РЕКОНСТРУКЦИЯ ЖИЗНИ
Сергей Владимирович Мостовой — реконструктор со стажем. Уже больше семи лет в родном городе Коврове он реализует военно-исторические фестивали. Но совсем недавно к нему пришла идея — делать не военные фестивали, а гражданские.
А что? Реконструкторских мероприятий о войне великое множество — их делают все. Но никто не делает реконструкций гражданского времени. А зря! Сколько интересного было в быту простых граждан.
И он решил попробовать провести открытый городской фестиваль исторической реконструкции «Живая история». Попробовал. И проект возымел такой успех, что стало необходимо проводить второй фестиваль. На который удалось выиграть грант Президентского фонда культурных инициатив.
Мы поговорили с Сергеем и узнали у него, как к нему пришла идея реконструировать мирное время, и какое будущее у фестиваля в Коврове.
Как пришла идея проекта?
— Наше сообщество «Наследники победы» уже много лет занимается военно-исторической реконструкцией. И на одно из таких мероприятий наш товарищ пришел в гражданском костюме. Тогда-то и появилась мысль, реализовать историческую реконструкцию, но не военную, а гражданскую.
Начав изучать этот вопрос, Сергей пришел к пониманию, что тема реконструкции мирной жизни в России не сильно развита, но, в то же время, она не менее интересная и яркая, чем военно-армейская тематика.
— Есть несколько городов, где проводится реконструкция мирной жизни. В Бресте, например, из года в год вот уже 15 лет реконструируют последний мирный день. В Москве проводится крупный фестиваль «Времена и эпохи». Вот мы и решили попробовать сделать свое мероприятие. Пригласили опытных реконструкторов из других городов, они привезли свой инвентарь, и оказалось, что показывать мирную жизнь – еще более интересно, чем мы думали!
И желание «попробовать» привело к тому, что Сергей теперь не может остановиться. Люди и участники-реконструкторы не дают этого сделать. Постоянно спрашивают: «Когда следующее мероприятие?», «Когда соберемся в следующий раз?».
Какую проблему решает проект?
— Если говорить о проблематике, то это, конечно, сохранение памяти. Но сохранение памяти достаточно необычным образом – гражданской реконструкцией.
В чем уникальность проекта?
Очень часто, когда приезжаешь на фестивали реконструкторов, сталкиваешься с ситуацией, когда на площадке собираются много участников, они создают свои локации, а посетитель ходит между ними, как на рынке. Они друг с другом не связаны. Сергей в своем фестивале «Ковров. Сороковые» решил изменить эту ситуацию, связав всех участников одним сюжетом. 280 человек, и каждый из них взаимодействует друг с другом. На площадке было много разных локаций, и они тоже были частью одной сюжетной линии.
— Вторая особенность: мы привязываем все события, которые показываем, именно к Коврову. Показываем с исторической точностью события, которые проходили у нас в городе. В Коврове, к примеру, не проходили военные действия, но была своя специфика. Вот ее то мы и показываем.
Что людей привлекает в исторической реконструкции?
— Я думаю, это, прежде всего, становится их хобби. После чего оно подкрепляется тем, что люди на таких мероприятиях находят себе подобных. Начинают дружить, общаться семьями. Это их сближает. Эта близость с такими же увлеченными энтузиастами и есть причина, по которой люди едут на исторические фестивали. А вторая причина – более сложная – заключается в том, что каждый из нас внутри себя несет патриотизм и любовь к своей стране. Даже если человек не осознает, в нем это есть. То есть мы болеем душой за то, чтобы правильно сохранить и донести историю нашего народа. А в сегодняшнем мире идет тенденция на размытие этих связей с прошлым. Этого нельзя допустить. И люди, которые принимают участие в исторической реконструкции, активно заинтересованы в том, чтобы сохранить прошлое своей Родины.
Почему обратились в ПФКИ?
