КИНОРОМАН С ЧУКОТКОЙ
- «Это страна мужчин, бородатых «по делу», а не велением моды»
- Олег Куваев. «Территория»
Что хотели сделать?
Что вы знаете о Чукотке? Далеко. Холодно. Когда в Калининграде просыпаются, там уже возвращаются с работы домой.
А поверите ли вы, что в тундре, на территории вечной мерзлоты, где зима длится десять месяцев, проводят международный кинофестиваль? И это не разовая акция: он благополучно пережил шесть сезонов. И в жюри фестиваля «Золотой ворон» судействуют такие звезды, как Юрий Быков, а творец и спортсмен Олег Тактаров приезжает и проводит мастер-классы.
Как же появился кинофестиваль? Филипп Абрютин – художественный руководитель масштабного мероприятия – родился на Чукотке. Провел там детство. Потом уехал в столицу, но не забыл «пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Филипп всегда хотел быть полезным своей малой Родине. И стал:
— У меня было устойчивое желание реализовывать проекты на Чукотке и быть полезным. Поэтому, когда в 2016 году был объявлен год российского кино, и мы получили предложение от Департамента культуры, спорта и туризма Чукотки провести мероприятие в рамках года, сразу подумали о том, что это должно быть связано с нашим кино, поэтому привезли в Анадырь короткометражные фильмы и мастер-классы по актерскому мастерству. Киносмотр и образовательные мероприятия имели огромный успех у местных жителей. Интерес был настолько оглушительный, что после мероприятия, которое тогда называлось «Киновзлет», мы встретились с губернатором Копиным Романом Валентиновичем и обсудили, что будем делать дальше. Все указывало на то, что успех необходимо развивать: зрители хотели смотреть кино, хотели его обсуждать, хотели встречаться с авторами. Собственно, с этого и началась история «Золотого ворона».
Местные жители оценили – и потребовали еще. Отказать их желанию было невозможно. Надо было делать. Но не просто «делать», а делать еще лучше, чем прежде.
— На следующий год успех повторился и приумножился, - вспоминает Филипп. - Мы собирали аншлаги. Обсуждение картин длилось дольше, чем сами фильмы. Таким образом, мы постепенно из просмотра короткометражных работ превратились в серьезный российский кинофестиваль, и даже открыли свои конкурсные программы для зарубежных коллег из арктических стран мира.
Главной целью кинофестиваля организаторы обозначили развитие отечественного кинематографа путем привлечения внимания к российским картинам, связанным с жизнью в Арктике, и сохранение традиций коренных народов Сибири и Дальнего Востока.
Что получилось в итоге?
Получился международный арктический фестиваль, с поддержкой правительства Чукотки, Министерства культуры России, Департамента культуры Чукотки, и Президентского фонда культурных инициатив.
— Наш фестиваль зарождался в 2016 году из шести короткометражных фильмов и двух мастер классов, а сегодня у нас международное мероприятие с программой, которая длится две недели, с лабораторией «Чукотка.DOC». Я даже не могу сказать, какой кинофестиваль длится так долго. У нас каждый день насыщен. Мы привозили известных спортсменов, потому что считаем, что культура и спорт должны идти рядом: «в здоровом теле – здоровый дух». К нам приезжают актеры, режиссеры. И все они поражены красотой Чукотки, все хотят вернуться.
В чем секрет успеха? Все-таки даже просто доехать до Чукотки – целое приключение. А привезти туда фестиваль – наверное, подвиг.
— Наш секрет в том, что идея фестиваля была не инициативой сверху, - уверен Абрютин. - Существовала сильная потребность людей в таком мероприятии. И мы удовлетворили этот запрос. Кстати, хоть у нас победителей выбирает жюри, но обладателя гран-при всегда определяют именно зрители… Чукотка — уникальный регион. Это место, где пересекаются не только океаны, но и разные культуры, разные пути. И, благодаря таким проектам, как наш фестиваль, в отдаленных регионах начинает превосходить культурную повестку больших городов.
С какими трудностями столкнулись?
Как и в любом серьезном проекте, организаторы «Золотого Ворона» проходили через чреду сложностей. Одна из проблем – системный педагогический подход к занятиям в кинолаборатории. Курс длится три недели. А что потом? Ведь необходимо постоянно учиться, развиваться, оттачивать навыки киномастерства. Эта проблема, с ростом масштаба фестиваля, была решена:
— После завершения лаборатории мы продолжаем работать с учениками. Делаем упор на технические профессии: оператор, монтажер. Проводим отдельно курсы по актерскому мастерству, по режиссуре, по драматургии. Ну а те, кто, в рамках лаборатории, написали удачные сценарии, будут спродюсированы нами на уровне короткометражных фильмов.
Но, кроме организации регулярных занятий, были проблемы посерьезнее. Например, элементарная нехватка денег на оплату услуг.
— Я и моя команда – киношники, - делится Филипп. — Это та профессия, когда вы находитесь в состоянии постоянной неопределенности и боретесь за выживание. Но у нас уже есть профессиональная закалка. Мы знаем, что наша цель — дарить людям возможность смотреть хорошее кино. И мы очень благодарны помощи губернатора и Департамента культуры Чукотки. У нас много информационных партнеров, мы чувствуем поддержку зрителей. Да, деньги имеют колоссальное значение. Мы очень благодарны Фонду культурных инициатив, который оказал серьезную поддержку нашему фестивалю, позволил провести лабораторию и расширить географию проекта. Мы сегодня представлены во всех районах Чукотки. Благодаря ПФКИ наш проект стал не локализованным, а «всеарктическим» проектом. Показы идут от Мурманска до Чукотки.
