КАТАСТРОФА НА ПОДМОСТКАХ
- «…и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод…»
- Откровение Иоанна Богослова. Стих 8:10.
26 апреля 1986 года, в 1:23 ночи, прогремел страшный взрыв на Чернобыльской АЭС. Никто тогда не догадывался, что он станет одной из двух аварий в атомной энергетике, оцененных в семь баллов — максимальная степень тяжести по Международной шкале оценки ядерных событий.
Невероятная катастрофа как по количеству жертв, так и по финансовому ущербу. Полмиллиона человек участвовали в ликвидации последствий аварии. И эти последствия будут преследовать человечество еще сотни лет. Радиоактивному загрязнению подверглись 200 тысяч квадратных километров лесов, полей, озер и рек.
Но все эти факты вы, вероятно, уже знаете. Об этом было сказано сотни и сотни раз. О катастрофе снимались фильмы и сериалы, ставились спектакли. Ее ликвидаторам посвящались памятники, монументы, аллеи славы во множестве городов России. Припять и зона отчуждения воспевалась в книгах и компьютерных играх.
Разве можно о чем-то еще сказать по этой теме, преподнести ее как-то по-новому?
Оказывается, можно. Александр Аладышев — актер театра и кино, участник и лауреат многих международных театральных фестивалей — доказал это, поставив абсолютно уникальный, не имеющий аналогов спектакль-мистерию «Чернобыль. Путешествие с ангелом».
Заброшенный цех Владимирской ТЭЦ послужил театральным пространством, мужской православный хор — музыкальным сопровождением, а монологи выживших ликвидаторов стали основой сюжета. Все спектакли прошли с аншлагом.
О том, каким чудесным образом пришла идея спектакля, как страшные рассказы ликвидаторов заставляют по-другому взглянуть на жизнь, как удалось получить грант ПФКИ, и когда ждать гастрольный тур спектакля по России — рассказывает Александр Аладышев.
Как пришла идея проекта?
Идея театрального проекта по тематике Чернобыльской катастрофы пришла к Александру после того, как он лично пообщался с ликвидаторами последствий катастрофы, которые живут в его родном городе Владимире. Их истории, монологи, которые впоследствии легли в основу спектакля, произвели на нашего героя настолько сильное впечатление, что все его мысли стали крутиться вокруг одной идеи: спектакль о Чернобыле.
— Ликвидаторы, с которыми я общался, посоветовали мне много литературы по теме. Я начал читать. Интересоваться. Эта тема меня поглотила. Я думал, как лучше реализовать задуманное — пришел к идее камерного спектакля. А после, как сейчас помню: на Пасху я проснулся в 5 утра. и перед глазами картина: ангар, большие ворота, которые открываются, а за ними мощный луч света. Зрители сидят на «реакторе», который дымит и горит. И здесь же — мужской православный хор. И эта атмосфера цеха, завода, поющий хор, монологи ликвидаторов — все слилось воедино, и я понял, как будет выглядеть будущий спектакль…
Удивительная история рождения идеи. К кому-то «муза» приходит во сне, к кому-то — в виде знака. К нашему герою она спустилась в виде провидения.
Фазиль Искандер писал: «Вдохновение — это состояние одержимости истиной». После того, как на Александра снизошла идея многожанрового спектакля, он стал одержим ей до самого конца.
Почему тема Чернобыля оказалась близка для вас?
— Для меня это событие «ветхозаветного масштаба». Эта катастрофа поменяла многое. В том числе, понятие о «войне». Здесь мы врага не видим вообще. Его нельзя потрогать. Нельзя почувствовать. Он действует абсолютно по-другому. И масштаб влияния этого врага не только на ликвидаторов, но и на нашу страну, и на весь мир очень трудно осознать. Это пугает и это вызывает одно желание: сделать все, чтобы подобное не повторялось.
Какой посыл спектакля?
Основной посыл спектакля направлен на нас — современников, и на будущие поколения. Мы должны больше задумываться о личной ответственности и наконец-то начать понимать, что человек — не вершина эволюции и не царь природы. Мы на планете находимся очень и очень короткий промежуток времени и после нас планета не заканчивается. После нас живут другие. Наши дети. Наши внуки. И от нас ото всех зависит то, как этот мир будет жить.
