ОТСУТСТВИЕ КРЫЛЬЕВ НЕ ОСВОБОЖДАЕТ ОТ ПОЛЕТА
- «Мы вправе лететь, куда хотим, и быть такими, какими мы созданы.»
- Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Благодаря инклюзивному театру «Чайки» дети с ограниченными возможностями по здоровью смогли преодолеть свои страхи и сомнения, и выйти на подмостки. Руководитель проекта режиссер Виктория Сид рассказала, как им это удалось.
Как родилась идея проекта?
Все началось с… творческого кризиса. Виктория окончила театральный колледж и работала по профессии. Однажды, после премьеры очередного спектакля, она поняла, что подошла к жизненному этапу, который в профессиональной среде обычно называют «выгорание»:
— Мне был необходим перерыв для морального и физического восстановления. А тут звонок из Московского педагогического госуниверситета: просят к студенческой конференции поставить спектакль, где примут участие дети с особенностями развития - у меня был подобный опыт… Я объяснила, что больше не работаю в театре, где когда-то ставила инклюзивную постановку, но готова поделиться контактами бывших коллег. Но меня вежливо перебили – «студенты видели ваш спектакль и остались в восторге - хотят поговорить именно с вами». Отказать я не смогла…
До начала конференции - две недели, и поставить спектакль по серьезной повести «Между двух стульев» Евгения Клюева — задача сверхсложная. А сделать постановку с особенными детьми, кажется, вообще невозможно.
— Неделю я отбирала ребят для спектакля, - вспоминает режиссер. - Выбрала. Но у нас оставалось всего 7 дней для того, чтобы подготовить хотя бы эскиз — о целом спектакле мы уже не мечтали. Три дня я ездила по квартирам к ребятам и лично с каждым прогоняла текст. Еще два дня общих прогонов на сцене. И день на финальную репетицию непосредственно перед выступлением.
И у нее получилось! На спектакль пришли пятьдесят зрителей. Студенты-логопеды, психологи, психотерапевты и будущие педагоги буквально накинулись на Викторию с вопросами о нюансах и секретах работы с особенными детьми.
— После спектакля родители актеров, придя в себя от захлестнувших их эмоций, сказали: «Мы остаемся с вами. Мы хотим, чтобы вы продолжали…».
Так и началась история инклюзивного театра «Чайки».
Сколько уже живет театр?
Театру уже три года. Два из них он работает на чистом энтузиазме и без финансовой поддержки со стороны.
— В 2019 году мы стартовали. Я собрала друзей в помощь - тех, кто мог преподавать сценическую речь и актерское мастерство. Занятия шли нон-стопом каждую неделю. Первый спектакль сыграли в декабре того же года: без зарплат и гонораров, все из своих карманов.
Чем дети с ограниченными особенностями здоровья отличаются от обычных?
С одной стороны — многим. С другой — ничем. Из рассказа понять это трудно. Можно только увидеть.
— Наш второй спектакль — «Голос» — представляет собой документальную историю, построенную по схеме «вопрос-ответ». Дети-актеры на сцене отвечают на вопросы, рассказывают о любви и своих мечтах. И когда они начинают давать ответы, зрители понимают, что мы мыслим одинаково. Наш внутренний мир ничем не отличается. У них такие же мечты, те же «хотелки». Да, есть физические различия. Но, по сравнению со внутренними сходствами, они незначительны…
Еще Виктория отмечает, что дети с ОВЗ более дисциплинированны:
— Я работала с обычными актерами в театре. И они, например, могут позволить себе опоздать на репетицию. Мои ребята — никогда. Обычные актеры могут потребовать дополнительный отдых из-за усталости на многочасовых репетициях. Мои — будут работать сколько надо.
И не думайте, что детям в инклюзивном театре даются послабления или щадящий график. В «Чайках» идут полноценные двухчасовые — а перед премьерами трехчасовые — репетиции. Был случай: для тизера новой постановки нужно было отснять часть спектакля. Съемка шла более пяти часов. Перерывов не было. И никто из ребят не пожаловался, что устал. Никто не сдался.
