КРЫМ - НАШ! УЖЕ БОЛЬШЕ 250 ЛЕТ
- «В центре нашего города стоит памятник — Долгоруковский обелиск. Старейший памятник, который знают все местные жители. И мы задумались: а сколько людей реально понимают, в честь чего установлен обелиск? Взяли видеокамеру и начали ходить по городу. Выяснилась катастрофическая ситуация: 90 процентов опрошенных понятия не имеют, кому посвящен памятник...»
- Андрей Скрипцов, режиссер, руководитель проекта «250 лет Российскому Крыму».
Опрос, проведенный писателем и режиссером из Симферополя Андреем Скрипцовым, показал, что огромное количество людей понятия не имеют о присоединении Крыма к России армией Долгорукова в 1771 году и уверены, что полуостров стал «нашим» лишь в 2014-м. Эта катастрофа в области исторического и патриотического просвещения никак не устраивала Андрея, и он решил снять фильм, в котором бы четко и ясно объяснялось: когда, на самом деле, Крым стал российским. И снял. Мы поговорили с Андреем и спросили, как он пришел к осознанию важности патриотического и исторического воспитания, почему фильмом обратился именно к старшеклассникам, и как получил грант Президентского фонда на организацию съемок.
Как пришли в режиссуру?
Андрей Скрипцов — режиссер, на счету которого более десяти фильмов. Первое образование — экономическое. Второе — философское. Но нашел он себя только в третьем высшем — кинорежиссуре.
— Я всю жизнь хотел заниматься искусством. Но, в силу разных обстоятельств, дошел до него только к 40 годам. Мой предыдущий опыт и образования дали очень серьезное понимание картины мира. Я знаю жизнь с разных сторон. Моя профессиональная деятельность как режиссера началась с создания студии театра и кино «Инсайт». Мы сразу же заняли нишу патриотического кино, и, на сегодняшний день, сняли около 50 проектов - документальных и игровых. В том числе крупных полнометражных фильмов.
Сейчас Андрей работает над десяти-серийным фильмом «Крым. Зеркало истории». На который ему так же удалось получить грант Президентского фонда. Но сегодня нас интересует его первый проект — «250 лет Российскому Крыму», с которого и началось знакомство Скрипцова с фондом.
Как пришла идея проекта?
Все идеи приходят очень просто, если идти от потребностей общества. Так поступил и Андрей. Проведя небольшой опрос среди жителей Крыма, он понял, что люди категорически нуждаются в историческом просвещении.
— Приведу простой пример: ребенок может не осознавать, что нуждается в витаминах, и хотеть шоколадку. Но, на самом деле, ему нужны полезные вещества, а сладкое совсем не нужно. Такая же ситуация получилась и с жителями Симферополя. В центре нашего города стоит памятник — Долгоруковский обелиск. Старейший памятник, который знают все местные жители. И мы задумались: а сколько людей реально понимают, в честь чего установлен обелиск? Взяли видеокамеру и начали ходить по городу. Выяснилась катастрофическая ситуация: 90 процентов опрошенных понятия не имеют, кому посвящен памятник. Люди годами ходят по улицам, и не знают, что их окружает. Они не осознают, что нуждаются в историческом просвещении.
Когда Андрей увидел масштаб разверзшейся перед ним бездны, понял, что нужно ликвидировать это катастрофически опасное явление. Так и родилась идея съемки документального фильма об истории российского Крыма.
— Усугубляет ситуацию и то, что на полуострове патриотическое и историческое образование, в силу нахождения 23 года (1991-2014 - прим. Ред.) в составе Украины, сильно просело. Школы работали отвратительно. Учебники переписывались по программам, мягко скажем, русофобским. История – фальсифицировалась нещадно. И на этой почве выросло и успело дать корни целое поколение. Наш проект —первый маленький, но очень важный шаг к решению этой проблемы.
Справка Креативно.РФ
Долгоруковский обелиск был установлен в Симферополе в 1842 году в честь князя Василия Михайловича Долгорукова-Крымского, под командованием которого русские войска в 1771 году одержали победу над турецко-татарскими войсками и овладели Крымом. Центровая достопримечательность Симферополя и символ Таврической губернии. Память о том, как 250 лет назад Крым стал Российским.
Как вы считаете, действительно ли нуждается ваша целевая аудитория в подобной форме патриотического образования?
