Вы находитесь в регионе:

Огайо?

Выбор региона

ВСТРЕЧАЕМ ПО ОДЕЖКЕ

Как сделать традиционный народный костюм актуальным в XXI веке
  1. «Традиция изготовления и культура ношения костюма в силу разных причин была во многом утрачена. Поэтому люди не знают и не носят свой национальный костюм на праздники, как это принято во многих других странах...»
  2. Марина Макарова
обложка.jpg

Выставка мастеров традиционного народного костюма, куда приехали специалисты из Москвы, Липецка, Старого Оскола, Челябинска, прошла с успехом в Петербурге. Участники смогли доказать, что это ремесло все еще остается актуальным. Более того, в ближайшее время возможен всплеск дополнительного интереса к народному костюму. Подробнее о проекте рассказала его руководитель, директор Этнологического клуба «Параскева» Марина Макарова.

Как пришла идея проекта?

Идея зрела и укреплялась с каждым новым фестивалем «Русский костюм на рубеже эпох», который проводится в Ярославле раз в два года. Это единственный в стране конкурсный смотр традиционного народного костюма.

— Этноклуб «Параскева» является четырежды обладателем Гран-при этого фестиваля и отчетливо понимает ценность работ, представленных на нём, - рассказывает руководитель клуба Марина Макарова. — Всегда сожалели, что видят этот титанический труд только жители Ярославля и коллективы, которые привезли на конкурс свои коллекции. Была мысль организовать выставку работ ведущих коллективов России по традиционному костюму в Санкт-Петербурге. А с поддержкой Президентского фонда культурных инициатив, появлялась возможность пригласить и самих мастеров для проведения лекций, мастер-классов, творческих встреч.

Кстати, Этнологический клуб «Параскева» появился еще в 1986 году. Сейчас он объединяет двадцать человек, которые увлекаются народным творчеством, в том числе и национальным костюмом.

Почему вы взялись именно за тему популяризации костюма?

— Долгое время, к сожалению, нам показывают народный костюм, который к подлинному традиционному костюму имеет очень отдаленное отношение, - признается Марина. - Приталенные сарафаны, кокошники и на девочках, и на девушках, и на бабушках; абсолютно одинаковый костюм для Севера и Юга России. В советское время для каждой из 15 республик был придуман так называемый национальный костюм, нечто усредненное, обозначаемое характерные признаки традиционного костюма. Это первая большая проблема - стирание стереотипов. 

Также проблемой является то, что традиционный народный костюм ни в одном учебном заведении фактически не изучается.

— Традиция изготовления и культура ношения костюма в силу разных причин была во многом утрачена. Поэтому, люди, не знают и не носят свой национальный костюм на праздники, как это принято во многих других странах, — продолжает Макарова.

Культурно-просветительский проект, разработанный в клубе «Параскева» призван исправить это недоразумение.

Почему решили обратиться за поддержкой в госфонд?

Марина Макарова объяснила, что представители клуба, едва только у них появилось представление о том, каким должен быть проект, изучали возможность, в каком конкурсе на получение гранта можно участвовать. Президентский фонд культурных инициатив подошел по всем параметрам. Дополнительным плюсом стал и факт, что ПФКИ практически не ограничивает в целях проектов. Оставалось придумать хорошее обоснование, составить бюджет и найти софинансирование.

— У нас прекрасные партнеры, давние друзья клуба. Выставочный зал предоставил помещение для выставки, Городской дом народного творчества и досуга и молодежный цент «Палата ремесел» — помещения для проведения мероприятий проекта. Нам были нужны были 15 манекенов, 9 из которых у нас уже были приобретены. Оплатил клуб и работу бухгалтера, — рассказывает руководитель проекта.

Долго ли шла работа над заявкой?

Как это часто бывает, сроки поджимали, поэтому над заявкой пришлось работать практически в экстренном режиме.

— Так как мы писали такую заявку впервые, то испугал ее объем, — вспоминает Марина Макарова – Но все оказалось не так страшно. Если использовать методические материалы фонда, то совсем не так сложно.

Сама работа с фондом тоже была поставлена на правильные рельсы. Возникли сложности с финансовым консультантом, но после того, как его сменили на другого сотрудника, проблем не возникало.

Как сформировали команду? Были ли в ней изменения?

— Наша команда - это приглашенные для проведения мероприятий проекта мастера из разных регионов России. Никого не меняли, все работали ответственно, слаженно, в соответствии с поставленными целями, - говорит Марина.

Проблем с бюджетом и календарным планом также не возникло.

— Мы предварительно мониторили все услуги, материалы, потому ставили реальные цели…

Довольны ли тем, что получилось у вас в итоге?

— «Более чем», — улыбается Марина Макарова. Проект состоялся. Все участники остались довольны. Теперь команда собирается сделать его традиционным и проводить раз в два года. А на вопрос, будут ли они участвовать в следующих конкурсах, пока отвечать не спешат, а говорят расплывчато: «Скорее всего».

Где можно увидеть ваши работы?

Результаты проекта опубликованы в группе — вот здесь.

Пять советов тем, кто будет подавать на грант в первый раз.

  • Ставить реальные цели.

  • Выбрать адекватный формат проекта.

  • Иметь надёжную команду.

  • Иметь партнеров, заинтересованных в результатах проекта.

  • Внимательно изучать справочно-методические рекомендации и видеоматериалы Фонда.

Вам может быть интересно:
Дизайн и арт
20 Апреля
«СМЕЛЫМ СЧАСТЬЕ ПОМОГАЕТ». КАК ИЗ ОДНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ РОДИЛСЯ ПРОЕКТ«СЛОВОГРАФИКА»?

Проект «Словографика», созданный московским художником Петром Скляром в 2013 году – это первый отечественный опыт осмысления и визуального отображения русских пословиц и поговорок с целью их популяризации.

Дизайн и арт
16 Ноября
ИСКУССТВО ПИСЬМА

Как провести фестиваль каллиграфии

Дизайн и арт
2 Ноября
ТКАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ

Как можно начать развивать внутренний туризм при помощи фестиваля ремесел и традиционных промыслов

Дизайн и арт
25 Октября
ШОУ "ИДЕЯ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ". ВЫПУСК 20: АНТОН АЛФЕР - ВАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК В МИРЕ МОДЫ

В шоу «Идея требует защиты» часто приходят люди, имеющие самое посредственное отношение к области, в которой задумывают реализовать проект. Ценность подобных инициатив часто очевидно сомнительна и оспорить их не составляет труда. Но сегодня — совсем иной случай.

Дизайн и арт
24 Октября
КОНКУРС ДЛЯ ЛИДЕРОВ МОДЫ

Как заставить американца полюбить Россию с помощью креативных индустрий

Дизайн и арт
22 Октября
ВСЕ ЛЮБЯТ КОТИКОВ!

Как объединить живопись и домашних животных

Дизайн и арт
20 Октября
ХОХЛОМА, ХОХЛОМА, ГОСУДАРЫНЯ МОЯ

Как открыть модную выставку народных промыслов, где хохлома и гжель — не китч и атавизм, а новый тренд

Дизайн и арт
7 Октября
ГЛОБУС КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Как приобщить детей к изучению фотоискусства