«БЕРЕГА», КОТОРЫЕ ОБЪЕДИНЯЮТ
- «Мир развивается, техника эволюционирует и общение уходит в сеть. Отсутствие живого общения негативно влияет на людей… Как раз в восполнении нехватки общения и есть секрет успеха «Берегов»...»
- Сергей Майоров, представитель и координатор в России Международной федерации фотоискусства.
Конкурс «Берега» был впервые проведен в 2007 году для узкого круга: к участию приглашались только фотоклубы городов, расположенных по берегам Оки. Именно тогда родилось название мероприятия. В 2008 году конкурс «Берега» стал общероссийским, а четыре последующих сезона — с 2009 по 2013 — «Берега» были международными и проводились под патронажем Международной федерации фотоискусства FIAP. Из года в год конкурс набирал популярность: в 2012 году в нем участвовало уже около семи сотен авторов из 43 стран мира. Но, к сожалению, из-за смерти руководителя Александра Усова, деятельность «Берегов» пришлось приостановить. Пока в 2018 году фотограф, участник международных фотовыставок Сергей Майоров не решил возродить фотоконкурс. И в ноябре 2021 года, при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, стартовал четвертый конкурсный сезон возрожденного фотопроекта «Берега».
Как родилась идея проекта?
— Я давно увлекаюсь фотографией, — рассказывает Сергей Майоров. — Еще в советское время участвовал в выставках. Стал официальным представителем международной федерации фотоискусства от России в середине первого десятилетия XXI века. Примерно в то же время родился международный фотоконкурс «Берега». Его создателями были Александр Усов из Дзержинска и Николай Середа из Рязани. «Берега» держались на лидере, который, к сожалению, умер. И деятельность прекратилась…
Шли годы. Увлечение Сергея постепенно становилось все более профессиональным. И однажды он услышал о существовавшем когда-то в России клубном фотоконкурсе «Берега».
— Мы встретились с Николаем в Рязани и подумали, что неплохо было бы возродить «Берега». Провели пробную выставку в моей родной Пензе. Зрители и участники остались довольны. Тогда-то и решили запустить клубный фотоконкурс по новой. Первый провели за свой счет. Даже нашли деньги на призы… «Берега» оказались востребованными! Мы получили невероятно добрый и хороший отклик от фотолюбителей. На пилотный конкурс было прислано 5.5 тысяч работ от 930 авторов из 80 клубов России – от Калининграда до Камчатки.
В чем уникальность конкурса?
— Фотоконкурсов много, — со знанием дела говорит Сергей. — Клубных нет. В «Берегах» соревнуются именно клубы – в этом его главная уникальность. Это попытка поддержать фото-объединения, большинство из которых существуют с советского времени. Только в СССР они работали при профсоюзах, и руководитель получал зарплату, а сейчас держаться на инициативе нескольких энтузиастов.
И ведь держаться! Каждый год в «Берегах» участвуют более 100 клубов. Многие из них названы именами создателей, которых уже нет с нами, а их творения до сих пор живут.
Какую задачу решает ваш проект?
— Я думаю, он объединяет, — продолжает Майоров. — Мир развивается, техника эволюционирует и общение уходит в сеть. Отсутствие живого общения негативно влияет на людей… Как раз в восполнении нехватки общения и есть секрет успеха «Берегов». Руководители фотоклубов и мастера-одиночки зачастую приезжают на конкурсы не для того, чтобы представить очередную подборку фотографий. А за живым общением с единомышленниками. Чтобы успеть пообщаться. Почему «успеть»? А вот почему: каждый год после окончания «Берегов» я готовлю справочник фотоклубов России, которые участвовали. И недавно, пересматривая прошлогодний альбом, понял, что двух руководителей уже не стало…
Как проходят фотоконкурсы?
— Принцип такой: мы собираем работы в электронном виде и, с помощью экспертного жюри, проводим их оценку, — делится Сергей. — В состав комиссии стараемся привлечь как можно более авторитетных и менее зависимых от клубов людей. После отсева остается примерно 100 лучших работ. Первую выставку, как правило, проводим в Пензе или Рязани — родных городах руководителей конкурса. А после собираем заявки от клубов, которые хотят представить экспозицию в своем городе. Этим мне и нравится наш проект: он живет от искреннего желания участников, мы не подгоняем его искусственно.
