Вы находитесь в регионе:

Огайо?

Выбор региона

ЦЕРКВИ, КОТОРЫЕ МЫ ПОЧТИ ПОТЕРЯЛИ

Как снять фильм об уральских храмах и заинтересовать им федеральный онлайн-кинотеатр
  1. «Мы фильмом делаем мягкий намек, чтобы церковь поняла, что есть объекты, которые нужно отдать под другие нужды. Ни в коем случае не делать из них склады, нет! Есть более гуманные способы сохранить заброшенный храм. Сделав из него, например, музей, библиотеку»
  2. Вадим Овчинников, член Гильдии межэтнической журналистики и режиссер.

photo_2022-08-23_22-04-39.jpg

Невероятно богата, красива и многогранна русская церковная архитектура: Владимиро-Суздальская, Новгородско-Псковская, Московская. Можно без конца изучать особенности стилей храмов разных эпох! А сколько же у христианских церквей типов: Крестово-купольный, Ротонда, Корабль, Четверик — только истинный специалист не запутается в них.

Дилетанты уверенно воскликнут, что наша храмовая архитектура целиком и полностью «сворована» у Византии. Но стоит только сравнить, как становится ясно, что заметные отличия касаются куполов, окон, украшений. А также мельчайших деталей. Благодаря этим различиям, некоторыми специалистами русский стиль называется не просто византийским, а смешанным — русско-греческим.

Но, к великому сожалению, огромное множество церквей сегодня находятся на грани от бесследного исчезновения: из 36 тысяч храмов в заброшенном или разрушенном состоянии находятся более 7 тысяч! Нередки случаи, когда, некогда величественный «дом Господень», едва удается отыскать по сохранившимся руинам фундамента.

Вадим Овчинников — член Гильдии межэтнической журналистики и режиссер — всегда интересовался архитектурой. И его беспокоило то, что, через какие-то 30-40 лет от брошенных храмов ни останется и следа. Мы потеряем невероятно богатое наследие церковной культуры! Отреставрировать все приходы он не мог. Зато ему вполне под силу сохранить историю на пленке. Так и родился документальный интернет видео-проект «Забытая история: храмы Урала».

О чем будет фильм, как сохранить все заброшенные церкви, почему трудно создавать проекты на молодую аудиторию, и как правильно написать заявку на грант, чтобы выиграть конкурс Президентского фонда культурных инициатив — обо всем этом в новом материале «Креативно.рф».

Как пришла идея проекта?

У Вадима — огромный опыт съемки документальных фильмов. За 11 лет в его портфолио накопилось более 450 картин о культуре Урала. И большая часть из них, так или иначе, но связана с архитектурой.

— У меня есть знакомая – Надежда Бурлакова. Она краевед-энтузиаст, автор проекта «Архликбез». На протяжении десяти лет занимается архитектурой церквей. Исследует их состояние и историческую ценность. Занимается систематизацией. И как-то в разговоре она затронула тему храмов Урала. Рассказала, что из 500 церквей в нашем регионе сохранилось не более 200. Меня зацепил этот факт. Более того, мы очень совпали в любви к архитектуре. И все это привело к решению снять документальный фильм об исчезающих храмах Урала.

В чем цель проекта?

Не будем юлить: брошенные храмы — это то, что исчезнет. И, скорее всего, уже не будет восстановлено никогда. Ведь если раньше село населяло 15 тысяч человек, то теперь в нем живут 150 стариков. И огромная церковь на тысячу прихожан никому не нужна.


02.jpg

— Да и время сейчас другое — мало людей ходят в храмы. Верующих стало меньше. Следовательно, и денег у приходов становится меньше. Поэтому очередная заброшенная церковь на Урале — хоть она и красивая, большая, древняя — не будет восстановлена уже никогда. А своим фильмом мы пытаемся сохранить хоть какую-то память об этих объектах культурного, архитектурного наследия. Чтобы они остались с нами хотя бы в виде записи…

Чем фильм будет интересен людям из других городов России?

В первую очередь, проект ориентирован на тех, кто уже интересуется архитектурой России. Им фильм будет интересен, потому что — мало кто знает — на Урале есть храмы, в строительстве которых задействованы архитекторы, которые проектировали известные здания Москвы или Петербурга.

То есть храм, который находится в деревне в 400 километрах от Екатеринбурга, может иметь связь со столичными церквями. Например, Троицкий собор в Верхотурье, который был построен по указу Петра великого. Специалисты отмечают этот храм, как лучший образец «московского» барокко на Урале. В 1959 году международная конференция в Гааге включила Троицкий собор в число наиболее значительных архитектурных памятников в мире!