— А мы не считаем. Мы знаем это точно. Каждый наш проект включает в себя анкетирование: до и после. Примитивный, но эффективный способ. Листочек с вопросами: «В войне с какой страной победила русская армия во главе с князем Долгоруковым?», например. Потом показываем фильм. И снова анкетирование. В зависимости от школы результат улучшения знаний по данной теме — от 70 до 90 процентов.
Если дети, просмотрев фильм, дали правильные ответы на вопросы, на которых они прежде ошибались — можно сделать вывод, что кино они смотрят внимательно и с интересом. Вспомните себя в школьные годы: неинтересная лекция или презентация, вы считаете минуты до звонка, лишь бы это закончилось, и о восприятии темы даже не думаете. При отсутствии интереса никакой материал «не зайдет». Фильм о Крыме, по результатам анкетирования, ребятам «зашел».
— После показа фильма мы брали короткие интервью со школьниками: понравилось-не понравилось. Дети очень подробно объясняли, что им запомнилось, что было интересно, а что нет. Интересные мероприятия подобного формата повышают вероятность того, что ребенок, придя домой, захочет самостоятельно «покопать» материал по теме.
С какими проблемами столкнулись?
Проблема кинодокументалистики про девятнадцатый и более ранние века в том, что в те времена не было видеокамер. Соответственно, ни о какой хронике речи быть не может. В распоряжении режиссеров — только военные карты и живопись. А этого, мягко говоря, маловато. Тем более, когда целевая аудитория фильма — молодежь. Как же Андрей решил эту проблему?
— В проект про Долгорукова мы впервые внедрили компьютерную анимацию. Молодой аудитории хочется визуального контента. Мы им его дали: сделали анимационное сражение, показали взятие крепости, «отрисовали» турецкие корабли и их наступление. Ребята в интервью отмечали, что это добавило «живости» и привлекательности фильму. Патриотическое воспитание будет эффективно только в том случае, если его подавать интересно, ненавязчиво и современно.
А еще Андрей столкнулся с проблемой, сложнее и неразрешимее которой трудно что-то представить. Это погода.
— В тот год в Крыму очень затянулись холода. Не помню даже, чтобы так долго лежал снег. А мне хотелось светлой, весенней картинки. Чтобы съемка по погоде происходила в той исторической реальности, о которой мы снимаем. Но холода упрямо держались до последнего: лили дожди и не сходил снег. Пришлось ждать. Смещать сроки.
Почему целевой аудиторией выбрали именно подростков, а не взрослых или детей?
— Чаще всего, мы делаем фильмы на аудиторию взрослых школьников. Практика показала: если ты делаешь кино для девятого-десятого класса, и рассказываешь «их языком»: доступно и понятно, то такие фильмы интересно смотреть и взрослым, и тем, кто помладше. Целясь на аудиторию старшеклассников, ты попадаешь в некую «точку сбора» всех возрастных категорий. И смотреть становится интересно всем.
Подтверждение тому — фильм Андрея «Крымский фронт». Он снимался для аудитории 9-11-х классов и пользовался популярностью не только среди школьников, но и заработал награды на нескольких кинофестивалях. «Его пример другим наука...».
Какой главный посыл несет ваш фильм?
— Главный посыл — в названии: «250 лет российскому Крыму». Полуостров является российским уже многие века. Впервые русские появились в Крыму во времена крещения Руси князем Владимиром — это 988 год. Потом возникла определенная пауза, связанная с тем, что Крым попал под владычество Турции. Там, по-прежнему, оставались поселения христиан, но они жили под гнетом. А 250 лет назад князь Долгоруков, по поручению императрицы Екатерины II, освободил полуостров. У многих людей есть ощущение, что Крым стал российским в 2014 году. Это категорически неверно. Главный посыл и главная цель фильма — объяснить, что полуостров уже много веков принадлежит России.
В чем уникальность проекта?
В проекте «250 лет Российскому Крыму» есть три основные точки уникальности.
Во-первых, ведущей фильма намеренно была выбрана молодая девушка. Чем ближе «лицо в кадре» к возрасту целевой аудитории, тем лучше. Воспринимается это в разы легче, чем пересказ полной истории Крыма от серьезного доктора исторических наук с бородой по колено.
Во-вторых, фильм Андрея получился очень лаконичным. Любую тему можно исследовать очень долго. А тему, начало которой идет с X века — бесконечно долго. К слову, книга, на которой основывался фильм — это двухтомная монография Андрея Витальевича Мальгина. Если дотошно разбирать этот труд, снять трехчасовую ленту, то удастся лишь распугать всех школьников.
Или усыпить.