— У нас было несколько слоганов, и основной из них: «Нет времени откладывать». Нет времени откладывать свою собственную жизнь: мол, я подумаю об этом завтра. Мы очень скоротечны. И если мы хотим позаботиться о будущем, то нужно заниматься этим сейчас. Сегодня. Бросить окурок в урну. Не оставлять свой мусор в лесу. Из таких мелочей складываются глобальные вещи. Такие мелочи позволяют избежать глобальных катастроф.
Были сомнения, страх, что тему не примут?
— Да. Когда вышли сериал HBO и фильм Козловского, у нас возникли сомнения, стоит ли снова говорить об этой теме. Да и спектаклей о Чернобыле было поставлено не мало…
Но все сомнения отпали, когда была окончательно сформулирована уникальность проекта. Найдено отличие этого спектакля от других постановок на тему Чернобыля.
— Мы не занимаемся поиском правых и виноватых. Не ищем причины катастрофы. Не рассказываем о том, как это произошло и сколько людей погибло. Нам больше интересно это событие, как некий знак для человечества. Более того, мы зацепились за цитату из Библии:
«и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод…»
— А трава «полынь» по-другому называется «чернобыльник». К этому можно относиться, как угодно, но с художественной точки зрения — это очень интересный образ.
Эта тема оказалась близка вам. Не было мысли, что другие с меньшей страстью отнесутся к ней? Действительно ли важно поднимать тему Чернобыля спустя более чем 30 лет?
— Конечно важно. И будет важно еще очень долго. Последствия катастрофы идут в будущее на десятки и сотни лет. Это очень серьезный символ и важное предупреждение для всех нас: во-первых, нужно понимать, что произошло. Во-вторых, нельзя забывать, что произошло. Здесь уже разговор даже не о Чернобыле, а в целом о технологическом прогрессе. Это же нами придумано и создано нашими руками. Но не боятся нужно прогресса, нет! Должна быть внимательность, аккуратность, и осознание того, что человеческий фактор всегда присутствует. Личная ответственность в таких вопросах должна быть на высоте. Поэтому, да, эту тему нужно поднимать на публике. Более того, мы в спектакле обращаемся, в том числе, к молодым. К нашему будущему.
Как публика реагировала на спектакль?
Удивительно, но самой распространённой реакцией была благодарность. Благодарность за то, что такие важные темы поднимаются и озвучиваются.
— Самым ценным для меня было то, что люди говорили о неком катарсисе. И во всей этой истории, во всем рассказе люди видели что-то светлое. Видели надежду в то, что мы способны меняться. Начинали понимать, что «человеку нужен человек». Более того, читая отзывы, я удивился, скольких людей коснулась эта катастрофа через близких и родственников. Этот факт еще больше сблизил публику на показах. И я понял, почему люди благодарили за спектакль…
Почему обратились в Президентский фонд?
Путь к фонду в проекте Александра — это целая история. В начале идея была сделать театральную историю. После спустившегося «провидения» на Пасху проект стал камерным, и без огромного ангара и мужского хора осуществиться не мог.
— Я, конечно, организовывал мероприятия. Но подобного масштаба, с поиском таких площадок — никогда.
Но, как говорится, «один в поле — воин», и Александр начал искать помещение, разговаривать с людьми, пытаться понять, сколько денег на это потребуется.
— В процессе поисков и исканий, которые заняли 2-3 месяца, я начал обрастать командой: друзья, коллеги, волонтеры. Тогда и возникло понимание, что без финансирования всю эту историю не потянуть.
Александр начал поиски спонсоров, меценатов. Они нашлись быстро, но их помощи было недостаточно. Тогда-то нашего героя и «занесло» на консультационную встречу для представителей некоммерческих организаций.
— Нас там было человек 8-10. И я презентовал свой проект. По реакции людей я понял, какое сильное впечатление на них произвела концепция Чернобыля. Они единогласно посоветовали подаваться в ПФКИ. Но до конца конкурса оставалось десять дней. Я спросил: «Реально ли успеть?». Ответ: «В теории – да, на практике – никто не пробовал».