— Та пятичасовая съемка для родителей была шоком. Они не ожидали, что их дети на такое способны. А они способны на куда большее…
Почему «Чайки»?
— В момент рождения идеи инклюзивного театра, я прочла книжку Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». И вдохновилась - связала две чайки: Чеховскую — в которой я, условно, актриса, карьера которой не складывается, и чайку Баха, где дети-актеры — это Джонатан Ливингстон. Ведь в книге Ричарда красной нитью проходит тема наставничества и мотивации. Мотивации, которая им необходима, и которую они могут получить в нашем театре.
За три года наблюдается положительное влияние театральной практики на детей?
— Конечно! – уверена Виктория. - И не меньшее влияние театр оказал и на меня: я поняла, что с ними не нужно «сюсюкаться» и делать им поблажки. Им это не нравится. Секрет в общении с особенными детьми заключается в том, что с ребятами надо говорить на равных. Как со взрослыми.
Детей театр сделал более раскрепощенными. Это заслуга постоянной импровизации:
— У нас общая гримерка, в которой переодеваются дети из других кружков и мои ребята. И если раньше, когда с ними здоровались «обычные» дети, у моих было какое-то стеснение и волнение, то сейчас все наоборот: стесняются «обычные», когда мои приходят и начинают обниматься, спрашивать, как дела, рассказывать что-то о себе. Они стали гораздо увереннее.
Так же Виктория отмечает серьезный прогресс с улучшением речи у подопечных: у детей с ОВЗ нередко возникают проблемы с произношением. Занятия логопедом — это, конечно, хорошо. Но они иногда не эффективней практики на сцене: когда ты, хочешь-не хочешь, а обязан говорить понятно и четко. Театр помог ребятам лучше формулировать фразы, больше говорить, больше запоминать.
— Что касается памяти, то для родителей это стало неожиданностью, - рассказывает режиссер. – Представьте, их ребенок на сцене, и он в течение полутора часов произносит заученный текст без единой запинки. По началу мамы и папы волновались, что дети не смогут выучить столько материала. Но я верила в ребят... Теперь дети нередко запоминают не только свои роли, но и других актеров: на случай, если кто-то заболеет, чтобы подстраховать коллег.
Почему обратились в Президентский фонд культурных инициатив?
— От отчаяния, - признается Виктория. - Когда два года отработали без какого-либо финансирования со стороны и без зарплат. Устали мои волонтеры, которые, стали больше внимания уделять оплачиваемой работе, чем нашему театру. И их можно понять… А я не могла брать подработки, потому что «Чайки» забирал все свободное время.
Руководитель проекта приостановила деятельность «Чайки». Она собрала родителей, помощников и объявила, что занятия, конечно, будут продолжаться, но без репетиций и спектаклей. Если не будет финансирования.
— Вы возможно скажете, что можно было бы перевести театр на коммерческие рельсы и брать деньги с родителей за занятия. Можно было. Более того: родители сами предлагали платить. Но я отказалась. Ну, просто не могу позволить себе брать денег с семей, которым и без того тяжело…
Благодаря гранту «Чайки» смогли провести полноценный театральный сезон из четырех больших спектаклей и порадовать детей первой в их жизни самостоятельно заработанной зарплатой.
В чем секрет успеха, когда участвуешь в грантовых конкурсах?
— В следовании инструкциям, - уверена Виктория. - Фонд предоставляет все нужные документы, чек-листы. Внимательно изучите. Потом еще раз изучите. Затем изучите в третий раз. И только после этого, приступайте к работе над заявкой.
Довольны ли вы тем, что получилось?
Финансовая отчетность по гранту сдана. В мае отыграли последний спектакль в сезоне. Теперь ребята на заслуженных каникулах.
— Дети очень счастливы. 31 мая мы отыграли финальный спектакль и на сцене в торжественной обстановке в красивых конвертах я вручила детям их первый гонорар. Видеть эти лица, когда они понимают, что могут сами купить себе игрушку или сходить в кафе — бесценно. Ребята плакали от счастья!