Но не только на поддержку Фонда и правительства региона рассчитывает команда. Они – люди творческие. И к решению проблем подходят креативно:
— Были моменты, когда не хватало ресурсов. Но ничего страшного. Когда была проблема с транспортировкой оборудования, мы все тащили на своих плечах. Зрители видели это и помогали нам. Когда у нас не было ресурсов, чтобы нанять компанию для расклейки рекламных баннеров, мы сами, вместе с местными жителями, ходили и расклеивали их. Культура объединяет!
Что дальше?
В 2022–23 годах команда проекта расширяет географию фестиваля «Золотой ворон». Они проведут его не только на Чукотке, но и в Якутии, Санкт-Петербурге, Москве, Московской, Мурманской, Архангельской, Тюменской, Кемеровской, Иркутской, Магаданской и Сахалинской областях, Республике Коми и Карелии, Красноярском, Камчатском, Забайкальском, Приморском и Хабаровском краях, Ненецком, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах.
— Для нас цель поддержки развития отечественного кинематографа остается приоритетной, - уверен создатель фестиваля. - У нас есть стремление масштабировать еще больше наш проект. Мы знаем, что во многих регионах есть дефицит в культурной повестке, и готовы прийти на эти территории… Художественные фильмы с авторскими размышлениями, с нетривиальными сюжетами, с оригинальной составляющей будут все более и более популярными у наших зрителей. Уверен в этом. Тем более что в актуальных условиях поток зарубежных картин, которые построены на совершенно банальных сюжетах и держатся только на спецэффектах и не очень хорошем юморе, значительно сокращается. И теперь многим нашим качественным фильмам откроется дорога к зрительским сердцам. Сейчас все меняется.
«Но если не рисковать, то что делать дальше?»
Олег Куваев. «Территория»
Двое прислонились друг к другу макушками голов, лежа на полу небольшого зала. Глаза закрыты, поза одинаковая, дыхание ровное. За ними наблюдают еще несколько десятков пар глаз. Включилась музыка, после недолгой паузы, когда оба прониклись током своих тел, сначала рука одного согнулась в локте, через десять секунд зеркально поднялась рука другого. Она пошевелила пальцами, и он – в ответ, как будто принял импульс. Можно ли чувствовать партнера по сцене так, что вы даже с закрытыми глазами будете делать движения всем телом синхронно, будто вы зеркала друг друга, и неважно, знакомы ли вы близко или нет?
Кажется, научить чувствовать и познавать состояния друг друга может только Ульяна Трушина, художественный руководитель и режиссер-постановщик театрального эксперимента «Авансцена» из Петербурга. Вы не подумайте, артисты далеко не актеры. Но то, что с ними происходит во время тренингов, репетиций и выходов на сцену, делает их профессионалами, эмпатичными, наполненными и искренними людьми.
Директор цирка на Цветном бульваре о профессии, призвании, ветеранах и отце
Влад Демин - актер театра и кино, мастер боевых искусств однажды понял, что современному обществу нужна помощь. Поэтому он создал психологический моноспектакль «ДВА. Честно о Родине. Честно о нас». Это история о двух противоположных личностях – патриот истинный и трусливый – которые борются в человеке, буквально разрывая его на части.
В прошлом году, 16 апреля, легендарный «Спартак» отмечал свое столетие. Останкинская башня тогда окрасилась в красно-белый, Президент России поздравил клуб, а в Москве и регионах прошло множество тематических мероприятий.
Инициатором одного из них был Илья Евгеньевич Качалов – директор кинокомпании, которая давно работает над созданием документальных фильмов. Он много лет вынашивал идею создания ленты про любимый клуб, но все время сомневался – нужно оно или нет. А юбилейная дата стала лучшим поводом реализовать давнюю инициативу.
О премьере фильма «Они сочинили Спартак», прошедшей на домашнем стадионе «красно-белых», говорили все крупные СМИ. Режиссером выступила многократный обладатель премии ТЭФИ, знаменитый режиссер-документалист Татьяна Малова. В итоге получился кинопроект не просто о футбольной команде, а о истории целой страны. Так что же такое – дух «Спартака» и почему «красно-белые» стали народной командой?
12 октября 2022 года в сети состоялась премьера фильма «Забытая история: Храмы Урала». Сегодня, впервые после премьеры фильма, Креативно.рф, в формате живого диалога, презентует документальную картину «Забытая история: Храмы Урала», и на основе режиссерского опыта Вадима Овчинникова, рассказывает: как снять хорошее документальное кино и с чего начинать молодому режиссеру?
Рассказываем, как придумать и реализовать театральную постановку, которая не только получит грант на реализацию, но и станет неординарным культурным событием. Именно это удалось Владу Колчину, музыканту, победившему рассеянный склероз. Его история борьбы с болезнью сначала стала книгой, а затем была поставлена на сцене.
Как организовать киносмотр уникального формата