«ХОТЬ ТЫ ЛОПНИ, ХОТЬ ТЫ ТРЕСНИ, А СПАРТАК НА ПЕРВОМ МЕСТЕ»
- «Всем, кто не понимает фанатского движения, я советую сходить на стадион, чтобы почувствовать эту энергетику, когда тысячи человек приходят ради нескольких десятков футболистов…»
- Илья Качалов, гендиректор киновидеостудии "Юность"
В прошлом году, 16 апреля, легендарный «Спартак» отмечал свое столетие. Останкинская башня тогда окрасилась в красно-белый, Президент России поздравил клуб, а в Москве и регионах прошло множество тематических мероприятий.
Инициатором одного из них был Илья Евгеньевич Качалов – директор кинокомпании, которая давно работает над созданием документальных фильмов. Он много лет вынашивал идею создания ленты про любимый клуб, но все время сомневался – нужно оно или нет. А юбилейная дата стала лучшим поводом реализовать давнюю инициативу.
О премьере фильма «Они сочинили Спартак», прошедшей на домашнем стадионе «красно-белых», говорили все крупные СМИ. Режиссером выступила многократный обладатель премии ТЭФИ, знаменитый режиссер-документалист Татьяна Малова. В итоге получился кинопроект не просто о футбольной команде, а о истории целой страны. Так что же такое – дух «Спартака» и почему «красно-белые» стали народной командой?
Как пришла идея проекта?
- Идея родилась несколько лет назад, когда мы поняли, что ФК «Спартак» решил отметить свое столетие в 2022 году. К тому моменту у нас на столе уже давно пылился сценарий фильма про братьев Старостиных – тех самых братьев, которые стояли у истоков клуба и памятник которым установлен на домашнем стадионе «Спартака». Как раз накануне большой даты мы решили соединить эти две истории – нашу инициативу и 100-летие клуба. И назвали этот фильм «Они сочинили Спартак».
Справка Креативно.РФ.
Николай, Александр, Андрей и Петр – легендарные, известные на весь СССР футболисты. Игроки московской команды «Спартак», которые принесли ей мировую славу, сделали ее поистине «народной» командой – что, впоследствии, сыграло с ними злую шутку. И, да - улица Николая Старостина в столице названа в честь старшего футболиста.
Кстати, на премьере фильма директор зала славы «Спартака» Алексей Матвеев сказал, что «если бы не они (Старостины – прим.ред), ничего бы у нас не было: ни этого фильма, ни стадиона, ни этого премьерного показа. Отошлю к названию фильма: именно они сочинили московский «Спартак». Все связи с театрами — МХАТом, Малым, Вахтангова и многими другими — тоже их заслуга. Более 90 процентов представителей театрального мира болеют за наш клуб…»
Илья Евгеньевич поставил себе задачу – фильмом ответить на вопрос: почему «Спартак» стал самым популярным (и самым титулованным) клубом. Не «Динамо», не «ЦСКА», а именно «красно-белые»?
Так почему же «Спартак» стал народным клубом?
Каждый из спикеров-экспертов в фильме по разному отвечал на этот вопрос. Но, в конце концов, все они сходились в одном: это единственная наша команда, которая была создана без поддержки какого-либо силового министерства или иного государственного органа. - Ведь, если посмотреть: «Локомотив» был создан при Московско-Казанской железной дороге, «Динамо» учредили по инициативе группы сотрудников и военнослужащих ГПУ – за что они долго в народе звались известным прозвищем. ЦСКА – это центральный спортивный клуб армии. А у истоков создания «Спартака» стоит лидер, один человек – Николай Петрович Старостин, который прожил 94 года и до последнего жил любимым делом – футболом. На его могиле и сейчас в день смерти собирается много людей. Они приносят красно-белые шарфики и чтят его, как единственного создателя всенародного клуба…
Люби "Спартак" в себе, а не себя в "Спартаке"...
Н.П. Старостин.
Людям, далеким от футбола, трудно понять человека, который за своей командой готов идти хоть на край света. Как можно объяснить такую рьяную любовь фанатов к игре?
Действительно, как так получается, что тысячи человек на стадионе и миллионы человек у экранов телевизоров готовы наблюдать за двадцатью игроками на поле?
- Я не думаю, что это надо объяснять. Это нужно просто принять. Во многих вещах в нашей жизни встречаются такие явления. Есть фанаты музыки, они также ездят за своими любимыми группами в другие города. Просто так устроен мир. Человеку нужно кому-то сопереживать, за кого-то болеть. А всем, кто не понимает фанатского движения, я советую сходить на стадион, чтобы почувствовать эту энергетику, когда тысячи человек приходят ради нескольких десятков футболистов… Это абсолютно невероятный выброс эмоций и адреналина.
Да, атмосфера на стадионе – это что-то невероятное. Задаваясь вопросом о такой сильной популярности футбола, я всегда приходил к одному выводу: это игра, которая доступна всем. Не нужно обладать какими-то специальными навыками. Нужен только мяч. Футбол доступен каждому. Это народная игра. В этом кроется секрет ее популярности.