Сергей и его организация работают уже 7 лет. И только в конце прошлого года он зарегистрировал ее как НКО, и получил возможность участвовать во всевозможных грантовых конкурсах. Этой возможностью он сразу воспользовался, и начал активно подавать заявки. И ПФКИ – это первый и, пока что, единственный фонд, который откликнулся, увидел в этой идее потенциал, и оказал значительную материальную поддержку.
Что главное в грантовой заявке?
— Во-первых, показать экспертам, что в твоем проекте есть новизна, необычность. Нужно удивить их своей идеей. Покажите им культурную инициативу! Именно «инициативу», а не то, что уже делалось сотни раз до вас. Второй важный фактор – минимальным количеством слов донести всю суть. Эксперты – такие же люди, как и мы. Они перечитывают тысячи заявок и устают. И им не хочется пробираться через дебри ваших умозаключений, которые вы не в состоянии упаковать в несколько лаконичных предложений. И третье, наверное, самое важное — неукоснительно следовать инструкциям при составлении заявки. Фонд предоставил достаточно справочных материалов, вычитав которые, любой, при наличии хорошей идеи, сможет победить.
Какой раздел заявки показался самым сложным?
Сергей провел много времени за описанием проекта, во-первых, пытаясь коротко и ясно изложить всю суть такого большого проекта, и, во-вторых, отвечая на те вопросы, которые он сам себе раньше не задавал.
— Описание проекта составляется по четкой инструкции по четкому плану. И над некоторыми вопросами из этого плана я раньше не задумывался. Пришлось покопаться в себе. Ну а второе по сложности, конечно, бюджет. Но опять же, повторюсь, если следовать всем рекомендациям фонда, то составить заявку и прописать смету не так уж и сложно.
Какие трудности возникали при работе с проектом?
Заявка на проект «Ковров. Сороковые» — это первый опыт Сергея участия в грантовом конкурсе. Поэтому ошибки неизбежны. Одна из них – не точный расчет бюджета. С этим сталкиваются многие молодые грантополучатели. Сергей – не исключение. Он заложил слишком много средств в бюджет проекта. Но, благодаря эффективно налаженной связи со специалистами фонда, удалось быстро решить возникшую проблему и пересчитать бюджет. Кстати, Сергей отмечает очень удобную связь с кураторами и быструю поддержку в спорных ситуациях:
— Другие фонды, не буду их называть, просто душу вынут из тебя за какие-то небольшие деньги. Бюрократия просто сводит с ума. Более того, в инструкциях не всегда корректно указаны требования к отчетности, в связи с чем возникают трудные ситуации и постоянные исправления. В ПФКИ же очень грамотно построена эта система. Ты тратишь минимум времени на отчетность, посвящая всего себя творчеству и работе над проектом.
Довольны результатом?
Сергей, не задумываясь, отвечает: «Да, доволен!». Он признается, что, благодаря поддержке фонда, это получилось самое яркое событие из всех проведенных ранее.
— Это было самое яркое событие из пяти проведенных нами, конечно же благодаря тому, что фонд нас поддержал. Мы смогли позволить гораздо больше: и пригласить коллективы, и привезти технику, и арендовать совсем другие, более интересные костюмы. Мы обеспечили питание и проживание участников.
Какие дальнейшие творческие планы?
Сергей готовит заявку на новый фестиваль гражданской реконструкции. Он так же будет посвящен городу Коврову.
— Мы долго думали, какую новую тематику выбрать. Реконструировать события времен ВОВ – немножко не то. Нам это не очень интересно, потому что об этом уже сказали все. Реконструировать современные события, связанные со специальной военной операцией – слишком дорого. Там и костюмы другие, и техника иная. И тут мы вспомнили, что, в 70-е годы, в нашем городе Коврове базировался военный гарнизон. И мы захотели показать его жизнь в 70-е годы. Я считаю, и молодежи, и взрослым будет интересно узнать, что Ковров имеет многолетнюю историю, и принимает активное участие в поддержании боеспособности нашей страны!
