Вы находитесь в регионе:

Вашингтон?

Выбор региона

МЕЧТАЙ!

Как представить в регионе уникальный театр

мечтайинклюзия.png

С 15 по 19 июня в Челябинске проходили дни инклюзивного театра «Мечтай». Это поистине уникальное событие для региона. Оно собрало более 3500 зрителей. В рамках мероприятия прошли мастер-классы, творческие встречи и 10 показов,

Режиссер Ольга Устинова представила музыкальную сказку-путешествие «Курт и рыба», а руководитель театральной студии «Наше место», актер, режиссер Алексей Согрин подготовил к показу спектакль «Зал ожидания», основанный на реальных историях его участников.

В течение 5 дней в театральной лаборатории артисты «с особенностями» и без из разных уголков Челябинской области создавали уникальный театральный перформанс «Неидеальные люди», под руководством специалистов интегрированного театра-студии «Круг II» из Москвы.

Специальными гостями события стали артисты столичного театра неслышащих актеров «Недослов».

Финальный день фестиваля «Мечтай!» посетила российская актриса театра и кино, основатель социального проекта «Наивно? Очень!» Нелли Уварова.

Дни инклюзивного театра — это не разовая акция, а долгая, поэтапная и многолетняя работа руководителя проекта Натальи Кузнецовой. Она организует подобные проекты с 2003 года. Мы спросили у нее, какой путь предшествовал фестивалю «Мечтай», почему важно создавать инклюзивные проекты, как правильно работать с особенными детьми, и трудно ли было выиграть грант Президентского фонда культурных инициатив?

Как пришла идея проекта?

Наталья и ее команда с 2017 года создают инклюзивные постановки с участием «особенных» артистов. И среди множества таких постановок была одна, которая как раз-таки и дала начало большому театральному проекту:

— В 2019 году у нас прошла премьера музыкального спектакля, основанного на историях «особенных» детей, который назывался «Мечтай». Именно эта премьера подарила нам не только название будущего фестиваля, но и идею пригласить в Челябинск лучшие инклюзивные театры со всей страны, чье творчество и чей подход к работе с «особенными» артистами схож с нашим.

Есть идея. Есть возможности. Осталось только реализовать. В 2021 году прошел фестиваль, на который приехало 10 театров со всей страны. Более того, он стал международным мероприятием — к фестивалю присоединился театр «Тиква» из Берлина.

— Перед фестивалем 2021 года стояла задача, чтобы к нам пришел зритель, незнакомый с инклюзивным театром. Все для того, чтобы расширять границы, привлекать новых людей к творчеству «особенных» артистов.

И Наталья добилась этой цели. На фестивале около 37% зрителей прежде не были знакомы с инклюзивным творчеством.

— Мы получили феноменальную по энергетике обратную связь. И сразу посыпались вопросы: «А будет ли продолжение?», «Будет ли еще фестиваль?». «Конечно будет!» — отвечали мы.

Но получился не совсем фестиваль, а дни инклюзивного театра «Мечтай» — проект-победитель конкурса Президентского фонда культурных инициатив.

В чем суть проекта?

Проект «Дни инклюзивного театра» — многосоставный, и включает в себя:

  • Постановку спектакля 16+ режиссера Алексея Согрина, в основу которого легли настоящие истории молодежи с инвалидностью.

  • Показ комедийной антрепризы «Подыскиваю жену недорого» с участием известных актеров из Москвы и молодых актеров с ОВЗ из Челябинска.

  • Показы двух репертуарных спектаклей — «Любовь и голуби» и «Здесь птицы не поют…» — слабослышащими и глухими артистами театра «Недослов» города Москва.

  • Организацию 5-ти дневной театральной лаборатории, которая станет платформой для обмена опытом специалистов, заинтересованных в развитии инклюзивных форм искусства: мастер-классы для творческой молодежи, показы лабораторных театральных работ.

— В отличии от фестиваля 2021 года, в 2022 мы добавили новых форматов: творческие встречи, дискуссионные площадки, мастер-классы, театральные лаборатории.

На «Дни инклюзивного театра» пришло более 3500 зрителей. Для всех желающих вход бесплатный — это принципиальная позиция Натальи, касающаяся всех ее мероприятий.

— И, опять-таки, нам важно было выявить нового зрителя. Мы проводили анкетирование, и получили цифру порядка 35% зрителей, которые ни разу не сталкивались с инклюзивным театром.

Как вы пришли к теме инклюзии?

По образованию Наталья — журналист. Работала на радио, на телевидении. Многолетний опыт в крупнейшем региональном СМИ в пиар-службе.

Исходя из своего отношения к жизни, мне всегда было важно поддерживать людей и различные инициативы. И в 2023 году будет ровно 20 лет, как я занимаюсь проектной деятельностью. А 6 лет назад мне посчастливилось стать частью инклюзивного краеведческого проекта «Равный равному». Я осталась в нем, потому что мне нравится давать новые возможности, точки роста для развития «особенных» людей. Мне хочется делать это креативно, ярко, без скидок на сочувствие и жалость…

Как вы определяете миссию вашего проекта?