— Мы интуитивно выяснили, что дети смотрят фильмы примерно 25-30 минут. Если вы делаете документальный проект, нацеленный на эту возрастную аудиторию, то он должен быть не более получаса. Какую бы сложную тему вы ни взяли — полчаса!
Ну и третья точка уникальности — это внедренная компьютерная графика. Об этом мы уже сказали.
— Можно было бы привлечь массовку, показать элементы сражения, сделав реконструкцию. Но чтобы передать достоверно масштабное сражение далекой эпохи, нужны колоссальные средства. У документалистики их нет. А без больших бюджетов получится наигранная фальшь. Компьютерная графика — идеальный выход.
Почему обратились в ПФКИ?
Андрей и его коллеги в студии «Инсайт» — очень опытные грантополучатели. В их послужном списке и Фонд Президентских грантов, и Росмолодежь. Всего — 9 выигранных конкурсов! Вся их грантовая деятельность отражена в социальных сетях — это один из важнейших факторов, на который обращают внимание эксперты.
Но учреждение Президентского фонда культурных инициатив для команды Андрея было глотком свежего воздуха:
— ПФКИ – это очень точное попадание в цель. Почему: фонд культурных инициатив отличается, например, от ФПГ тем, что дает тебе возможность не только решить чью-то социальную проблему, но и реализовать культурную возможность. Вот у тебя появились инструменты искусства чтобы донести людям ценную информацию и создать новый продукт, и фонд одобряет эту инициативу. У меня много коллег, которые с появлением ПФКИ реально вздохнули свободнее, потому что он попадает четко в интересы деятелей культуры.
Что эксперты хотят от грантовой заявки?
— Эксперты хотят двух вещей: убедиться, что твой проект кому-то нужен. И понять, что ты его сделаешь. Касаемо первого пункта: очень много людей запрашивают средства на проект, который, кроме них, никому не сдался. Кто-то собрался организовать песнопения под гитару у костра, и просит это поддержать. А кому ваши «посиделки» могут помочь? Кому от них легче станет? И второе: нужно показать экспертам свои компетенции. Допустим, у тебя мало опыта, или ты вообще ничего еще не сделал, а запрашиваешь 100 рублей. Тебе их, естественно, не дадут, потому что ты не прошел через гранты в 10 и 50 рублей. Ты не показал поступательный рост своей активности в деле социально-культурных проектов. И очень часто молодые грантополучатели этих вещей не понимают. Они все убеждены, что их идеи самые лучшие и самые классные. Нет, ребят. Это нужно еще доказать.
Каких результатов удалось добиться?
— По плану наш фильм должны были посмотреть 1200 школьников. По факту же вышло чуть более 1400. Гигантизмом мы заниматься не хотели. Заявили реалистичный план, и выполнили его.
Это, кстати, еще один гарант успеха — адекватность заявленных результатов. Не надейтесь удивить экспертов миллионными ожидаемыми просмотрами в социальных сетях и обещаниями изменить весь мир. Вам, скорее, не поверят и поддержки не дадут.
— Надо понимать, что задача проекта не в том, чтобы объять необъятное, а в том, чтобы на основании выбранной ЦА отработать основные приемы и механизмы, и убедиться в донесении нужной информации. При таком подходе заветное количество просмотров и аудитории будет увеличиваться само.
«Как это – само?» — можете удивиться вы. Андрей слов на ветер не бросает, и доказывает делом.
— На данный момент фильм «250 лет российскому Крыму» принят в работу Министерством образования Крыма. Он будет и дальше показываться в школах на уроках истории, использоваться как пособие для учителей. Поэтому количество просмотров будет неизбежно и стремительно увеличиваться.
И последнее — это качественные изменения. Школьники, действительно, воспринимают и принимают информацию, о которой рассказывается в фильме. После просмотра целевая аудитория знает на 70-90 процентов больше по теме Крымской истории. Это достойный результат.
Где можно посмотреть результаты проекта?
Все материалы о проекте «250 лет Российскому Крыму» представлены на официальном сайте. Узнать подробнее о деятельности студии театра и кино «Инсайт» вы можете в Вконтакте. Ну и самое главное — фильм. Вы можете посмотреть его сразу, как дочитаете интервью — он прикреплен ниже!
Какие планы на будущее?
Андрей уже приступил ко съемкам документального сериала «Крым. Зеркало истории» — Президентский фонд одобрил второй грант. Этот сериал охватит всю историю Крыма: начиная от доисторических эпох и первых людей, заканчивая современным периодом. Десять серий по 15-20 минут: мы помним, что это — идеальный формат для школьников.
