Вы находитесь в регионе:

?

Выбор региона

КАТАСТРОФА НА ПОДМОСТКАХ

Как получить грант на спектакль о чернобыльской аварии
  1. «…и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод…»
  2. Откровение Иоанна Богослова. Стих 8:10.

photo_2022-09-22_11-09-19.jpg

26 апреля 1986 года, в 1:23 ночи, прогремел страшный взрыв на Чернобыльской АЭС. Никто тогда не догадывался, что он станет одной из двух аварий в атомной энергетике, оцененных в семь баллов — максимальная степень тяжести по Международной шкале оценки ядерных событий.

Невероятная катастрофа как по количеству жертв, так и по финансовому ущербу. Полмиллиона человек участвовали в ликвидации последствий аварии. И эти последствия будут преследовать человечество еще сотни лет. Радиоактивному загрязнению подверглись 200 тысяч квадратных километров лесов, полей, озер и рек.

Но все эти факты вы, вероятно, уже знаете. Об этом было сказано сотни и сотни раз. О катастрофе снимались фильмы и сериалы, ставились спектакли. Ее ликвидаторам посвящались памятники, монументы, аллеи славы во множестве городов России. Припять и зона отчуждения воспевалась в книгах и компьютерных играх.

Разве можно о чем-то еще сказать по этой теме, преподнести ее как-то по-новому?

Оказывается, можно. Александр Аладышев — актер театра и кино, участник и лауреат многих международных театральных фестивалей — доказал это, поставив абсолютно уникальный, не имеющий аналогов спектакль-мистерию «Чернобыль. Путешествие с ангелом».

Заброшенный цех Владимирской ТЭЦ послужил театральным пространством, мужской православный хор — музыкальным сопровождением, а монологи выживших ликвидаторов стали основой сюжета. Все спектакли прошли с аншлагом.

О том, каким чудесным образом пришла идея спектакля, как страшные рассказы ликвидаторов заставляют по-другому взглянуть на жизнь, как удалось получить грант ПФКИ, и когда ждать гастрольный тур спектакля по России — рассказывает Александр Аладышев.

Как пришла идея проекта?

Идея театрального проекта по тематике Чернобыльской катастрофы пришла к Александру после того, как он лично пообщался с ликвидаторами последствий катастрофы, которые живут в его родном городе Владимире. Их истории, монологи, которые впоследствии легли в основу спектакля, произвели на нашего героя настолько сильное впечатление, что все его мысли стали крутиться вокруг одной идеи: спектакль о Чернобыле.

— Ликвидаторы, с которыми я общался, посоветовали мне много литературы по теме. Я начал читать. Интересоваться. Эта тема меня поглотила. Я думал, как лучше реализовать задуманное — пришел к идее камерного спектакля. А после, как сейчас помню: на Пасху я проснулся в 5 утра. и перед глазами картина: ангар, большие ворота, которые открываются, а за ними мощный луч света. Зрители сидят на «реакторе», который дымит и горит. И здесь же — мужской православный хор. И эта атмосфера цеха, завода, поющий хор, монологи ликвидаторов — все слилось воедино, и я понял, как будет выглядеть будущий спектакль…

Удивительная история рождения идеи. К кому-то «муза» приходит во сне, к кому-то — в виде знака. К нашему герою она спустилась в виде провидения.

Фазиль Искандер писал: «Вдохновение — это состояние одержимости истиной». После того, как на Александра снизошла идея многожанрового спектакля, он стал одержим ей до самого конца.

Почему тема Чернобыля оказалась близка для вас?

— Для меня это событие «ветхозаветного масштаба». Эта катастрофа поменяла многое. В том числе, понятие о «войне». Здесь мы врага не видим вообще. Его нельзя потрогать. Нельзя почувствовать. Он действует абсолютно по-другому. И масштаб влияния этого врага не только на ликвидаторов, но и на нашу страну, и на весь мир очень трудно осознать. Это пугает и это вызывает одно желание: сделать все, чтобы подобное не повторялось.

Какой посыл спектакля?