И начался марафон из недели бессонных ночей за заполнением заявки, расписыванием бюджета, оформлением календарного плана. Александру помогло то, что, за счет большого опыта, у него было понимание самого театрального процесса: начиная от декораций, заканчивая режиссерскими нюансами. И, конечно, представление реальных расценок облегчило процесс оформления бюджета.
— Слава Богу, что тогда прием заявок продлили еще на неделю. За счет этого мы успели все «хорошо-хорошо» подготовить и отправить заявку.
Реальный пример, как за две недели сделать грантовую заявку на проект, который победит в конкурсе с первого раза. Конечно, не без помощи опытной команды действовал Александр…
Возможно ли заполнить заявку на грант в одиночку?
— За две недели — нет. В более адекватные сроки, думаю, возможно. Но, все-таки, мой совет — пользуйтесь помощью компетентных бухгалтеров и юристов. Лучше, чтобы эти два «бойца» были у вас в команде. Чтобы они консультировали вас с бюджетом, договорами и отчетами. Потому что очень легко попасть впросак. Мы, например, не знали всех нюансов. А будь у нас компетентный бухгалтер, мы могли бы немного расширить бюджет.
Что главное в работе над заявкой?
— Главное — искренне желание осуществить то, о чем вы пишите в заявке. Идея должна быть такой силы, чтобы у вас хватило мотивации довести дело до конца в любом случае: с грантом или без. Желание должно быть именно реализовать, а не получить грант! Если такой настрой есть, то автоматически найдется и команда, и партнерская поддержка, и удача будет сопровождать вас непременно.
Чем хороший проект отличается от плохого?
— Мне кажется, новизной. Уникальностью. Конечно, трудно сделать что-то новое, суть у всех похожая: спектакль, концерт, фестиваль. Но даже, например, банальные народные танцы можно организовать, как у всех, а можно так, чтобы заинтересовать людей. С изюминкой.
Самый сложный этап в реализации проекта?
— Преодоление сомнений и страхов было самым сложным этапом. Когда только ввязываешься в новый проект, начинает казаться: «Ой, да кому это будет нужно…», «Ой, а вдруг не получится…». Но у нас была сильная идея, которая помогла побороть все страхи. И когда ты преодолеваешь их, проект начинает, образно говоря, сам вести тебя. Паровоз уже идет. И у нас случались, буквально, чудеса. Когда человек неожиданно пишет: «Я узнал о вашем проекте, могу помочь». И предлагает помощь в решении проблемы, которая еще вчера казалось неразрешимой!
Александр столкнулся еще с одной трудностью, связанной с зарплатами участникам проекта. Часто в проектах, желая качественно реализовать идею, руководители урезают себе и участникам команды заработную плату. Это нормальная ситуация.
Сложности возникают, когда с тобой в команде опытные специалисты и мастистые профессионалы: они не будут работать за копейку. У Александра в проекте «спецов» было достаточно. И найти компромисс между «не обидеть участников» и «не завысить грант» — задачка по силу только мудрому и опытному руководителю.
Каких результатов удалось добиться?
Во Владимире осенью 2021 года прошло три премьерных показа спектакля «Чернобыль. Путешествие с ангелом». Плюс несколько дополнительных показов для студентов. Все с аншлагом — более 150 человек на каждом спектакле. Было очень много отзывов от зрителей: сотни в социальных сетях и даже несколько десятков бумажных писем с благодарностями!
Заголовки региональных СМИ пестрили: «Главное событие сезона в театральной жизни», «Самый обсуждаемый спектакль». Местное телевидение транслировало отрывки спектакля.
Не обошлось без «федералов»: ТАСС упомянули нашумевшую постановку.
Какое будущее у проекта?
Видеоверсия спектакля будет рассылаться по театральным фестивалям. Александр надеется поучаствовать в них, но пока не совсем понятно, как будут подготавливаться фестивальные площадки: ведь заброшенный ангар – это главная «изюминка» спектакля.
«Чернобыль», однозначно, поедет по стране. Уже есть договоренность с 18-ю городами по всей России. Александр активно занимается организацией командировок, чтобы лично найти и посмотреть площадку. Концепцию спектакля нарушать нельзя.