5 советов будущим грантополучателям.
- Не думайте, что Президентский фонд – это что-то недосягаемое, и победить в нем могут только крупные проекты и опытные грантополучатели. Нет, победить может даже новичок.
- Не бойтесь делать ошибки. Специалисты фонда рассматривают все заявки, и, если она подана не в последний день, дают возможность провести работу над ошибками, и подать снова.
- Читайте все документы, все приложения, данные фондом. Там нет ни одного лишнего слова. Не изучив их, победить будет крайне трудно.
- Представьте себе самую плохую, тяжелую ситуацию по проекту, и вообразите, как вы будете ее преодолевать.
- Самые важные разделы – описание и бюджет. Другие, конечно, тоже важны. Но именно их я советую проработать с особой тщательностью.
Двое прислонились друг к другу макушками голов, лежа на полу небольшого зала. Глаза закрыты, поза одинаковая, дыхание ровное. За ними наблюдают еще несколько десятков пар глаз. Включилась музыка, после недолгой паузы, когда оба прониклись током своих тел, сначала рука одного согнулась в локте, через десять секунд зеркально поднялась рука другого. Она пошевелила пальцами, и он – в ответ, как будто принял импульс. Можно ли чувствовать партнера по сцене так, что вы даже с закрытыми глазами будете делать движения всем телом синхронно, будто вы зеркала друг друга, и неважно, знакомы ли вы близко или нет?
Кажется, научить чувствовать и познавать состояния друг друга может только Ульяна Трушина, художественный руководитель и режиссер-постановщик театрального эксперимента «Авансцена» из Петербурга. Вы не подумайте, артисты далеко не актеры. Но то, что с ними происходит во время тренингов, репетиций и выходов на сцену, делает их профессионалами, эмпатичными, наполненными и искренними людьми.
Директор цирка на Цветном бульваре о профессии, призвании, ветеранах и отце
Влад Демин - актер театра и кино, мастер боевых искусств однажды понял, что современному обществу нужна помощь. Поэтому он создал психологический моноспектакль «ДВА. Честно о Родине. Честно о нас». Это история о двух противоположных личностях – патриот истинный и трусливый – которые борются в человеке, буквально разрывая его на части.
В прошлом году, 16 апреля, легендарный «Спартак» отмечал свое столетие. Останкинская башня тогда окрасилась в красно-белый, Президент России поздравил клуб, а в Москве и регионах прошло множество тематических мероприятий.
Инициатором одного из них был Илья Евгеньевич Качалов – директор кинокомпании, которая давно работает над созданием документальных фильмов. Он много лет вынашивал идею создания ленты про любимый клуб, но все время сомневался – нужно оно или нет. А юбилейная дата стала лучшим поводом реализовать давнюю инициативу.
О премьере фильма «Они сочинили Спартак», прошедшей на домашнем стадионе «красно-белых», говорили все крупные СМИ. Режиссером выступила многократный обладатель премии ТЭФИ, знаменитый режиссер-документалист Татьяна Малова. В итоге получился кинопроект не просто о футбольной команде, а о истории целой страны. Так что же такое – дух «Спартака» и почему «красно-белые» стали народной командой?
12 октября 2022 года в сети состоялась премьера фильма «Забытая история: Храмы Урала». Сегодня, впервые после премьеры фильма, Креативно.рф, в формате живого диалога, презентует документальную картину «Забытая история: Храмы Урала», и на основе режиссерского опыта Вадима Овчинникова, рассказывает: как снять хорошее документальное кино и с чего начинать молодому режиссеру?
Рассказываем, как придумать и реализовать театральную постановку, которая не только получит грант на реализацию, но и станет неординарным культурным событием. Именно это удалось Владу Колчину, музыканту, победившему рассеянный склероз. Его история борьбы с болезнью сначала стала книгой, а затем была поставлена на сцене.
Как организовать киносмотр уникального формата