Основной посыл спектакля направлен на нас — современников, и на будущие поколения. Мы должны больше задумываться о личной ответственности и наконец-то начать понимать, что человек — не вершина эволюции и не царь природы. Мы на планете находимся очень и очень короткий промежуток времени и после нас планета не заканчивается. После нас живут другие. Наши дети. Наши внуки. И от нас ото всех зависит то, как этот мир будет жить.

— У нас было несколько слоганов, и основной из них: «Нет времени откладывать». Нет времени откладывать свою собственную жизнь: мол, я подумаю об этом завтра. Мы очень скоротечны. И если мы хотим позаботиться о будущем, то нужно заниматься этим сейчас. Сегодня. Бросить окурок в урну. Не оставлять свой мусор в лесу. Из таких мелочей складываются глобальные вещи. Такие мелочи позволяют избежать глобальных катастроф.

SKRVC0002-5344.jpg

Были сомнения, страх, что тему не примут?

— Да. Когда вышли сериал HBO и фильм Козловского, у нас возникли сомнения, стоит ли снова говорить об этой теме. Да и спектаклей о Чернобыле было поставлено не мало…

Но все сомнения отпали, когда была окончательно сформулирована уникальность проекта. Найдено отличие этого спектакля от других постановок на тему Чернобыля.

— Мы не занимаемся поиском правых и виноватых. Не ищем причины катастрофы. Не рассказываем о том, как это произошло и сколько людей погибло. Нам больше интересно это событие, как некий знак для человечества. Более того, мы зацепились за цитату из Библии:

«и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод…» 

— А трава «полынь» по-другому называется «чернобыльник». К этому можно относиться, как угодно, но с художественной точки зрения — это очень интересный образ.

Эта тема оказалась близка вам. Не было мысли, что другие с меньшей страстью отнесутся к ней? Действительно ли важно поднимать тему Чернобыля спустя более чем 30 лет?

— Конечно важно. И будет важно еще очень долго. Последствия катастрофы идут в будущее на десятки и сотни лет. Это очень серьезный символ и важное предупреждение для всех нас: во-первых, нужно понимать, что произошло. Во-вторых, нельзя забывать, что произошло. Здесь уже разговор даже не о Чернобыле, а в целом о технологическом прогрессе. Это же нами придумано и создано нашими руками. Но не боятся нужно прогресса, нет! Должна быть внимательность, аккуратность, и осознание того, что человеческий фактор всегда присутствует. Личная ответственность в таких вопросах должна быть на высоте. Поэтому, да, эту тему нужно поднимать на публике. Более того, мы в спектакле обращаемся, в том числе, к молодым. К нашему будущему.

Как публика реагировала на спектакль?

Удивительно, но самой распространённой реакцией была благодарность. Благодарность за то, что такие важные темы поднимаются и озвучиваются.

— Самым ценным для меня было то, что люди говорили о неком катарсисе. И во всей этой истории, во всем рассказе люди видели что-то светлое. Видели надежду в то, что мы способны меняться. Начинали понимать, что «человеку нужен человек». Более того, читая отзывы, я удивился, скольких людей коснулась эта катастрофа через близких и родственников. Этот факт еще больше сблизил публику на показах. И я понял, почему люди благодарили за спектакль…

Почему обратились в Президентский фонд?

Путь к фонду в проекте Александра — это целая история. В начале идея была сделать театральную историю. После спустившегося «провидения» на Пасху проект стал камерным, и без огромного ангара и мужского хора осуществиться не мог.

Spectakl_TEC.jpg

— Я, конечно, организовывал мероприятия. Но подобного масштаба, с поиском таких площадок — никогда.

Но, как говорится, «один в поле — воин», и Александр начал искать помещение, разговаривать с людьми, пытаться понять, сколько денег на это потребуется.

— В процессе поисков и исканий, которые заняли 2-3 месяца, я начал обрастать командой: друзья, коллеги, волонтеры. Тогда и возникло понимание, что без финансирования всю эту историю не потянуть.

Александр начал поиски спонсоров, меценатов. Они нашлись быстро, но их помощи было недостаточно. Тогда-то нашего героя и «занесло» на консультационную встречу для представителей некоммерческих организаций.