Существует мнение, что современный футбол – не тот, что раньше. Это так?
Это вечная тема: раньше и трава была зеленее, и воздух чище, и жилось легче. Но о футболе действительно многие говорят, что он превратился из игры в бизнес. Футболисты получают миллионы, а играть лучше не начинают…
- Футбол сейчас не тот, что раньше. Конечно, это так. Потому что футбол – он тоже живой, и является неотъемлемой частью времени, в котором существует. Мы – люди – сами создаем эту игру. Великие команды, которые 50-70 лет назад были мировыми звездами, просто отражали свое время. Далеко не факт, что сегодня те игроки смогли бы показать какой-либо результат. К вопросу о тотальной коммерциализации – это, опять же, черта сегодняшнего дня. Но футболисты получают огромные зарплаты не за игру, а за то, чтобы они не перешли в другую команду. Это просто финансовая борьба. Ведь если другая команда сможет предложить больше, то хорошего игрока можно потерять. Поэтому зарплата – это отражение игры футболиста. Великие игроки получают много, потому что их можно пересчитать по пальцам…
В чем уникальность вашего фильма? Ведь про «Спартак» уже сказано очень много…
О «красно-белых» снималось много фильмов. Но это были фильмы, в основном, о победах команды, либо о каких-то периодах в ее жизни. С точки зрения «народности» команды о ней не говорил никто.
- Была ситуация, когда в 1976 году «Спартак» вообще вылетел из Высшей лиги в первую. Тогда был приглашен «Динамовский» тренер Константин Бесков, благодаря которому команда через два года вернулась в Высшую лигу.
Да, это известная история, «черный» период в жизни команды. Именно о таких вещах, чаще всего, снимают ленты. Илья Евгеньевич решил пойти другим путем. Работая над документальным фильмом, он провел исследование «народности» команды. Попытался ответить на вопрос: «Почему она стала самой популярной?». Ведь даже сейчас, когда есть возможность болеть за любую команду, создать свой клуб фанатов в любой точке земного шара – «Спартак» не растерял своей популярности…
Как вышли на конкурс Президентского фонда?
Путь к получению гранта был отнюдь не простым. Победить в конкурсе удалось только со второго раза.
- Подавались на первый конкурс 2022 года, а получили грант только во втором. Учли ошибки, доработали, и получили более высокий балл…
Президентский фонд больше подходил для проекта Ильи, потому что, кроме съемок фильма, был запланирован целый ряд тематических мероприятий: показы спортивных фильмов, встречи с лучшими игроками и ветеранами клуба, презентации книг об истории клуба и лучших игроках разных лет, встречи с их авторами, футбольные викторины, футбольные матчи среди юных любителей футбола, посвященные знаменательной дате.
Проект задумывался именно как культурная инициатива, поэтому выбор источника финансирования был очевиден.
Какие трудности сопровождали проект?
Главная сложность – проблемы с определением даты столетия клуба. Некоторые ветераны «Спартака» никак не согласны признавать юбилей в 2022 году. По их мнению, историю клуба необходимо отсчитывать с 1935 года, а не 1922-го.
Действительно, дата создания общества «Спартак» - 19 апреля 1935 года. И если отсчитывать историю клуба именно с приобретения всем известного названия и логотипа с ромбиком, то тогда наследникам Старостина исполнилось 87 лет. Но ведь до «Спартака» в 20-30-е годы была команда «Пищевики», а затем «Дукат». И легендарный Николай Петрович уже имел к ним прямое отношение.
Ключевая же дата - 18 апреля 1922 года – именно тогда был основан Московский кружок спорта Краснопресненского района (или просто МКС), впоследствии ставший футбольным клубом «Спартак».
- Ветераны, у которых мы брали интервью, не очень признавали это столетие. В частности, не признавал юбилей Никита Павлович Симонян – ему сейчас 96 лет – он ветеран «Спартака». Никита Павлович был игроком команды, затем тренером. Сейчас занимает должность во «Всероссийском футбольном союзе», ходит на работу. За время проекта мы брали у него интервью два раза…
Что самое главное в грантовой заявке?
- Писать простым языком. Мы два раза участвовали в конкурсе, и поняли, что, если ты говоришь о каком-то мероприятии – нужно выражаться максимально понятно и точно. Нельзя растекаться мыслью по древу. Второй момент – к каждому пункту расходов необходимо подписывать, откуда он взялся и почему именно такая сумма. Из-за бюджета, кстати, мы проиграли в первый раз: недостаточно подробно прокомментировали расходы. Казалось бы – мелочь. А она может стоить вам победы в конкурсе.
Когда вы создаете свой проект, то он для вас понятен. Но надо сделать так, чтобы он был понятен и для эксперта. Это частая ошибка грантополучателей, из-за которой многие проигрывают в конкурсе. «Если вы учёный, квантовый физик, и не можете в двух словах объяснить пятилетнему ребёнку, чем вы занимаетесь, — вы шарлатан». Пользуйтесь этим правилом, когда составляете проектную заявку!