Растет ли интерес к конкурсу?
В первый год участвовало 90 клубов, которые прислали 5,5 тысяч работ. Во второй год был всплеск — участвовало уже 130 объединений, 1300 авторов и свыше 8 тысяч фотографий. В третий год конкурс просел из-за пандемии. А четвертый сезон снова привлек больше 100 клубных участников. Так что, в этой деятельности стабильность — уже достижение.
Чем так важна фотография?
— Фотография – это самое доступное для человека визуальное искусство. Самый доступный способ сохранит момент, эмоцию. Сохранить человека… Фотография исторична. Вся история 20 века сохранена в фотографии.
Какое будущее у «Берегов»?
— Хотелось бы, чтобы интерес сохранялся. Но я ни в коем случае не хочу искусственно его вытягивать или поддерживать. Будет конкурс востребован — хорошо. Если нет — «Берега» канут в лету и оставят после себя приятные воспоминания.
Почему решили обратиться в Президентский фонд культурных инициатив?
— Как я уже сказал, первый фотоконкурс мы провели за свои средства. Второй и третий — при поддержке Фонда Президентских грантов. Мы рассчитывали на поддержку ФПГ и в четвертом сезоне, но нам, к сожалению, отказали. Поэтому проведение нового сезона оказалось под вопросом. Но, на наше счастье ПФКИ объявил конкурс. Мы быстро готовим все документы, пишем заявку и… финансирование одобрили!
Что было бы с «Берегами» без поддержки фонда?
— Думаю, что без ПФКИ нового конкурса бы не было, — вздыхает Сергей. — Потому что финансовая составляющая играет свою роль. Она — как гарант того, что твой личный интерес не угаснет и проект не будет топтаться на одном месте, а будет расти.
Что должно быть в проекте, чтобы он получил грантовую поддержку?
— Проект должен нести социальную и культурную пользу, — уверен Майоров. — Не выдуманную, а реальную. Это должен быть не искусственно созданный проект, а то, что делается от души, от сердца. От людей и для людей. И я считаю, что очень правильно поддерживать такие фонды, как ПФКИ. Ибо, когда деньги на культуру распределяются сверху «по указке», они нередко тратятся не в том направлении и под руководством не тех людей. А когда средства выделяются людям с идеями, людям, которые любят культуру и болеют за ее развитие в своем регионе, тогда получаются эффективные и полезные проекты.
Где посмотреть фотографии с предыдущих конкурсов?
На официальном сайте фотоконкурса «Берега» можно посмотреть результаты предыдущих сезонов, узнать правила участия, познакомиться с составом жюри и, при желании, подать заявку для участия в следующих сезонах!
5 советов будущим грантополучателям.
- Не подавайте заявку просто ради финансирования. Грант должен быть приятным дополнением.
- Тщательно изучайте тему, в которой будете делать проект. В идеале — быть экспертом, чтобы не тратить ни свое, ни чужое время.
- Внимательно изучайте документы и рекомендации по составлению заявки. Каждый фонд их предоставляет. Не ленитесь!
- Ваш проект должен обладать устойчивостью. Простыми словами: он не должен завершаться с окончанием финансирования, а продолжать жить и приносить пользу. Грант — это мощный толчок. Трамплин. Но докручивать проект должны вы сами. Покажите экспертам эту устойчивость.
- Продумайте не только культурную, но и социальную значимость вашего проекта. Как он поднимет уровень жизни вашей целевой аудитории?
Проект «Словографика», созданный московским художником Петром Скляром в 2013 году – это первый отечественный опыт осмысления и визуального отображения русских пословиц и поговорок с целью их популяризации.
Как можно начать развивать внутренний туризм при помощи фестиваля ремесел и традиционных промыслов
В шоу «Идея требует защиты» часто приходят люди, имеющие самое посредственное отношение к области, в которой задумывают реализовать проект. Ценность подобных инициатив часто очевидно сомнительна и оспорить их не составляет труда. Но сегодня — совсем иной случай.
Как заставить американца полюбить Россию с помощью креативных индустрий
Как открыть модную выставку народных промыслов, где хохлома и гжель — не китч и атавизм, а новый тренд