ГОРЯЧЕЕ «ИСКУССТВО»
- «Нами был придуман формат творческий коллективных действий, когда в ходе бесплатного мастер-класса, разные люди создают коллективное панно-картину, состоящую из разных пластин»
- Дмитрий Бородин, руководитель арт-лаборатории по горячим эмалям «Стекляриум»
В Екатеринбурге в этом году появилась удивительная арт-лаборатория. Учащиеся художественных школ и художественных училищ от 12 до 18 лет изучают одну из древнейших техник декоративно-прикладного искусства: рисование на горячей эмали. Проект, победивший на конкурсе Президентского фонда культурных инициатив, включает в себя творческий конкурс. Мы поговорили с руководителем арт-лаборатории по горячим эмалям «Стекляриум» Дмитрием Бородиным.
Как появилась идея проекта
Дмитрий Бородин уже 12 лет занимается горячими эмалями, преподает в Уральском государственном архитектурно-художественном университете, участвует в международных выставках и симпозиумах по горячим эмалям.
— На одном из таких в городе Владимир подымался вопрос о возможности проведения симпозиума на Урале и возможных источников финансирования, среди которых рассматривалась и возможность написания гранта, - рассказывает он. - Погрузившись в эту тему, я понял, что будет очень сложно реализовать такой крупный проект, сумма запрашиваемого гранта будет больной, плюс необходимость заранее подготовленной ресурсной базы для его проведения. И я прислушался к совету написать небольшой проект с запрашиваемой суммой гранта до 500 тысяч рублей, получить необходимый опыт и увеличить шансы на победу. Здесь реализация проекта арт-лаборатории по горячим эмалям «Стекляриум» решает целый спектр задач для дальнейших проектов в этой области.
Техника работы с горячими эмалями – что это такое?
Для начала, как правило, создается эскиз будущего произведения. Затем подготавливается медная пластина, наносится контрэмаль (технический защитный слой эмали с задней стороны пластины) и производится перенос изображения.
Эмаль представляет из себя стеклянный порошок, окрашенный различными солями металлов, и наносится на подготовленную пластину различными способами: кистью с водой, напылением, засыпанием. После нанесения производится обжиг в муфельной печи, разогретой до 830 градусов. Так послойно эмаль наносится и обжигается пока не будет достигнут необходимый результат.
Кто приходит в арт-лабораторию
Основная регулярная группа состоит из молодежи в возрасте от 12 до 18 лет, которые отбирались по результатам открытого конкурса.
— Также мы проводим открытые уроки и мастер-классы для людей разных возрастов, - говорит Дмитрий. - Нами был придуман формат творческий коллективных действий, когда в ходе бесплатного мастер-класса, разные люди создают коллективное панно-картину, состоящую из разных пластин. Так в ходе празднования Яблочного спаса на почтовом подворье музея Решетникова, мастер-класс по горячим эмалям посетило 280 человек, более 40 из которых поучаствовали в создании общей картины. Кроме того, мы приглашаем интересных самобытных художников, ранее не работающих в данной технике, для того чтобы поддержать молодежь, создав картину на отчетную выставку арт-лаборатории.
Отзывы арт-лаборатория получает хорошие. Дмитрия иногда даже сравнивают с волшебником. Почему? Потому что эмали – это волшебно.
— Огонь творит чудеса, эмали окисляются, взаимодействуя с медью, сплавляются между собой создавая удивительные непредсказуемые эффекты, - продолжает Дмитрий.
О сотрудничестве с Президентским фондом культурных инициатив
— Я давно уже изучал эту тему, смотрел обучающие ролики фонда и подкасты, собирался открыть НКО, писал для него устав. Появление Президентского фонда культурных инициатив, который дал возможность участвовать в конкурсе коммерческим организациям и ИП, послужило толчком к написанию гранта. Мой первый проект не выиграл, а второй получил один из самых высоких баллов по Свердловской области. – рассказывает Дмитрий.
Для того чтобы составить заявку, пришлось обращаться к помощи знакомых. Театр «Шарманка» уже участвовал в конкурсе фонда. Они оказали Дмитрию серьезную консультационную поддержку.
— Вообще есть много обучающих роликов, которые помогают в этом и разобраться самостоятельно вполне реально, - признается он. – Честно говоря, я считаю Президентский фонд культурных инициатив наиболее, предсказуемым и стабильным фондом с понятной структурой. В разделе «диалог с фондом» можно решить многие вопросы. Очень удобно.
Как будет развиваться проект в дальнейшем
Проект ждет масштабирование.
— Я хочу добавить изучение объемной пластики, художественное фрезерование и травление меди во взаимодействии с горячей эмалью, расширить изучение техник художественного эмалирования, например финифти даже провести симпозиум по горячей эмали», - говорит Дмитрий. Новые заявки на конкурс обязательно будет готовить. «Хочется изменить мир вокруг себя в лучшую сторону, то, как сам это представляешь, а грантовая поддержка помогает в реализации этих планов, дает возможность стартовать и развивать проекты, которые долго вынашивал и не решался их реализовать, - признается он.
Проект «Словографика», созданный московским художником Петром Скляром в 2013 году – это первый отечественный опыт осмысления и визуального отображения русских пословиц и поговорок с целью их популяризации.
Как можно начать развивать внутренний туризм при помощи фестиваля ремесел и традиционных промыслов
В шоу «Идея требует защиты» часто приходят люди, имеющие самое посредственное отношение к области, в которой задумывают реализовать проект. Ценность подобных инициатив часто очевидно сомнительна и оспорить их не составляет труда. Но сегодня — совсем иной случай.
Как заставить американца полюбить Россию с помощью креативных индустрий
Как открыть модную выставку народных промыслов, где хохлома и гжель — не китч и атавизм, а новый тренд