5 ПУНКТОВ, КАК СДЕЛАТЬ ЯРКИЙ СПЕКТАКЛЬ
Рассказываем, как придумать и реализовать театральную постановку, которая не только получит грант на реализацию, но и станет неординарным культурным событием. Именно это удалось Владу Колчину, музыканту, победившему рассеянный склероз. Его история борьбы с болезнью сначала стала книгой, а затем была поставлена на сцене.
1. Найдите хорошую литературную основу
Спектакль невозможен без пьесы (хотя бывают, конечно, и исключения). А пьеса – без идеи. Поэтому сначала вы должны сформулировать, что вы хотите сказать, кому и, главное, зачем. Если ответ на эти вопросы найден, начинайте обрекать свои мысли в форму. Может быть, вашу идею можно ретранслировать в народ с помощью уже существующего произведения. Допустим, вы хотите внести свежую струю в давнюю историю противостояния родителям, как это было в «Гамлете» Шекспира. А, может быть, вам нужно придумать свою собственную историю. Тогда вы либо нанимаете драматурга и работаете с ним, либо пишите пьесу сами. Как правило, в театральном деле подавляющее большинство спектаклей ставятся по уже готовым пьесам. Ведь никто не помешает вам изменить ее под себя – это современный ход.
Что касается истории Влада Колчина, то сначала он написал книгу о своей борьбе с болезнью под названием «рассеянный склероз». Борьбе, к слову, успешной. Чуть позже он понял – этого мало. Тогда он решил, что его высказывание должно превратиться в спектакль.
2.Найдите хорошую команду соисполнителей
Бывает такое, что один человек становится и режиссером, и артистом и даже гардеробщиком в своем собственном театре. Но такое тоже происходит не часто. Для успешного проекта вам нужны единомышленники. В первую очередь те, кто будет непосредственно участвовать в реализации проекта. Влад Колчин обсуждал идею постановку со своим знакомым режиссером Искандером Сакаевым. Проводили даже профессиональные читки литературного материала.
— Однажды я ехал в метро, когда у меня в голове все устаканилось, и я подумал, что хорошо было бы сделать такой спектакль, – вспоминает Влад. – Воодушевленный я позвонил Искандеру, и он посоветовал мне режиссера Руслана Кацагаджиева, который совсем недавно получил театральную премию «Прорыв». Я отправил Руслану экземпляр книги. Через пару недель, буквально за считанные часы до отъезда в отпуск, мы встретились с ним на Московском вокзале и ударили по рукам.
Первым делом инициаторы проекта наняли драматурга, чтобы сделать из прозы Колчина текст пьесы. Режиссер стал думать над инсценировкой, начали искать актеров. Было непросто состыковать графики всех занятых в работе артистов, но с этим справились. Весь путь до премьеры спектакля занял пять месяцев. И это еще не очень долго по театральным меркам.
Есть и другие примеры. Например, в «Театре Луны» есть разные по масштабам спектакли.
— Я открыл свой театр 20 лет назад в маленьком подвальчике, - вспоминает народный артист Сергей Проханов. - В первой постановке «Византия» приняли участие 7 актёров, а всё остальное я делал сам: костюмы, декорации, свет. Я даже сам таскал пластмассовые стулья в зал из соседнего кафе. В настоящее время у меня, конечно, больше возможностей и людей, помогающих мне в этом деле. Когда я недавно работал над постановкой о жизни и творчестве Сальвадора Дали, были уже другие масштабы. В спектакле задействовано 18 актёров, и это только первый состав.
3. Найдите источники финансирования
Без денег далеко не уедешь. Нужно платить за аренду помещения, работу администратора и даже за рекламу – вы ведь хотите, чтобы на постановку кто-то пришел. Где взять деньги? Можно вложить свои накопления. Можно – взять кредит (крайне рискованный вариант, и мы его не советуем), а можно обратиться в какой-нибудь фонд, который предоставляет гранты для культурных проектов. В России один из самых крупных и известных подобных фондов называется Президентский фонд культурных инициатив.
