Вы находитесь в регионе:

Вирджиния?

Выбор региона

«БЕРЕГА», КОТОРЫЕ ОБЪЕДИНЯЮТ

Как дать «второе дыхание» легендарному конкурсу
  1. «Мир развивается, техника эволюционирует и общение уходит в сеть. Отсутствие живого общения негативно влияет на людей… Как раз в восполнении нехватки общения и есть секрет успеха «Берегов»...»
  2. Сергей Майоров, представитель и координатор в России Международной федерации фотоискусства.

photo_2022-08-03_12-57-06.jpg

Конкурс «Берега» был впервые проведен в 2007 году для узкого круга: к участию приглашались только фотоклубы городов, расположенных по берегам Оки. Именно тогда родилось название мероприятия. В 2008 году конкурс «Берега» стал общероссийским, а четыре последующих сезона — с 2009 по 2013 — «Берега» были международными и проводились под патронажем Международной федерации фотоискусства FIAP. Из года в год конкурс набирал популярность: в 2012 году в нем участвовало уже около семи сотен авторов из 43 стран мира. Но, к сожалению, из-за смерти руководителя Александра Усова, деятельность «Берегов» пришлось приостановить. Пока в 2018 году фотограф, участник международных фотовыставок Сергей Майоров не решил возродить фотоконкурс. И в ноябре 2021 года, при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, стартовал четвертый конкурсный сезон возрожденного фотопроекта «Берега».

Как родилась идея проекта?

— Я давно увлекаюсь фотографией,  рассказывает Сергей Майоров. Еще в советское время участвовал в выставках. Стал официальным представителем международной федерации фотоискусства от России в середине первого десятилетия XXI века. Примерно в то же время родился международный фотоконкурс «Берега». Его создателями были Александр Усов из Дзержинска и Николай Середа из Рязани. «Берега» держались на лидере, который, к сожалению, умер. И деятельность прекратилась…

Каталоги Берега 09-12 гор W.jpg

Шли годы. Увлечение Сергея постепенно становилось все более профессиональным. И однажды он услышал о существовавшем когда-то в России клубном фотоконкурсе «Берега».

— Мы встретились с Николаем в Рязани и подумали, что неплохо было бы возродить «Берега». Провели пробную выставку в моей родной Пензе. Зрители и участники остались довольны. Тогда-то и решили запустить клубный фотоконкурс по новой. Первый провели за свой счет. Даже нашли деньги на призы… «Берега» оказались востребованными! Мы получили невероятно добрый и хороший отклик от фотолюбителей. На пилотный конкурс было прислано 5.5 тысяч работ от 930 авторов из 80 клубов России – от Калининграда до Камчатки.

В чем уникальность конкурса?

— Фотоконкурсов много, со знанием дела говорит Сергей. Клубных нет. В «Берегах» соревнуются именно клубы – в этом его главная уникальность. Это попытка поддержать фото-объединения, большинство из которых существуют с советского времени. Только в СССР они работали при профсоюзах, и руководитель получал зарплату, а сейчас держаться на инициативе нескольких энтузиастов.

И ведь держаться! Каждый год в «Берегах» участвуют более 100 клубов. Многие из них названы именами создателей, которых уже нет с нами, а их творения до сих пор живут.

Какую задачу решает ваш проект?

— Я думаю, он объединяет, — продолжает Майоров. — Мир развивается, техника эволюционирует и общение уходит в сеть. Отсутствие живого общения негативно влияет на людей… Как раз в восполнении нехватки общения и есть секрет успеха «Берегов». Руководители фотоклубов и мастера-одиночки зачастую приезжают на конкурсы не для того, чтобы представить очередную подборку фотографий. А за живым общением с единомышленниками. Чтобы успеть пообщаться. Почему «успеть»? А вот почему: каждый год после окончания «Берегов» я готовлю справочник фотоклубов России, которые участвовали. И недавно, пересматривая прошлогодний альбом, понял, что двух руководителей уже не стало…

01.jpg

Как проходят фотоконкурсы?

— Принцип такой: мы собираем работы в электронном виде и, с помощью экспертного жюри, проводим их оценку,  делится Сергей. В состав комиссии стараемся привлечь как можно более авторитетных и менее зависимых от клубов людей. После отсева остается примерно 100 лучших работ. Первую выставку, как правило, проводим в Пензе или Рязани — родных городах руководителей конкурса. А после собираем заявки от клубов, которые хотят представить экспозицию в своем городе. Этим мне и нравится наш проект: он живет от искреннего желания участников, мы не подгоняем его искусственно.

05.jpg

Растет ли интерес к конкурсу?

В первый год участвовало 90 клубов, которые прислали 5,5 тысяч работ. Во второй год был всплеск — участвовало уже 130 объединений, 1300 авторов и свыше 8 тысяч фотографий. В третий год конкурс просел из-за пандемии. А четвертый сезон снова привлек больше 100 клубных участников. Так что, в этой деятельности стабильность — уже достижение.

Чем так важна фотография?

