ВСТРЕЧАЕМ ПО ОДЕЖКЕ
- «Традиция изготовления и культура ношения костюма в силу разных причин была во многом утрачена. Поэтому люди не знают и не носят свой национальный костюм на праздники, как это принято во многих других странах...»
- Марина Макарова
Выставка мастеров традиционного народного костюма, куда приехали специалисты из Москвы, Липецка, Старого Оскола, Челябинска, прошла с успехом в Петербурге. Участники смогли доказать, что это ремесло все еще остается актуальным. Более того, в ближайшее время возможен всплеск дополнительного интереса к народному костюму. Подробнее о проекте рассказала его руководитель, директор Этнологического клуба «Параскева» Марина Макарова.
Как пришла идея проекта?
Идея зрела и укреплялась с каждым новым фестивалем «Русский костюм на рубеже эпох», который проводится в Ярославле раз в два года. Это единственный в стране конкурсный смотр традиционного народного костюма.
— Этноклуб «Параскева» является четырежды обладателем Гран-при этого фестиваля и отчетливо понимает ценность работ, представленных на нём, - рассказывает руководитель клуба Марина Макарова. — Всегда сожалели, что видят этот титанический труд только жители Ярославля и коллективы, которые привезли на конкурс свои коллекции. Была мысль организовать выставку работ ведущих коллективов России по традиционному костюму в Санкт-Петербурге. А с поддержкой Президентского фонда культурных инициатив, появлялась возможность пригласить и самих мастеров для проведения лекций, мастер-классов, творческих встреч.
Кстати, Этнологический клуб «Параскева» появился еще в 1986 году. Сейчас он объединяет двадцать человек, которые увлекаются народным творчеством, в том числе и национальным костюмом.
Почему вы взялись именно за тему популяризации костюма?
— Долгое время, к сожалению, нам показывают народный костюм, который к подлинному традиционному костюму имеет очень отдаленное отношение, - признается Марина. - Приталенные сарафаны, кокошники и на девочках, и на девушках, и на бабушках; абсолютно одинаковый костюм для Севера и Юга России. В советское время для каждой из 15 республик был придуман так называемый национальный костюм, нечто усредненное, обозначаемое характерные признаки традиционного костюма. Это первая большая проблема - стирание стереотипов.
Также проблемой является то, что традиционный народный костюм ни в одном учебном заведении фактически не изучается.
— Традиция изготовления и культура ношения костюма в силу разных причин была во многом утрачена. Поэтому, люди, не знают и не носят свой национальный костюм на праздники, как это принято во многих других странах, — продолжает Макарова.
Культурно-просветительский проект, разработанный в клубе «Параскева» призван исправить это недоразумение.
Почему решили обратиться за поддержкой в госфонд?
Марина Макарова объяснила, что представители клуба, едва только у них появилось представление о том, каким должен быть проект, изучали возможность, в каком конкурсе на получение гранта можно участвовать. Президентский фонд культурных инициатив подошел по всем параметрам. Дополнительным плюсом стал и факт, что ПФКИ практически не ограничивает в целях проектов. Оставалось придумать хорошее обоснование, составить бюджет и найти софинансирование.
— У нас прекрасные партнеры, давние друзья клуба. Выставочный зал предоставил помещение для выставки, Городской дом народного творчества и досуга и молодежный цент «Палата ремесел» — помещения для проведения мероприятий проекта. Нам были нужны были 15 манекенов, 9 из которых у нас уже были приобретены. Оплатил клуб и работу бухгалтера, — рассказывает руководитель проекта.
Долго ли шла работа над заявкой?
Как это часто бывает, сроки поджимали, поэтому над заявкой пришлось работать практически в экстренном режиме.
— Так как мы писали такую заявку впервые, то испугал ее объем, — вспоминает Марина Макарова – Но все оказалось не так страшно. Если использовать методические материалы фонда, то совсем не так сложно.
Сама работа с фондом тоже была поставлена на правильные рельсы. Возникли сложности с финансовым консультантом, но после того, как его сменили на другого сотрудника, проблем не возникало.
Как сформировали команду? Были ли в ней изменения?
— Наша команда - это приглашенные для проведения мероприятий проекта мастера из разных регионов России. Никого не меняли, все работали ответственно, слаженно, в соответствии с поставленными целями, - говорит Марина.
Проблем с бюджетом и календарным планом также не возникло.
— Мы предварительно мониторили все услуги, материалы, потому ставили реальные цели…
Довольны ли тем, что получилось у вас в итоге?
— «Более чем», — улыбается Марина Макарова. Проект состоялся. Все участники остались довольны. Теперь команда собирается сделать его традиционным и проводить раз в два года. А на вопрос, будут ли они участвовать в следующих конкурсах, пока отвечать не спешат, а говорят расплывчато: «Скорее всего».
Где можно увидеть ваши работы?
Результаты проекта опубликованы в группе — вот здесь.
Пять советов тем, кто будет подавать на грант в первый раз.
- Ставить реальные цели.
- Выбрать адекватный формат проекта.
- Иметь надёжную команду.
- Иметь партнеров, заинтересованных в результатах проекта.
- Внимательно изучать справочно-методические рекомендации и видеоматериалы Фонда.
Проект «Словографика», созданный московским художником Петром Скляром в 2013 году – это первый отечественный опыт осмысления и визуального отображения русских пословиц и поговорок с целью их популяризации.
Как можно начать развивать внутренний туризм при помощи фестиваля ремесел и традиционных промыслов
В шоу «Идея требует защиты» часто приходят люди, имеющие самое посредственное отношение к области, в которой задумывают реализовать проект. Ценность подобных инициатив часто очевидно сомнительна и оспорить их не составляет труда. Но сегодня — совсем иной случай.
Как заставить американца полюбить Россию с помощью креативных индустрий
Как открыть модную выставку народных промыслов, где хохлома и гжель — не китч и атавизм, а новый тренд