Вы находитесь в регионе:

Огайо?

Выбор региона

ПЕРЕДВИЖНИКИ ПОКОРИЛИ СИБИРЬ

Как собрать на одной выставке уникальные полотна великих русских художников
  1. «Во второй половине XIX века художники-передвижники, вслед за писателями, впервые обратились к национальной русской идее. Темы, связанные с русским народом, отечественной историей, стали более значимыми в искусстве, чем античные или библейские сюжеты...»
  2. Александр Ульянов, руководитель выставочного проекта «Право на правду»

photo_2022-08-23_22-56-17.jpg

Выставочный проект «Право на правду», посвященный 150-летию со дня открытия первой выставки Товарищества передвижных художественных выставок, стал одним из ярких событий культурной жизни Сибири. В Омске в течение нескольких месяцев при поддержке Президентского фонда культурных инициатив показывали работы именитых художников-передвижников: Шишкина, Репина, Саврасова, Сурикова и других. Аншлаги музею были обеспечены.

О проекте

Проект «Право на правду» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Сибирского центра развития культуры. Среди участников – музей изобразительных искусств из разных городов России. Главная тема: 150-летие со дня открытия первой выставки Товарищества передвижных художественных выставок 11 декабря 1871 года.

Шишкин, Репин, Левитан, Саврасов, Крамской, Перов, Суриков, Поленов, Васнецов – эти имена составляют золотой фонд русской культуры. А в целом выставка объединила около 130 произведений живописи, графики и скульптуры художников-передвижников из собраний пяти крупных региональных художественных музеев России.

— Во второй половине XIX века художники-передвижники, вслед за писателями, впервые обратились к национальной русской идее. Темы, связанные с русским народом, отечественной историей, стали более значимыми в искусстве, чем античные или библейские сюжеты, появился образ героя нового времени – русского патриота-интеллигента, а родные пейзажи – более привлекательными, чем итальянские, - рассказывает руководитель проекта Александр Ульянов.

Кто такие «передвижники»?

Основанное 2 ноября 1870 года, товарищество художников во второй половине XIX века возглавило борьбу за развитие демократического искусства и оставило яркий след в истории русской художественной культуры. «Мы хотим с документальной правдивостью отразить в жанре, портрете и пейзаже быт современной России и изобразить всю трудовую жизнь ее разноликих народностей», – говорилось в декларации товарищества.

В названии выставки «Право на правду» заложена основополагающая потребность личности – свобода выбора. Художники отстаивали право на собственное понимание правды – свободный выбор тем для творчества и провозглашение реалистической доктрины.

Кстати, важным при организации выставки было то, что в коллекциях региональных музеев, формирование которых пришлось на 1920-е годы, хранится значительное количество произведений художников-передвижников. Далеко не весь материал хорошо изучен и введен в научный оборот. Наименее известные российскому зрителю этюды, эскизы известнейших русских мастеров были отобраны благодаря Государственному каталогу Музейного фонда Российской Федерации.

Как стали участниками конкурса грантов?

Выставка прошла при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Организаторы поняли, что своими силами столь крупное мероприятие не осилить. Но на помощь пришли знакомые, подсказавшие о фонде и его грантах. Дальше – несколько месяцев работы над заявкой: обоснования бюджета, поиска оптимальных решений. Заявка понравилась экспертам и стала победителем конкурса. Все остальное - дело техники. Главное было следовать указанной смете и соответствовать календарному плану, хотя в пандемийный год сделать это было и не просто.

Какие работы показали на выставке?

Экспозиция, открывшаяся в Омском областном музее, состояла из четырех тематических разделов. Они соответствовали четырем основным жанрам Товарищества: «Учебник истории» (исторический), «Поворот к жизни» (бытовой), «Герои времени» (портрет), «Пейзаж русской души» (пейзаж). Самостоятельный раздел был отведен графике из собрания Музея имени Врубеля.

На выставке были представлены широко известные полотна – «Грачи прилетели» Алексея Саврасова (1879), «Ночь на Днепре» (1880-е) Архипа Куинджи, а также этюды к знаменитым картинам Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», Василия Сурикова «Боярыня Морозова» и «Утро стрелецкой казни».

