообще никто не следит за набережной. А ведь ни туалетов, ни материалов, чтобы починить пол… вон, сколько дощечек сломано… Постепенно всё увядает. Культуры, конечно, никакой.

photo_5379901972733351154_x.jpg

Стараетесь окультуривать?

- Прошу всех, кто фотографирует или покупает у меня картины, рассказывать о нашей набережной, чтобы она звенела на всю страну, привлекала как можно больше гостей! Прошу всех художников поддерживать инициативу и вместе со мной выставляться. Ведь любая работа художника живёт тогда, когда на неё смотрят.

Много ли покупают в день картин?

- Очень редко, но берут, что-то на заказ просят написать.

Но ведь не ради заработка всё это, так?

- Ну конечно! Главное, людям нравится такое, а мне-то как приятно. Вот куда я дену работы? Поставлю пылиться в комнате? Продам в галерею? Творческий человек не только для себя трудится, но и для зрителя.

Валерий Иосифович, я думала, что картины с натуры написаны. Планируете потом не заимствовать?

- Это единственный и весомый минус. Но каждая работа переходит на моё внутреннее состояние. Скопированное произведение нужно оживлять.

photo_5379901972733351159_x.jpg

Какой Ваш любимый художник? Импрессионистские мотивы явно прослеживаются, не Клод Моне ли?

- Да, верно. От него много беру тем. Вы, наверное, заметили, что работы по стилю разные? Вот иногда подойдёшь к стенду с картинами, они красивые все, но одинаковые. А у меня на Вернисаже как получилось. Подходит ко мне мужчина и спрашивает: «Тут явно не один художник работал!». Сюжеты разные, и ощущение у аудитории такое, будто писал не один, а 20 художников.

Валерий Иосифович, не хотите ли Вы преподавать?

- Я сейчас скажу, почему не смогу преподавать. Чтобы иметь учеников, нужна школа, определённая база теоретическая. А это моя школа, смесь реализма и импрессионизма. За собой замечаю, что где-то порой не то, чтобы неграмотно, но художник бы так не написал. Трудно потом будет переучиваться молодёжи.

Что Вы чувствуете, когда наблюдаете за людьми, смотрящими на Ваши работы?

- Это непередаваемые ощущения контакта со зрителем. Важно, что каждый находит в картине своё. Я грешен, конечно, сравнивать художественные работы с иконой. Как говорится, она намолена, несёт в себе сильнейшую энергетику. И вот так же и с картинами, информация-то идёт. Цель есть и у иконы, и у живописи одна – объединить людей. Здесь они приобщаются к искусству.

photo_5379901972733351161_x.jpg

Что для Вас художественный дар?

- У человека большой дар, когда он чувствует то, что делает. Пусть даже неосознанно.

Валерий Юрьевич, как Вы чувствуете себя здесь, постоянно выходя на улицу и выставляя свои картины?

- Я забываю, что мне 70 лет. Становится легко на душе, потому что могу разговаривать наравне с вами, молодыми, на одном языке и чувствовать то же.

photo_5379901972733351160_x.jpg

Автор - Екатерина Сухорукова

Вам может быть интересно:
Дизайн и арт
20 Апреля
«СМЕЛЫМ СЧАСТЬЕ ПОМОГАЕТ». КАК ИЗ ОДНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ РОДИЛСЯ ПРОЕКТ«СЛОВОГРАФИКА»?

Проект «Словографика», созданный московским художником Петром Скляром в 2013 году – это первый отечественный опыт осмысления и визуального отображения русских пословиц и поговорок с целью их популяризации.

Дизайн и арт
16 Ноября
ИСКУССТВО ПИСЬМА

Как провести фестиваль каллиграфии

Дизайн и арт
2 Ноября
ТКАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ

Как можно начать развивать внутренний туризм при помощи фестиваля ремесел и традиционных промыслов

Дизайн и арт
25 Октября
ШОУ "ИДЕЯ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ". ВЫПУСК 20: АНТОН АЛФЕР - ВАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК В МИРЕ МОДЫ

В шоу «Идея требует защиты» часто приходят люди, имеющие самое посредственное отношение к области, в которой задумывают реализовать проект. Ценность подобных инициатив часто очевидно сомнительна и оспорить их не составляет труда. Но сегодня — совсем иной случай.

Дизайн и арт
24 Октября
КОНКУРС ДЛЯ ЛИДЕРОВ МОДЫ

Как заставить американца полюбить Россию с помощью креативных индустрий

Дизайн и арт
22 Октября
ВСЕ ЛЮБЯТ КОТИКОВ!

Как объединить живопись и домашних животных

Дизайн и арт
20 Октября
ХОХЛОМА, ХОХЛОМА, ГОСУДАРЫНЯ МОЯ

Как открыть модную выставку народных промыслов, где хохлома и гжель — не китч и атавизм, а новый тренд

Дизайн и арт
7 Октября
ГЛОБУС КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Как приобщить детей к изучению фотоискусства