Пять советов будущим грантополучателям
- Уйдите от мысли, что вы не можете это сделать. Очень мешает установка «там все по блату» и «там все для своих». Я не блатной. Не имею связей. Но получаю уже девятый грант. Из них два – в ПФКИ. Делайте качественные заявки и побеждайте!
- Верьте в себя. Как сказал Конфуций: «Если вы считаете, что у вас получиться – у вас получится. Если вы считаете, что у вас не получится – вы правы».
- Не делайте проект ради получения гранта. Делайте ради того, чтобы реализовать идею. Вы хотите сделать что-то классное и полезное — это должно вами двигать. И тогда вам будет помогать грантодатель, потому что он почувствует это из вашей заявки.
- Не ставьте нереалистичные планы и нереалистичные сроки. Не пытайтесь сделать очень за дешево, в надежде покорить экспертов: «Я сделаю за три копейки, только дайте мне их!». На них это произведет ровно обратное впечатление.
- Соберите опытную команду. Не пытайтесь сделать дело, полагаясь на двух-трех людей. Любой проект – творчество коллективное. Приведу пример: мы делаем небольшой фильм, но у нас коллектив из 30 человек. Если вы не соберете компетентную и мощную команду, то, скорее всего, у вас ничего не выйдет!
Двое прислонились друг к другу макушками голов, лежа на полу небольшого зала. Глаза закрыты, поза одинаковая, дыхание ровное. За ними наблюдают еще несколько десятков пар глаз. Включилась музыка, после недолгой паузы, когда оба прониклись током своих тел, сначала рука одного согнулась в локте, через десять секунд зеркально поднялась рука другого. Она пошевелила пальцами, и он – в ответ, как будто принял импульс. Можно ли чувствовать партнера по сцене так, что вы даже с закрытыми глазами будете делать движения всем телом синхронно, будто вы зеркала друг друга, и неважно, знакомы ли вы близко или нет?
Кажется, научить чувствовать и познавать состояния друг друга может только Ульяна Трушина, художественный руководитель и режиссер-постановщик театрального эксперимента «Авансцена» из Петербурга. Вы не подумайте, артисты далеко не актеры. Но то, что с ними происходит во время тренингов, репетиций и выходов на сцену, делает их профессионалами, эмпатичными, наполненными и искренними людьми.
Директор цирка на Цветном бульваре о профессии, призвании, ветеранах и отце
Влад Демин - актер театра и кино, мастер боевых искусств однажды понял, что современному обществу нужна помощь. Поэтому он создал психологический моноспектакль «ДВА. Честно о Родине. Честно о нас». Это история о двух противоположных личностях – патриот истинный и трусливый – которые борются в человеке, буквально разрывая его на части.
В прошлом году, 16 апреля, легендарный «Спартак» отмечал свое столетие. Останкинская башня тогда окрасилась в красно-белый, Президент России поздравил клуб, а в Москве и регионах прошло множество тематических мероприятий.
Инициатором одного из них был Илья Евгеньевич Качалов – директор кинокомпании, которая давно работает над созданием документальных фильмов. Он много лет вынашивал идею создания ленты про любимый клуб, но все время сомневался – нужно оно или нет. А юбилейная дата стала лучшим поводом реализовать давнюю инициативу.
О премьере фильма «Они сочинили Спартак», прошедшей на домашнем стадионе «красно-белых», говорили все крупные СМИ. Режиссером выступила многократный обладатель премии ТЭФИ, знаменитый режиссер-документалист Татьяна Малова. В итоге получился кинопроект не просто о футбольной команде, а о истории целой страны. Так что же такое – дух «Спартака» и почему «красно-белые» стали народной командой?
12 октября 2022 года в сети состоялась премьера фильма «Забытая история: Храмы Урала». Сегодня, впервые после премьеры фильма, Креативно.рф, в формате живого диалога, презентует документальную картину «Забытая история: Храмы Урала», и на основе режиссерского опыта Вадима Овчинникова, рассказывает: как снять хорошее документальное кино и с чего начинать молодому режиссеру?
Рассказываем, как придумать и реализовать театральную постановку, которая не только получит грант на реализацию, но и станет неординарным культурным событием. Именно это удалось Владу Колчину, музыканту, победившему рассеянный склероз. Его история борьбы с болезнью сначала стала книгой, а затем была поставлена на сцене.
Как организовать киносмотр уникального формата