— Нас там было человек 8-10. И я презентовал свой проект. По реакции людей я понял, какое сильное впечатление на них произвела концепция Чернобыля. Они единогласно посоветовали подаваться в ПФКИ. Но до конца конкурса оставалось десять дней. Я спросил: «Реально ли успеть?». Ответ: «В теории – да, на практике – никто не пробовал».

И начался марафон из недели бессонных ночей за заполнением заявки, расписыванием бюджета, оформлением календарного плана. Александру помогло то, что, за счет большого опыта, у него было понимание самого театрального процесса: начиная от декораций, заканчивая режиссерскими нюансами. И, конечно, представление реальных расценок облегчило процесс оформления бюджета.

— Слава Богу, что тогда прием заявок продлили еще на неделю. За счет этого мы успели все «хорошо-хорошо» подготовить и отправить заявку.

Реальный пример, как за две недели сделать грантовую заявку на проект, который победит в конкурсе с первого раза. Конечно, не без помощи опытной команды действовал Александр…

Возможно ли заполнить заявку на грант в одиночку?

— За две недели — нет. В более адекватные сроки, думаю, возможно. Но, все-таки, мой совет — пользуйтесь помощью компетентных бухгалтеров и юристов. Лучше, чтобы эти два «бойца» были у вас в команде. Чтобы они консультировали вас с бюджетом, договорами и отчетами. Потому что очень легко попасть впросак. Мы, например, не знали всех нюансов. А будь у нас компетентный бухгалтер, мы могли бы немного расширить бюджет.

SKRVC0002-5506.jpg

Что главное в работе над заявкой?

— Главное — искренне желание осуществить то, о чем вы пишите в заявке. Идея должна быть такой силы, чтобы у вас хватило мотивации довести дело до конца в любом случае: с грантом или без. Желание должно быть именно реализовать, а не получить грант! Если такой настрой есть, то автоматически найдется и команда, и партнерская поддержка, и удача будет сопровождать вас непременно.

Чем хороший проект отличается от плохого?

— Мне кажется, новизной. Уникальностью. Конечно, трудно сделать что-то новое, суть у всех похожая: спектакль, концерт, фестиваль. Но даже, например, банальные народные танцы можно организовать, как у всех, а можно так, чтобы заинтересовать людей. С изюминкой.

Самый сложный этап в реализации проекта?

— Преодоление сомнений и страхов было самым сложным этапом. Когда только ввязываешься в новый проект, начинает казаться: «Ой, да кому это будет нужно…», «Ой, а вдруг не получится…». Но у нас была сильная идея, которая помогла побороть все страхи. И когда ты преодолеваешь их, проект начинает, образно говоря, сам вести тебя. Паровоз уже идет. И у нас случались, буквально, чудеса. Когда человек неожиданно пишет: «Я узнал о вашем проекте, могу помочь». И предлагает помощь в решении проблемы, которая еще вчера казалось неразрешимой!

Александр столкнулся еще с одной трудностью, связанной с зарплатами участникам проекта. Часто в проектах, желая качественно реализовать идею, руководители урезают себе и участникам команды заработную плату. Это нормальная ситуация.

Сложности возникают, когда с тобой в команде опытные специалисты и мастистые профессионалы: они не будут работать за копейку. У Александра в проекте «спецов» было достаточно. И найти компромисс между «не обидеть участников» и «не завысить грант» — задачка по силу только мудрому и опытному руководителю.

Каких результатов удалось добиться?

Во Владимире осенью 2021 года прошло три премьерных показа спектакля «Чернобыль. Путешествие с ангелом». Плюс несколько дополнительных показов для студентов. Все с аншлагом — более 150 человек на каждом спектакле. Было очень много отзывов от зрителей: сотни в социальных сетях и даже несколько десятков бумажных писем с благодарностями!

Заголовки региональных СМИ пестрили: «Главное событие сезона в театральной жизни», «Самый обсуждаемый спектакль». Местное телевидение транслировало отрывки спектакля.

Не обошлось без «федералов»: ТАСС упомянули нашумевшую постановку.

Какое будущее у проекта?