Заходите на сайт, смотрите, когда начинается и заканчивается следующий этап приема документов на соискание грантов – и готовьте все необходимое. В первую очередь, вам потребуется заявка, в которой будет сформулировано описание вашей заявки.
— Для меня это был самый сложный этап, особенно в том, что касалось подготовки бюджета, - признается Влад. — Вот уж где без поддержки было не обойтись! В итоге написание гранта заняло два месяца. Все это время я в ноутбуке придумывал обоснование проекта, его описание и так далее. К счастью, была понятна идея, ясна аудитория, а все остальное приходило по ходу работы. И еще момент: чем больше мы работали над заявкой, тем больше убеждались в том, что это важная история, и что ее обязательно нужно сделать.
Самым сложным в заявке стала работа над бюджетом.
— Мы старались влезть в жесткие рамки бюджета, - признается Влад. - Но проблемы были, потому что невозможно учесть все нюансы. Элементарный пример: нам нужна была кровать, которая ездит по сцене, соответственно, у нее должны быть крепкие колеса. Новая кровать стоит очень дорого, а подержанная продается только с рук, и нам по ней не отчитаться в Фонд. К тому же ей нужно было постоянно приваривать новые колеса. Что делать? Приходилось как-то выкручиваться. Конкретно в этом случае команда проекта сократила расходы по другой статье, нашла место, где продаются подержанные кровати подешевле и пошли туда… Чтобы сократить расходы иногда нужна смекалка!
4. Разберитесь, кто является вашей аудиторией
Во-первых, вы должны понимать, кто является вашей целевой аудиторией. Если вы ставите на театральных подмостках спортивную драму, вам точно не стоит рекламировать спектакль в категории «Женщины 20-40 лет». А вот мужчин на таком спектакле точно будет больше половины зала.
Влад Колчин, работая над своей постановкой, понимал, что спектакль ориентирован на тех, кто столкнулся с этой болезнью.
— Спектакль посвящен врачам-исследователям. Еще один момент: мы с самого начала хотели, чтобы люди, которым поставлен диагноз рассеянный склероз, приходили на спектакль бесплатно. И они оставляют заявки, приходят. Для меня очень важно видеть их в зрительном зале, - рассказывает он.
Условно зрителей спектаклей можно поделить на две неравные части: те, кто приходит в театр, чтобы развлечься и те, кто приходит туда, чтобы подумать. В театре могут быть и те, и другие. Но вы должны понимать, на какую аудиторию направлен именно ваш спектакль.
— Люди готовы к серьезному разговору, к совместному поиску истины, к сложности режиссерского языка, - говорит генеральный директор театра имени Вахтангова Кирилл Крок. - Постоянных зрителей, которые ждут премьер, идут по второму разу посмотреть спектакль, следят за творчеством любимых артистов, — не менее 50 %. Сегодня посещение Вахтанговского театра престижно — и это видно по залу. Но случайных зрителей, зашедших развлечься, — практически нет.
И последнее - не забудьте о рекламе и пиаре. Если вы не будете сами рассказывать о своем детище, то о нем никто и не узнает.
5. В день премьеры не нервничайте
Просто получайте удовольствие. Этот день уже в любом случае войдет в историю. Возможно, что не в историю театрального искусства (хотя этого исключать нельзя), но точно в вашу личную историю. Поэтому сделайте все, чтобы встретить этот день в спокойном состоянии. Лишние нервы вам ни к чему. Да и потом... Нервами делу не поможешь.