— Фотография – это самое доступное для человека визуальное искусство. Самый доступный способ сохранит момент, эмоцию. Сохранить человека… Фотография исторична. Вся история 20 века сохранена в фотографии.

Фотографии-победители конкурса "Берега" 2018.jpg

Какое будущее у «Берегов»?

— Хотелось бы, чтобы интерес сохранялся. Но я ни в коем случае не хочу искусственно его вытягивать или поддерживать. Будет конкурс востребован — хорошо. Если нет — «Берега» канут в лету и оставят после себя приятные воспоминания.

Почему решили обратиться в Президентский фонд культурных инициатив?

— Как я уже сказал, первый фотоконкурс мы провели за свои средства. Второй и третий — при поддержке Фонда Президентских грантов. Мы рассчитывали на поддержку ФПГ и в четвертом сезоне, но нам, к сожалению, отказали. Поэтому проведение нового сезона оказалось под вопросом. Но, на наше счастье ПФКИ объявил конкурс. Мы быстро готовим все документы, пишем заявку и… финансирование одобрили!

Баннер спонсоров на итоговой выставке Берега 1000.jpg

Что было бы с «Берегами» без поддержки фонда?

— Думаю, что без ПФКИ нового конкурса бы не было,  вздыхает Сергей. Потому что финансовая составляющая играет свою роль. Она — как гарант того, что твой личный интерес не угаснет и проект не будет топтаться на одном месте, а будет расти.

Что должно быть в проекте, чтобы он получил грантовую поддержку?

— Проект должен нести социальную и культурную пользу, — уверен Майоров. — Не выдуманную, а реальную. Это должен быть не искусственно созданный проект, а то, что делается от души, от сердца. От людей и для людей. И я считаю, что очень правильно поддерживать такие фонды, как ПФКИ. Ибо, когда деньги на культуру распределяются сверху «по указке», они нередко тратятся не в том направлении и под руководством не тех людей. А когда средства выделяются людям с идеями, людям, которые любят культуру и болеют за ее развитие в своем регионе, тогда получаются эффективные и полезные проекты.

Где посмотреть фотографии с предыдущих конкурсов?

На официальном сайте фотоконкурса «Берега» можно посмотреть результаты предыдущих сезонов, узнать правила участия, познакомиться с составом жюри и, при желании, подать заявку для участия в следующих сезонах!

5 советов будущим грантополучателям.

  • Не подавайте заявку просто ради финансирования. Грант должен быть приятным дополнением.

  • Тщательно изучайте тему, в которой будете делать проект. В идеале — быть экспертом, чтобы не тратить ни свое, ни чужое время.

  • Внимательно изучайте документы и рекомендации по составлению заявки. Каждый фонд их предоставляет. Не ленитесь!

  • Ваш проект должен обладать устойчивостью. Простыми словами: он не должен завершаться с окончанием финансирования, а продолжать жить и приносить пользу. Грант — это мощный толчок. Трамплин. Но докручивать проект должны вы сами. Покажите экспертам эту устойчивость.

  • Продумайте не только культурную, но и социальную значимость вашего проекта. Как он поднимет уровень жизни вашей целевой аудитории?

Медали и призы Берега 2012 940.jpg
Вам может быть интересно:
Дизайн и арт
20 Апреля
«СМЕЛЫМ СЧАСТЬЕ ПОМОГАЕТ». КАК ИЗ ОДНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ РОДИЛСЯ ПРОЕКТ«СЛОВОГРАФИКА»?

Проект «Словографика», созданный московским художником Петром Скляром в 2013 году – это первый отечественный опыт осмысления и визуального отображения русских пословиц и поговорок с целью их популяризации.

Дизайн и арт
16 Ноября
ИСКУССТВО ПИСЬМА

Как провести фестиваль каллиграфии

Дизайн и арт
2 Ноября
ТКАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ

Как можно начать развивать внутренний туризм при помощи фестиваля ремесел и традиционных промыслов

Дизайн и арт
25 Октября
ШОУ "ИДЕЯ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ". ВЫПУСК 20: АНТОН АЛФЕР - ВАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК В МИРЕ МОДЫ

В шоу «Идея требует защиты» часто приходят люди, имеющие самое посредственное отношение к области, в которой задумывают реализовать проект. Ценность подобных инициатив часто очевидно сомнительна и оспорить их не составляет труда. Но сегодня — совсем иной случай.

Дизайн и арт
24 Октября
КОНКУРС ДЛЯ ЛИДЕРОВ МОДЫ

Как заставить американца полюбить Россию с помощью креативных индустрий

Дизайн и арт
22 Октября
ВСЕ ЛЮБЯТ КОТИКОВ!

Как объединить живопись и домашних животных

Дизайн и арт
20 Октября
ХОХЛОМА, ХОХЛОМА, ГОСУДАРЫНЯ МОЯ

Как открыть модную выставку народных промыслов, где хохлома и гжель — не китч и атавизм, а новый тренд

Дизайн и арт
7 Октября
ГЛОБУС КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Как приобщить детей к изучению фотоискусства