— Самое интересное в Храмах Урала то, что вокруг них до сих пор живут люди. И, если мы говорим о модном «сторителлинге», то у каждой церкви несмотря на то, что они увядают, продолжается своя история, своя жизнь. Где-то бабушки ходят и своими силами восстанавливают их, где-то в брошенных храмах продолжаются Богослужения…

История отдельной церкви рассказывает нам о истории государства через людей, которые жили вокруг. Через людей, которые маленькими бегали вокруг этих величественных объектов. Потом подростками и взрослыми, будучи атеистами, приходили в это здание, которое стало зернохранилищем. И сейчас, уже стариками, вернувшись к Богу, пытаются восстановить то, что осталось от былого величия. Это словно настоящая, большая история нашей страны через маленькие истории поселков и городов.

В чем уникальность проекта?

— Рассказываю вам впервые, потому что мы еще никому о проекте не давали интервью. Уникальность концепции фильма в том, что мы разделили десять выбранных храмов по идее: осенью мы сняли объекты, которых ждет неминуемая гибель. Зимой сняли те храмы, которые практически превратились в руины. Весной — которые имеют шанс к возрождению. И летом сняли те, которые возродились и сейчас функционируют.

2686015_original.jpg

Более того, в каком-то смысле Вадим повторяет подвиг фотографа Прокудина-Горского — создателя «Коллекции достопримечательностей Российской империи». Если бы он не создал этот фотоальбом, то о большинстве объектов в нем никто бы и не вспомнил. Так же и с храмами Урала.

— Уникальность проекта еще и в том, что мы фиксируем на видео уходящую эпоху, особо интересную архитектуру… Последняя книга на эту тему вышла десять лет назад. И это было просто несколько фотографий храмов. А где история? Где архивные материалы? Где нынешнее состояние объектов? Возможно, еще уникально и то, что часть храмов, наверное, благодаря медиа-охвату станет, хотя бы, законсервированным объектом. Им хотя бы сделают крыши, которые позволят содержать их в сухости. 

Какой посыл несет фильм?

Все заброшенные храмы находятся в ведомстве РПЦ. Она пытается обустроить жизнь многих, далеких от больших городов приходов, но это, к сожалению, не всегда получается. И вина здесь лежит не на церкви, ни в коем случае. Проблема и печальный факт в том, что, к сожалению, как религиозное сооружение эти остатки некогда богатых храмов больше функционировать не будут. Потому что некому в них ходить, следовательно, и финансировать их будет некому.

Нужно признаться себе в этом. А если мы поставим объект на баланс министерства культуры, как музей, то за зданием, как никак, но будут следить.

— Мы фильмом делаем мягкий намек, чтобы церковь поняла, что есть объекты, которые нужно отдать под другие нужды. Ни в коем случае не делать из них склады, нет! Есть более гуманные способы сохранить заброшенный храм. Сделав из него, например, музей, библиотеку.

Что эксперты хотят видеть в грантовой заявке?

— Первое: мы должны делать проект для людей и измерять людьми. Не сапогами, табуретками, яблоками. А людьми. Мероприятия должны нести пользу и помогать человеку окультуриваться, просвещаться. Гранты выдаются на искреннюю культурную инициативу, а не на бездушную закупку оборудования для своего музея. На конкурс подается множество проектов, которые я называю «проекты о спасении вымирающего вида квадратных мячиков». Их пишут люди, которые, будто бы, не живут в России. Не понимают остроты и значимости конкретных вещей! Второе: актуальность. Всегда думайте об инновационности. Очень много проектов, которые из пустого в порожнее делают снова одно и то же…

Подсказка, кстати, заложена в самом названии фонда: «культурных инициатив». Какая у вас есть инициатива? Выпустить книжку? Книжки выпускались и до вас. В чем будет оригинальность вашего издания?


F6ZOeOJZzGc.jpg

— Третье: бюджет. Это самое важное. Люди у нас очень плохо пишут бюджет! У них он просто оторван от реальности. Пишут зарплату либо 5 тысяч в месяц, либо полтора миллиона. Есть среднерыночная цена, обоснованность расходов, логичность, связанная измеримость работы и труда. Некоторые грешат тем, что пишут бюджет без детального обоснования трат: «шторы — 10 тысяч рублей». Нет, ребят, так не пойдет! Нужно объяснить: зачем шторы, какой марки, какая ткань, дать ссылку на стоимость, обосновать, как это связано с мероприятиями проекта. И, в конце концов, фонд ведь дает все справочные материалы. Проводит обучение. Но каждый, видимо, слышит что-то свое…

Как понять, что твой проект будет интересен целевой аудитории?

— Лучше на каждом этапе быть в диалоге со своей аудиторией. Делать посты про проект. Собирать обратную связь. Привлекать фокус-группы.

