Вы находитесь в регионе:

Вашингтон?

Выбор региона

КАЧЕСТВО ПО-УДМУРТСКИ

Как национальный республиканский костюм получил новую жизнь
  1. Традиционный крой платья-дэрем бытует и в наши дни. Уникальность такого платья в том, что оно живёт и как праздничная одежда, и как повседневный наряд. Не всё народы России могут похвастаться тем, что их традиционная одежда стала частью современного гардероба...»
  2. Ольга Степанова, руководитель проекта «Лаборатория удмуртского костюма Айшон»

photo_2022-08-15_02-33-53.jpg

Что мы знаем об Удмуртии? Если разобраться, то не так уж и много. Вместе с тем, этот край славен многим. В том числе, своим национальным костюмом. К счастью, в республике живут люди, которые знают его историю и занимаются сохранением традиций. Мы поговорили с руководителем проекта «Лаборатория удмуртского костюма Айшон» Ольгой Степановой о том, почему она с единомышленниками взялась за эту работу, и как проект получил грант Президентского фонда культурных инициатив.

Как появилась идея?

Главная идея молодёжной организации «Куара (Голос)» - «удмуртское должно и может быть качественным». Это касается всех сфер, в том числе этнической одежды. В своей деятельности представители организации часто сталкивались с национальным костюмом и его вариациями. Например, руководитель организации имел опыт работы в Центре декоративно-прикладного искусства и ремесел, где видел много примеров, когда потрясающий костюм терял всю ценность перед зрителем ввиду отсутствия навыков должной презентации.

— Мы также часто сталкивались с мнением специалистов – наши коллеги из общественной сферы и сферы медиа отправляли нам фотографии из районов Республики: где-то ансамбль сделал сборную эклектику, выдавая это за удмуртский сценический костюм, в другом месте костюм попросту неправильно носили. Зная наши возможности реализовывать проекты на хорошем уровне и желание делать качественные медиапродукты, было очень много запросов на проект. Так родилась Лаборатория удмуртского костюма «Айшон», – вспоминает Ольга.

Как собрать команду для проекта?

— Нашей организации уже четыре года и за это время мы накопили немалый опыт в работе над проектами, - продолжает Ольга. – Мы реализовали более десяти проектов. Большинство из них связано с созданием медиа-контента на родном языке – научно-популярного, юмористического, детского – всего того, что есть сейчас в мировой паутине. Кроме того, наши специалисты обучают людей созданию контента, отсюда и анализ ситуации в сфере медиа. Ко времени написания проекта у нас уже сложилась команда специалистов, но этого бывает недостаточно - особенно в таких узкоспециализированных нишах, как этнический костюм.

Кстати, именно поэтому для реализации проекта «Айшон» Ольга Степанова сотоварищи активно привлекали профессионалов: дизайнеров, реставраторов, руководителей студий этнической моды, популяризаторов удмуртского костюма, директоров и специалистов Домов ремёсел. «Всё это помогает реализовывать наши проекты на качественном уровне», - добавляет Ольга.

В чем уникальность удмуртского костюма?

Удмуртский костюм — уникальный комплекс одежды, разнообразный в своих локальных вариациях. Он архаичен и имеет много схожего с костюмами народов Поволжья.

— Северные платья-дэремы по своей форме (два полотна крест-накрест) схожи с рубахами марийцев, чуваш, мордвы, - объясняет руководитель проекта. - Южные платья имеют яркие цветовые акценты, как в костюмах башкир, кряшен, татар. Разнообразны украшения: от вышитых и аппликативных нагрудников до серебряных украшений и монист.

При этом в XXI веке удмуртский костюм сохраняет свой традиционный характер: он активно изменялся в разные десятилетия прошлого века, но сохранил свои локальные особенности, приобретя повседневный вид.


Screenshot_4.png

— Особенно хорошо сохранился южно-удмуртский костюм, - говорит Ольга. - Традиционный крой платья-дэрем бытует и в наши дни. Уникальность такого платья в том, что оно живёт и как праздничная одежда, и как повседневный наряд. Не всё народы России могут похвастаться тем, что их традиционная одежда стала частью современного гардероба. 

Удмуртскому платью, благодаря усилиям популяризаторов народного кроя и дизайнеров одежды, это удалось.

Как придумали конфигурацию проекта?

Проект включает в себя создание трех промо-видероликов об удмуртском костюме, проведение выездных семинаров, конкурс сторителлинга в социальных сетях и даже модный показ.