Видеоверсия спектакля будет рассылаться по театральным фестивалям. Александр надеется поучаствовать в них, но пока не совсем понятно, как будут подготавливаться фестивальные площадки: ведь заброшенный ангар – это главная «изюминка» спектакля.

«Чернобыль», однозначно, поедет по стране. Уже есть договоренность с 18-ю городами по всей России. Александр активно занимается организацией командировок, чтобы лично найти и посмотреть площадку. Концепцию спектакля нарушать нельзя.

— Исходя из отзывов, из мнений театральных критиков, я понимаю, что эта история актуальна. И, в связи с пандемией, с событиями, которые происходят в мире, она становится еще актуальнее. Это получается история совсем не о Чернобыле, а о нашем будущем. История с надеждой и верой в то, что мы можем меняться, и это зависит от нас самих. «Нет времени откладывать жизнь».

5 советов будущим грантополучателям.

  • Ваша идея должна быть достаточно мощной, чтобы вести вас и всю команду.

  • Очень важна надежная команда, в которой должно быть разделение труда и доверие.

  • Обязательно консультируйтесь с бухгалтером и юристом, если у вас нет соответствующих компетенций.

  • Не забудьте про опытного «пиарщика». Есть много классных проектов, о которых узнали три человека, из-за того, что их не смогли качественно продвинуть в сети.

  • Главное — любовь! Добавьте ее в ваш проект, и вас обязательно будет ждать успех!

Вам может быть интересно:
Театр и кино
23 Сентября
ШОУ "ИДЕЯ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ". ВЫПУСК 17: АЛЕКСАНДР НАЗАРОВ - БОРЕЦ ЗА ПРАВА СУПЕРМОДЕЛЕЙ И МАНЕКЕНЩИЦ

17 выпуск шоу «Идея требует защиты» всецело посвящен модельному бизнесу. Наш гость — Александр Назаров, сценарист, артист, театральный педагог. Художественный руководитель необычного "театра для людей" «TiATR» — где спектакли преподносятся публике «на ужин»: люди сидят не в зале, а за столиками, а режиссер говорит со зрителями не со сцены, а находясь у барной стойки. И сейчас Александра потянуло на серьезные социальные темы, о которых он решил говорить в формате вербатим-спектакля. Феномен «объективации» в модельном бизнесе.

Театр и кино
22 Сентября
КАТАСТРОФА НА ПОДМОСТКАХ

Как получить грант на спектакль о чернобыльской аварии

Театр и кино
21 Августа
ЦЕРКВИ, КОТОРЫЕ МЫ ПОЧТИ ПОТЕРЯЛИ

Как снять фильм об уральских храмах и заинтересовать им федеральный онлайн-кинотеатр

Театр и кино
19 Августа
КРЫМ - НАШ! УЖЕ БОЛЬШЕ 250 ЛЕТ

Как восстановить историческую справедливость

Театр и кино
16 Августа
КОСМОС КАК СЛУЧИВШЕЕСЯ

Как провести главный кинофестиваль страны, посвященный покорению Вселенной

Театр и кино
15 Августа
БЫЛИНЫ НОВГОРОДСКИХ УЛИЦ

Как ярко и эффектно запустить новый репертуар в уникальном театре

Театр и кино
15 Августа
ШОУ "ИДЕЯ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ". ВЫПУСК 10: БОРИС ГОЛОВИН, СОЗДАТЕЛЬ КОМИКСА О "ДОБРЫХ МОНСТРАХ"

В десятом, юбилейном выпуске шоу «Идея требует защиты» мы с нашим гостем — Борисом Головиным, заместителем директора Агентства социальных технологий и коммуникаций АНО «Астик» — будем говорить о комиксах. Вернее, о его идее создать «рисованную историю» о Добромонстриках — страшненьких, но добрых персонажах, через образы которых Борис нацелен продвигать традиционные российские ценности среди детей и подростков.

Театр и кино
8 Августа
ОТСУТСТВИЕ КРЫЛЬЕВ НЕ ОСВОБОЖДАЕТ ОТ ПОЛЕТА

Как театральное искусство помогает особенным детям

Театр и кино
18 Июля
ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ИНКЛЮЗИИ

Как сделать «храм искусств» доступной средой