При этом многие работы омский зритель увидит впервые. В их числе «Портрет Е. Д. Боткиной» (1881) кисти Ильи Репина. Именно Елена Дмитриевна, в первом замужестве Дункер, заказала у Михаила Врубеля плафоны «Цветы» – те самые, которые сейчас хранятся в омском собрании.

— Настоящей сенсацией стало обретение имени автора двух скульптурных портретов из коллекции Музея имени Врубеля. Как оказалось, оба произведения созданы выдающимся русским скульптором Марком Антокольским, участником первой выставки Товарищества. Это бесценный барельеф «Безвозвратная потеря» – портрет умершего сына – Льва Антокольского и портрет Лидии Поляковой, - продолжает Александр Ульянов.

Важно отметить, что выставка была включена в топ-10 российских выставок 2022 года по версии авторитетного журнала «Артгид».

Какие еще активности стали частью проекта?

Да, одной выставкой этот проект не ограничился. В его рамках прошел круглый стол «Передвижники: взгляд из XXI века». Он состоится в рамках XXV Всероссийской конференции «Декабрьские диалоги».

— Задача круглого стола заключалась в том, чтобы на современном уровне осмыслить деятельность Товарищества и осветить его художественное наследие в региональных музеях России. В его работе приняли участие ведущие специалисты Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Перми, Нижнего Тагила, - продолжает руководитель проекта.

Как заключили участники конференции, передвижники и сейчас максимально понятны современному зрителю. Их работы, новаторские по содержанию, формально продолжали традиции Императорской Академии художеств, восходящие к искусству эпохи Возрождения и античным канонам красоты. Другая линия искусства передвижников – портретный и пейзажный жанры с их ярко выраженной психологической направленностью, тоже находят отклик в сердцах россиян. Неудивительно, что на лучших произведениях середины XIX – начала XX века, а также искусстве советского периода было воспитано не одно поколение наших сограждан.

— К сожалению, в переломную эпоху 1990–2000 годов эти традиции были временно забыты, но теперь пришло время возвращения к истинным ценностям, - подчеркивает Александр Ульянов.

Где можно посмотреть на выставку?

Выставка работала в Омске до марта 2022 года. Как это было, можно увидеть на сайте музея имени Врубеля.


Вам может быть интересно:
Дизайн и арт
20 Апреля
«СМЕЛЫМ СЧАСТЬЕ ПОМОГАЕТ». КАК ИЗ ОДНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ РОДИЛСЯ ПРОЕКТ«СЛОВОГРАФИКА»?

Проект «Словографика», созданный московским художником Петром Скляром в 2013 году – это первый отечественный опыт осмысления и визуального отображения русских пословиц и поговорок с целью их популяризации.

Дизайн и арт
16 Ноября
ИСКУССТВО ПИСЬМА

Как провести фестиваль каллиграфии

Дизайн и арт
2 Ноября
ТКАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ

Как можно начать развивать внутренний туризм при помощи фестиваля ремесел и традиционных промыслов

Дизайн и арт
25 Октября
ШОУ "ИДЕЯ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ". ВЫПУСК 20: АНТОН АЛФЕР - ВАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК В МИРЕ МОДЫ

В шоу «Идея требует защиты» часто приходят люди, имеющие самое посредственное отношение к области, в которой задумывают реализовать проект. Ценность подобных инициатив часто очевидно сомнительна и оспорить их не составляет труда. Но сегодня — совсем иной случай.

Дизайн и арт
24 Октября
КОНКУРС ДЛЯ ЛИДЕРОВ МОДЫ

Как заставить американца полюбить Россию с помощью креативных индустрий

Дизайн и арт
22 Октября
ВСЕ ЛЮБЯТ КОТИКОВ!

Как объединить живопись и домашних животных

Дизайн и арт
20 Октября
ХОХЛОМА, ХОХЛОМА, ГОСУДАРЫНЯ МОЯ

Как открыть модную выставку народных промыслов, где хохлома и гжель — не китч и атавизм, а новый тренд

Дизайн и арт
7 Октября
ГЛОБУС КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Как приобщить детей к изучению фотоискусства