Где можно увидеть результаты проекта?
На официальном сайте можно ознакомиться с труппой театра «Чайки» и с его репертуаром. Там же есть ссылка, по которой можно финансово поддержать проект. Поделитесь с друзьями и дайте шанс «Чайке» жить дальше!
5 советов будущим грантополучателям.
- Следуйте инструкциям, которые предоставил фонд.
- Поверьте в свой проект, и в него поверят другие.
- Будьте конкретными в написании грантовой заявки.
- Не паникуйте в критических и проблемных ситуациях.
- Помните: все проблемы и трудности — решаемы! Если дети с синдромом Дауна смогли выйти на настоящую сцену, значит нет ничего невозможного!
Ты — редкая птица, такие встречаются в лучшем случае одна на миллион.
—
Ричард Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Двое прислонились друг к другу макушками голов, лежа на полу небольшого зала. Глаза закрыты, поза одинаковая, дыхание ровное. За ними наблюдают еще несколько десятков пар глаз. Включилась музыка, после недолгой паузы, когда оба прониклись током своих тел, сначала рука одного согнулась в локте, через десять секунд зеркально поднялась рука другого. Она пошевелила пальцами, и он – в ответ, как будто принял импульс. Можно ли чувствовать партнера по сцене так, что вы даже с закрытыми глазами будете делать движения всем телом синхронно, будто вы зеркала друг друга, и неважно, знакомы ли вы близко или нет?
Кажется, научить чувствовать и познавать состояния друг друга может только Ульяна Трушина, художественный руководитель и режиссер-постановщик театрального эксперимента «Авансцена» из Петербурга. Вы не подумайте, артисты далеко не актеры. Но то, что с ними происходит во время тренингов, репетиций и выходов на сцену, делает их профессионалами, эмпатичными, наполненными и искренними людьми.
Директор цирка на Цветном бульваре о профессии, призвании, ветеранах и отце
Влад Демин - актер театра и кино, мастер боевых искусств однажды понял, что современному обществу нужна помощь. Поэтому он создал психологический моноспектакль «ДВА. Честно о Родине. Честно о нас». Это история о двух противоположных личностях – патриот истинный и трусливый – которые борются в человеке, буквально разрывая его на части.
В прошлом году, 16 апреля, легендарный «Спартак» отмечал свое столетие. Останкинская башня тогда окрасилась в красно-белый, Президент России поздравил клуб, а в Москве и регионах прошло множество тематических мероприятий.
Инициатором одного из них был Илья Евгеньевич Качалов – директор кинокомпании, которая давно работает над созданием документальных фильмов. Он много лет вынашивал идею создания ленты про любимый клуб, но все время сомневался – нужно оно или нет. А юбилейная дата стала лучшим поводом реализовать давнюю инициативу.
О премьере фильма «Они сочинили Спартак», прошедшей на домашнем стадионе «красно-белых», говорили все крупные СМИ. Режиссером выступила многократный обладатель премии ТЭФИ, знаменитый режиссер-документалист Татьяна Малова. В итоге получился кинопроект не просто о футбольной команде, а о истории целой страны. Так что же такое – дух «Спартака» и почему «красно-белые» стали народной командой?
12 октября 2022 года в сети состоялась премьера фильма «Забытая история: Храмы Урала». Сегодня, впервые после премьеры фильма, Креативно.рф, в формате живого диалога, презентует документальную картину «Забытая история: Храмы Урала», и на основе режиссерского опыта Вадима Овчинникова, рассказывает: как снять хорошее документальное кино и с чего начинать молодому режиссеру?
Рассказываем, как придумать и реализовать театральную постановку, которая не только получит грант на реализацию, но и станет неординарным культурным событием. Именно это удалось Владу Колчину, музыканту, победившему рассеянный склероз. Его история борьбы с болезнью сначала стала книгой, а затем была поставлена на сцене.
Как организовать киносмотр уникального формата