— В этом проекте мы хотели охватить как можно больше разнообразной аудитории – и тех, кто уже знаком с удмуртским костюмом, и тех, кто впервые познакомится с красотой традиционной этнической одежды, работами современных дизайнеров, - рассказывает Ольга. - Такой масштаб реализуем только на стыке нескольких креативных индустрий. В команде мы их определили как дизайн, мода, медиа, фотография и видео. Всё это делает проект непростым в реализации, но интересным и полезным для всех его участников. Например, в рамках проекта мы провели семинары для специалистов учреждений культуры и участников фольклорных ансамблей. Было важно организовать работу с жителями села, живыми носителями платья: к сожалению, в районах наблюдается обесценивание этнографии, широкое использование стилизованного, ложного костюма. А наш проект, в том числе, привлекает внимание к проблеме сохранения традиционных смыслов в создании костюма, актуализирует живую этнографию, популяризирует «правильное» народное платье.

Если говорить конкретно об этнографической составляющей, то команда хотела показать среди широких слоев населения уникальность удмуртского костюма в доступной и понятной форме.

— Во многих семьях Республики остались атрибуты удмуртского костюма – это наше наследие, которое имеет огромный зрительский потенциал, - говорит Ольга. - Ввиду того, что у каждой семейной реликвии есть своя история, формат конкурса сторителлинга нам показался наиболее удачным. Посты в соцсетях покажут более широкой аудитории историю отдельной удмуртской семьи и ее культурного наследия через фотографии и видео атрибутов прошлого, органично вписывающийся в современные реалии визуальных соцсетей.

Что удивило?

— Мы видели и видим широкую обратную связь и приглашения в другие районы Удмуртской Республики. Это доказывает актуальность выбранной нами тематики, - уверена Ольга. - Кроме того, наши видеоролики о костюме активно распространили крупные российские тематические группы в социальных сетях, посвященные этнографии и традиционному костюму. Мы получили много комплиментов в свой адрес и желание творить дальше. Думаю, результат проекта получился таким, каким мы его ожидали. Конечно же как команде нам приятно, что продукты вышли за пределы Удмуртии на федеральный уровень. Теперь нужно сделать так, чтобы созданный проектом импульс продолжался.

Что ждет проект в будущем?

В дальнейшем команда хочет поработать с традиционным мужским костюмом. Если женский костюм уже довольно популярен как в повседневной жизни, так и в создании визуальных продуктов, то мужской костюм остается пока в тени. Поэтому Ольга не исключает того, что снова будет участвовать в конкурсе фонда. «У нас много классных и полезных идей для развития родного языка и культуры», - заключает она.

Пять советов тем, кто будет подавать на грант в первый раз.

  • Старайтесь делать объективный анализ ситуации со специалистами из разных сфер.

  • Реально оценивайте компетенции вашей команды.

  • Подумайте, почему люди обходились без вашего проекта.

  • Делайте то, что нравится. Подумайте, получите ли вы лично удовольствие от проекта.

  • Будьте строгими к себе и к своей команде: продукт должен быть качественным и бескомпромиссным.

Вам может быть интересно:
Дизайн и арт
20 Апреля
«СМЕЛЫМ СЧАСТЬЕ ПОМОГАЕТ». КАК ИЗ ОДНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ РОДИЛСЯ ПРОЕКТ«СЛОВОГРАФИКА»?

Проект «Словографика», созданный московским художником Петром Скляром в 2013 году – это первый отечественный опыт осмысления и визуального отображения русских пословиц и поговорок с целью их популяризации.

Дизайн и арт
16 Ноября
ИСКУССТВО ПИСЬМА

Как провести фестиваль каллиграфии

Дизайн и арт
2 Ноября
ТКАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ

Как можно начать развивать внутренний туризм при помощи фестиваля ремесел и традиционных промыслов

Дизайн и арт
25 Октября
ШОУ "ИДЕЯ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ". ВЫПУСК 20: АНТОН АЛФЕР - ВАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК В МИРЕ МОДЫ

В шоу «Идея требует защиты» часто приходят люди, имеющие самое посредственное отношение к области, в которой задумывают реализовать проект. Ценность подобных инициатив часто очевидно сомнительна и оспорить их не составляет труда. Но сегодня — совсем иной случай.

Дизайн и арт
24 Октября
КОНКУРС ДЛЯ ЛИДЕРОВ МОДЫ

Как заставить американца полюбить Россию с помощью креативных индустрий

Дизайн и арт
22 Октября
ВСЕ ЛЮБЯТ КОТИКОВ!

Как объединить живопись и домашних животных

Дизайн и арт
20 Октября
ХОХЛОМА, ХОХЛОМА, ГОСУДАРЫНЯ МОЯ

Как открыть модную выставку народных промыслов, где хохлома и гжель — не китч и атавизм, а новый тренд

Дизайн и арт
7 Октября
ГЛОБУС КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Как приобщить детей к изучению фотоискусства