— На премьерном показе мне казалось, что все происходит очень медленно, - вспоминает Колчин. - Первые полчаса я думал, что все идет не так, как надо, и не понимал, куда мне теперь самому деться? А потом как будто бы все разыгрались, и в конце зал встал. Аплодировали долго. Мы на первом показе буквально поднялись «с нуля до самого верха», и это были очень живые эмоции. Второй спектакль игрался легче, хотя тоже нервов хватало…
А вот что говорит по этому поводу театральный педагог Александр Дзюба: «Однажды на двери гримерной ведущего артиста одного из московских театров я увидел табличку: «Уважаемые коллеги! За час до спектакля прошу меня не беспокоить». Непосредственно перед выступлением постарайтесь изолировать себя от людей хотя бы на десять минут. Так, чтобы вас никто не отвлекал разговорами. Нужно сфокусировать свое внимание и физически успокоиться: посидеть с закрытыми глазами, по возможности ни о чем не думая».
Кстати, расслаблению очень хорошо помогают медитации или дыхательные гимнастики.
Двое прислонились друг к другу макушками голов, лежа на полу небольшого зала. Глаза закрыты, поза одинаковая, дыхание ровное. За ними наблюдают еще несколько десятков пар глаз. Включилась музыка, после недолгой паузы, когда оба прониклись током своих тел, сначала рука одного согнулась в локте, через десять секунд зеркально поднялась рука другого. Она пошевелила пальцами, и он – в ответ, как будто принял импульс. Можно ли чувствовать партнера по сцене так, что вы даже с закрытыми глазами будете делать движения всем телом синхронно, будто вы зеркала друг друга, и неважно, знакомы ли вы близко или нет?
Кажется, научить чувствовать и познавать состояния друг друга может только Ульяна Трушина, художественный руководитель и режиссер-постановщик театрального эксперимента «Авансцена» из Петербурга. Вы не подумайте, артисты далеко не актеры. Но то, что с ними происходит во время тренингов, репетиций и выходов на сцену, делает их профессионалами, эмпатичными, наполненными и искренними людьми.
Директор цирка на Цветном бульваре о профессии, призвании, ветеранах и отце
Влад Демин - актер театра и кино, мастер боевых искусств однажды понял, что современному обществу нужна помощь. Поэтому он создал психологический моноспектакль «ДВА. Честно о Родине. Честно о нас». Это история о двух противоположных личностях – патриот истинный и трусливый – которые борются в человеке, буквально разрывая его на части.
В прошлом году, 16 апреля, легендарный «Спартак» отмечал свое столетие. Останкинская башня тогда окрасилась в красно-белый, Президент России поздравил клуб, а в Москве и регионах прошло множество тематических мероприятий.
Инициатором одного из них был Илья Евгеньевич Качалов – директор кинокомпании, которая давно работает над созданием документальных фильмов. Он много лет вынашивал идею создания ленты про любимый клуб, но все время сомневался – нужно оно или нет. А юбилейная дата стала лучшим поводом реализовать давнюю инициативу.
О премьере фильма «Они сочинили Спартак», прошедшей на домашнем стадионе «красно-белых», говорили все крупные СМИ. Режиссером выступила многократный обладатель премии ТЭФИ, знаменитый режиссер-документалист Татьяна Малова. В итоге получился кинопроект не просто о футбольной команде, а о истории целой страны. Так что же такое – дух «Спартака» и почему «красно-белые» стали народной командой?
12 октября 2022 года в сети состоялась премьера фильма «Забытая история: Храмы Урала». Сегодня, впервые после премьеры фильма, Креативно.рф, в формате живого диалога, презентует документальную картину «Забытая история: Храмы Урала», и на основе режиссерского опыта Вадима Овчинникова, рассказывает: как снять хорошее документальное кино и с чего начинать молодому режиссеру?
Рассказываем, как придумать и реализовать театральную постановку, которая не только получит грант на реализацию, но и станет неординарным культурным событием. Именно это удалось Владу Колчину, музыканту, победившему рассеянный склероз. Его история борьбы с болезнью сначала стала книгой, а затем была поставлена на сцене.
Как организовать киносмотр уникального формата