Если говорить об актуальности, то невозможно сделать неактуальный проект, если четко придерживаться требований фонда — это, опять же, к разговору о внимательном прочтении инструкций и методичек. Если написано — приложить опросы, документы, исследования — значит нужно перед подачей в фонд их провести. И сразу станет все ясно.

Как максимально эффективно донести до молодежной аудитории посыл проекта?

Не секрет, что современная молодежь — довольно специфичная аудитория для диалога. К ней нужно находить уникальный подход. Свой «ключик».

Вадим — преподаватель социальной коммуникации. Автор ряда методик, среди них — «Y-8: теория поколения в продвижении культуры и патриотического контента среди молодежной аудитории». Поэтому о взаимодействии с подростками он знает все. И даже больше.

— Во-первых, нужно быть профессионалом. Как бы банально это не звучало, но сейчас молодых людей трудно чем-либо удивить. Многие ребята, имея доступ к технике, снимают не хуже, а то и лучше режиссеров с образованием. Если вы сделаете фильм с непонятным посылом, с отсутствием связи между видеорядом и музыкой, без красивой картинки — молодежь над вами посмеется. Во-вторых, нужно найти свой неповторимый стиль. Подростки сегодня видели все. Если удивите их — завоюете толпу молодых фанатов. И третье: сегодня время поколения айфонов. Люди хотят выглядеть «статусно», даже если этому статусу они не соответствуют. И ваш проект должен быть привлекательным, красивым. Ваш фильм должно быть модно смотреть. Простыми словами: дайте молодым людям яркую упаковку, и они ее купят. Несмотря на пустоту содержания.

prokop_1_max.jpg

Поэтому, при подготовке к проекту, не стоит сбрасывать со счетов такую важную науку, как социология. Тщательный анализ аудитории поможет найти те точки, на которые следует надавить, чтобы просмотры и лайки поползли вверх.

— Возьмите ролик, условно, с презентацией новой «БМВ». Проанализируйте его. Поймите, как он смонтирован. Какая музыка. Какие детали. Запишите на листочек и снимите по этому лекалу свой ролик о кройке русской народной рубахи. Мы ничего не поменяли — рубаха осталась рубахой. Но духу времени начали соответствовать.

Когда ждать премьеру?

Фильм «Забытая история: храмы Урала» должен выйти в конце октября 2022 года. Сейчас он на стадии финального монтажа: расставляются специально созданные графические элементы.

— Есть такой онлайн-кинотеатр — «Окко». У них мы размещаем свои фильмы. И он не возьмет кино, если в нем не будет красивой картинки и качественной подачи. Мой вам совет: если вы снимаете картину, стремитесь к тому, чтобы она попала в федеральные онлайн-кинотеатры. Это будет показателем качества.

А здесь представлены фильмы нашего героя, которые размещены на федеральном кинопортале.


WhatsApp Image 2022-08-17 at 17.23.12.jpeg

Довольны тем, что сейчас получается?

— Скажу честно: у меня – профессиональная шизофрения. Я всегда недоволен своими проектами. Но во мне есть еще одна черта – я понимаю, как получившееся воспринимает зритель. Я переключаюсь, перерождаюсь в представителя целевой аудитории, и очень критично смотрю. Но «Храмами Урала» я доволен: как со стороны режиссера, так и со стороны зрителя.

Пять советов будущим грантополучателям.

  • Внимательно изучить все видеоматериалы и методические пособия. Не пробежаться по диагонали, а прочитать! Очень часто слышу: «Я прочитал и не понял». Становиться жаль человека, ведь у него отсутствует способность складывать буквы в слова…

  • Подумайте о том, нужна ли людям ваша идея, и не делайте «проекты о спасении вымирающего вида квадратных мячиков».

  • Актуальность должна быть доказана не «потому что это нравится маме», а документами, опросами, фокус-группами. Очень часто, доказывая востребованность, пишут: «Владимир Владимирович Путин сказал на собрании по культуре о том-то и о том-то…». Он сказал правильную вещь. Но с чего вы взяли, что это имеет отношение конкретно к вашему проекту? Или пишут: «Культура очень важна…». Мы знаем это клише. Не стоит его повторять.

  • «Один в поле не воин». Это факт. И лезть в проект без команды, в которой ты уверен, ни в коем случае нельзя. В одиночку ты даже бухгалтерию не сделаешь!

  • И главное — бюджет. Ответьте на вопрос: зачем вам нужны деньги. Это же просто! Честно ответив, проблем с составлением бюджета у вас не возникнет.