— Исходя из отзывов, из мнений театральных критиков, я понимаю, что эта история актуальна. И, в связи с пандемией, с событиями, которые происходят в мире, она становится еще актуальнее. Это получается история совсем не о Чернобыле, а о нашем будущем. История с надеждой и верой в то, что мы можем меняться, и это зависит от нас самих. «Нет времени откладывать жизнь».
5 советов будущим грантополучателям.
- Ваша идея должна быть достаточно мощной, чтобы вести вас и всю команду.
- Очень важна надежная команда, в которой должно быть разделение труда и доверие.
- Обязательно консультируйтесь с бухгалтером и юристом, если у вас нет соответствующих компетенций.
- Не забудьте про опытного «пиарщика». Есть много классных проектов, о которых узнали три человека, из-за того, что их не смогли качественно продвинуть в сети.
- Главное — любовь! Добавьте ее в ваш проект, и вас обязательно будет ждать успех!
Двое прислонились друг к другу макушками голов, лежа на полу небольшого зала. Глаза закрыты, поза одинаковая, дыхание ровное. За ними наблюдают еще несколько десятков пар глаз. Включилась музыка, после недолгой паузы, когда оба прониклись током своих тел, сначала рука одного согнулась в локте, через десять секунд зеркально поднялась рука другого. Она пошевелила пальцами, и он – в ответ, как будто принял импульс. Можно ли чувствовать партнера по сцене так, что вы даже с закрытыми глазами будете делать движения всем телом синхронно, будто вы зеркала друг друга, и неважно, знакомы ли вы близко или нет?
Кажется, научить чувствовать и познавать состояния друг друга может только Ульяна Трушина, художественный руководитель и режиссер-постановщик театрального эксперимента «Авансцена» из Петербурга. Вы не подумайте, артисты далеко не актеры. Но то, что с ними происходит во время тренингов, репетиций и выходов на сцену, делает их профессионалами, эмпатичными, наполненными и искренними людьми.
Директор цирка на Цветном бульваре о профессии, призвании, ветеранах и отце
Влад Демин - актер театра и кино, мастер боевых искусств однажды понял, что современному обществу нужна помощь. Поэтому он создал психологический моноспектакль «ДВА. Честно о Родине. Честно о нас». Это история о двух противоположных личностях – патриот истинный и трусливый – которые борются в человеке, буквально разрывая его на части.
В прошлом году, 16 апреля, легендарный «Спартак» отмечал свое столетие. Останкинская башня тогда окрасилась в красно-белый, Президент России поздравил клуб, а в Москве и регионах прошло множество тематических мероприятий.
Инициатором одного из них был Илья Евгеньевич Качалов – директор кинокомпании, которая давно работает над созданием документальных фильмов. Он много лет вынашивал идею создания ленты про любимый клуб, но все время сомневался – нужно оно или нет. А юбилейная дата стала лучшим поводом реализовать давнюю инициативу.
О премьере фильма «Они сочинили Спартак», прошедшей на домашнем стадионе «красно-белых», говорили все крупные СМИ. Режиссером выступила многократный обладатель премии ТЭФИ, знаменитый режиссер-документалист Татьяна Малова. В итоге получился кинопроект не просто о футбольной команде, а о истории целой страны. Так что же такое – дух «Спартака» и почему «красно-белые» стали народной командой?
12 октября 2022 года в сети состоялась премьера фильма «Забытая история: Храмы Урала». Сегодня, впервые после премьеры фильма, Креативно.рф, в формате живого диалога, презентует документальную картину «Забытая история: Храмы Урала», и на основе режиссерского опыта Вадима Овчинникова, рассказывает: как снять хорошее документальное кино и с чего начинать молодому режиссеру?
Рассказываем, как придумать и реализовать театральную постановку, которая не только получит грант на реализацию, но и станет неординарным культурным событием. Именно это удалось Владу Колчину, музыканту, победившему рассеянный склероз. Его история борьбы с болезнью сначала стала книгой, а затем была поставлена на сцене.
Как организовать киносмотр уникального формата