- Всегда будьте готовы к тому, что некоторые договоренности, которые были актуальны на момент подготовки проекта, могут измениться. Всегда должен быть «План Б». В подобной ситуации очень помогает налаженный диалог с куратором. Буквально за один звонок можно сместить сроки, пересчитать смету. За вас решение никто придумывать не будет, но посоветуют, как выйти из той или иной ситуации.
Какие дальнейшие творческие планы?
Сейчас все основные мероприятия по проекту закончены. Фильм снят. Состоялась пресс-конференция в ТАСС. Организованы премьерные показы, в том числе на домашнем стадионе «Спартака», где, перед просмотром фильма, команда проекта передала музею юбилейную медаль, выполненную специально к столетию футбольного клуба. Такая же медаль была вручена присутствовавшему на кинопоказе ветерану ФК «Спартак-Москва» Дмитрию Ананко.
Полную версию фильма можно посмотреть тут.
- Мы будем подаваться на следующий конкурс Президентского фонда культурных инициатив с новым документальным проектом. Это будет история про стадионы, которые были у «Спартака» начиная с прошлого века и до наших времен…
А сейчас Илья сделал перерыв в футбольной тематике, и подал проект, связанный с историей нашей страны. Он будет посвящен гениальному русскому певцу Федору Шаляпину.
Какой совет дадите молодым грантополучателям?
- Ищите интересные истории, учитывайте опыт других, постоянно дорабатывайте свой проект. И обязательно смотрите семинары, которые организовывает фонд. Часто люди не придают значения таким вещам, а они дают весомое преимущество и приближают вас к победе.
Что ж, пожелаем Илье удачи с его новым проектом, и надеемся встретиться с ним в ближайшем будущем, чтобы обсудить очередной документальный фильм от его студии!
Двое прислонились друг к другу макушками голов, лежа на полу небольшого зала. Глаза закрыты, поза одинаковая, дыхание ровное. За ними наблюдают еще несколько десятков пар глаз. Включилась музыка, после недолгой паузы, когда оба прониклись током своих тел, сначала рука одного согнулась в локте, через десять секунд зеркально поднялась рука другого. Она пошевелила пальцами, и он – в ответ, как будто принял импульс. Можно ли чувствовать партнера по сцене так, что вы даже с закрытыми глазами будете делать движения всем телом синхронно, будто вы зеркала друг друга, и неважно, знакомы ли вы близко или нет?
Кажется, научить чувствовать и познавать состояния друг друга может только Ульяна Трушина, художественный руководитель и режиссер-постановщик театрального эксперимента «Авансцена» из Петербурга. Вы не подумайте, артисты далеко не актеры. Но то, что с ними происходит во время тренингов, репетиций и выходов на сцену, делает их профессионалами, эмпатичными, наполненными и искренними людьми.
Директор цирка на Цветном бульваре о профессии, призвании, ветеранах и отце
Влад Демин - актер театра и кино, мастер боевых искусств однажды понял, что современному обществу нужна помощь. Поэтому он создал психологический моноспектакль «ДВА. Честно о Родине. Честно о нас». Это история о двух противоположных личностях – патриот истинный и трусливый – которые борются в человеке, буквально разрывая его на части.
В прошлом году, 16 апреля, легендарный «Спартак» отмечал свое столетие. Останкинская башня тогда окрасилась в красно-белый, Президент России поздравил клуб, а в Москве и регионах прошло множество тематических мероприятий.
Инициатором одного из них был Илья Евгеньевич Качалов – директор кинокомпании, которая давно работает над созданием документальных фильмов. Он много лет вынашивал идею создания ленты про любимый клуб, но все время сомневался – нужно оно или нет. А юбилейная дата стала лучшим поводом реализовать давнюю инициативу.
О премьере фильма «Они сочинили Спартак», прошедшей на домашнем стадионе «красно-белых», говорили все крупные СМИ. Режиссером выступила многократный обладатель премии ТЭФИ, знаменитый режиссер-документалист Татьяна Малова. В итоге получился кинопроект не просто о футбольной команде, а о истории целой страны. Так что же такое – дух «Спартака» и почему «красно-белые» стали народной командой?
12 октября 2022 года в сети состоялась премьера фильма «Забытая история: Храмы Урала». Сегодня, впервые после премьеры фильма, Креативно.рф, в формате живого диалога, презентует документальную картину «Забытая история: Храмы Урала», и на основе режиссерского опыта Вадима Овчинникова, рассказывает: как снять хорошее документальное кино и с чего начинать молодому режиссеру?
Рассказываем, как придумать и реализовать театральную постановку, которая не только получит грант на реализацию, но и станет неординарным культурным событием. Именно это удалось Владу Колчину, музыканту, победившему рассеянный склероз. Его история борьбы с болезнью сначала стала книгой, а затем была поставлена на сцене.
Как организовать киносмотр уникального формата