Вам может быть интересно:
Театр и кино
20 Января
«ЗАДЕВАТЬ ЗА БОЛЬНОЕ»: КАК ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ «АВАНСЦЕНА» СТАНОВИТСЯ БЛИЖЕ К ЗРИТЕЛЮ

Двое прислонились друг к другу макушками голов, лежа на полу небольшого зала. Глаза закрыты, поза одинаковая, дыхание ровное. За ними наблюдают еще несколько десятков пар глаз. Включилась музыка, после недолгой паузы, когда оба прониклись током своих тел, сначала рука одного согнулась в локте, через десять секунд зеркально поднялась рука другого. Она пошевелила пальцами, и он – в ответ, как будто принял импульс. Можно ли чувствовать партнера по сцене так, что вы даже с закрытыми глазами будете делать движения всем телом синхронно, будто вы зеркала друг друга, и неважно, знакомы ли вы близко или нет?

Кажется, научить чувствовать и познавать состояния друг друга может только Ульяна Трушина, художественный руководитель и режиссер-постановщик театрального эксперимента «Авансцена» из Петербурга. Вы не подумайте, артисты далеко не актеры. Но то, что с ними происходит во время тренингов, репетиций и выходов на сцену, делает их профессионалами, эмпатичными, наполненными и искренними людьми.

Театр и кино
1 Октября
МАКСИМ НИКУЛИН: СМЕЮТСЯ НЕ НАД КЛОУНОМ, А ВМЕСТЕ С НИМ

Директор цирка на Цветном бульваре о профессии, призвании, ветеранах и отце

Театр и кино
1 Мая
«ДЛЯ МЕНЯ ПАТРИОТИЗМ – ЭТО ЛЮБОВЬ…»

Влад Демин - актер театра и кино, мастер боевых искусств однажды понял, что современному обществу нужна помощь. Поэтому он создал психологический моноспектакль «ДВА. Честно о Родине. Честно о нас». Это история о двух противоположных личностях – патриот истинный и трусливый – которые борются в человеке, буквально разрывая его на части.

Театр и кино
20 Марта
«ХОТЬ ТЫ ЛОПНИ, ХОТЬ ТЫ ТРЕСНИ, А СПАРТАК НА ПЕРВОМ МЕСТЕ»

В прошлом году, 16 апреля, легендарный «Спартак» отмечал свое столетие. Останкинская башня тогда окрасилась в красно-белый, Президент России поздравил клуб, а в Москве и регионах прошло множество тематических мероприятий.

Инициатором одного из них был Илья Евгеньевич Качалов – директор кинокомпании, которая давно работает над созданием документальных фильмов. Он много лет вынашивал идею создания ленты про любимый клуб, но все время сомневался – нужно оно или нет. А юбилейная дата стала лучшим поводом реализовать давнюю инициативу.

О премьере фильма «Они сочинили Спартак», прошедшей на домашнем стадионе «красно-белых», говорили все крупные СМИ. Режиссером выступила многократный обладатель премии ТЭФИ, знаменитый режиссер-документалист Татьяна Малова. В итоге получился кинопроект не просто о футбольной команде, а о истории целой страны. Так что же такое – дух «Спартака» и почему «красно-белые» стали народной командой?

Театр и кино
18 Ноября
«ЗАБЫТАЯ ИСТОРИЯ: ХРАМЫ УРАЛА»: КАК СНЯТЬ КАЧЕСТВЕННОЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО И ОСТАТЬСЯ ЧЕСТНЫМ ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ

12 октября 2022 года в сети состоялась премьера фильма «Забытая история: Храмы Урала». Сегодня, впервые после премьеры фильма, Креативно.рф, в формате живого диалога, презентует документальную картину «Забытая история: Храмы Урала», и на основе режиссерского опыта Вадима Овчинникова, рассказывает: как снять хорошее документальное кино и с чего начинать молодому режиссеру?

Театр и кино
16 Ноября
5 ПУНКТОВ, КАК СДЕЛАТЬ ЯРКИЙ СПЕКТАКЛЬ

Рассказываем, как придумать и реализовать театральную постановку, которая не только получит грант на реализацию, но и станет неординарным культурным событием. Именно это удалось Владу Колчину, музыканту, победившему рассеянный склероз. Его история борьбы с болезнью сначала стала книгой, а затем была поставлена на сцене.

Театр и кино
18 Ноября
КИНО О НАРОДЕ И ДЛЯ НАРОДА

Как показать этническое многообразие России

Театр и кино
16 Ноября
РЕКОНСТРУКЦИЯ ЖИЗНИ

Как вовлечь зрителей в исторический быт и культуру

Театр и кино
16 Ноября
ВЛЮБЛЕННЫХ В ИСКУССТВО СТАЛО БОЛЬШЕ

Как организовать киносмотр уникального формата