Большая ошибка тех, кто начинает работать с «особенными» людьми — проявление к ним жалости. Да-да. Мы неосознанно начинаем к ним относится с особенной аккуратностью, наивно полагая, что так мы им поможем. Но от нашей «жалости» им только тяжелее. Они хотят быть такими же, как мы. Они хотят, чтобы к ним относились, как к равным.

— Цель наших проектов — перевести взаимодействие с «особенными» актерами из плоскости жалости, сочувствия, в плоскость профессионального взаимного обмена опытом. Поэтому наши артисты работают на равных со всеми. Те же самые репетиции, те же самые ген-прогоны. Мы даем им возможность быть нужными, востребованными. И когда мы берем у «особенных» ребят интервью, они говорят, что счастливы от того, что могут делится своим творчеством и выражать его со сцены.

Почему обратились в ПФКИ?

— На межрегиональный фестиваль 2021 года мы выиграли грант ФПГ. И превысили полученный грант почти в два раза. После этого возникло твердое желание повторить успех. И тут, как будто специально для нас, открывается Президентский фонд культурных инициатив. С первого раза в конкурсе мы не победили. Не дотянули буквально пару баллов из-за проблем с бюджетом. В следующем конкурсе, проработав ошибки, и уменьшив свои «аппетиты», мы выиграли. Победа позволила пригласить нам специальных гостей, организовать театральную лабораторию.

Что главное в грантовой заявке?

— На основе своего многолетнего опыта и более 20 успешных заявок, я могу точно сказать, что один из главных факторов — писать простым языком. Не нужно заумных фраз, длинных и красивых предложений. Вы не на ЕГЭ по литературе. В каждом разделе заявки все должно быть прописано коротко, тезисно и по фактам. Экспертов, которые читают тысячи заявок, не удивишь красивым описанием. Он, скорее, сразу составит негативное впечатление о проекте. Ибо пробираться через дебри ваших мыслей никому не хочется. Еще один немаловажный момент — не скупитесь на описание компетенций команды и в целом на подбор компаньонов. Не жалейте времени, и подробно прописывайте дополнительные сведения о каждом участнике. Если его опыт работы не отражен в трудовой книжке — все равно пишите. Хуже не будет.

Наталья признается, что раньше при слове «грант» она вздрагивала. Все это было страшно и непонятно. Как писать? Что писать? А сейчас, после многих лет участия в конкурсах, она утверждает, что писать заявку — очень полезно для любого проекта.

— Мне это нравится, потому что, прописывая заявку, твой проект будто рождается на глазах. Все твои сумбурные идеи волшебным образом структурируются, обрастают аргументами и подробностями.

Что главное в работе с «особенными» детьми?

Создать комфортную атмосферу работы «на равных». Не жалеть, но поддерживать. Только при таком подходе ты начнешь чувствовать детей. Понимать на интуитивном уровне, что нужно сделать, чтобы им было приятно и интересно работать.

Довольны ли тем, что получилось?

— Конечно! «Мечтай» подарил столько эмоций участникам и зрителям. Столько счастья в глазах детей я не видела никогда! У нас есть информационный партнер, который рекламирует наши мероприятия, и директор этой компании нашел меня в гримерке, и просто искренне поблагодарил. Потом он со всей семьей ходил на все спектакли. Актеры получали много обратной связи в социальных сетях, в отзывах. Довольные зрители дарили им цветы после показов.

Наталья рассказывает о такой безудержной волне счастья и радости, а я ни разу и не сомневаюсь в том, что все так и было. Представьте сами, как важно детям с особенностями развития иметь возможность себя реализовать. И если в столице с этим дела обстоят проще, то в регионах все еще мало где развиты инклюзивные мероприятия. А тут в Челябинске появляется фестиваль, который в 2021 году собирает 4000 зрителей, в 2022 — 3500. Это поистине уникальное событие! Искренне хочется верить, что «Мечтай» будет жить и развиваться.

Главные советы будущим грантополучателям.

  • Идею нужно не только придумать, но и четко прописать. Не углубляйтесь в долгие рассказы и рассуждения. Коротко и тезисно: Что? Где? Когда? Сколько?

  • В обосновании актуальности опирайтесь на те данные, которые имеют непосредственное отношение к вашему проекту, а не на бездушные общероссийские исследования, притянутые «за уши» к вашему проекту.

  • Запрашивайте грант не для того, чтобы закрыть какие-то ваши текущие потребности, а на перспективу. Он должен быть «трамплином», который позволит раскрутить и, в дальнейшем, самостоятельно поддерживать культурно-социальную деятельность.

  • Обязательно читайте и вникайте в материалы, предоставленные фондом. Это и документы, и вебинары, которые с недавнего времени проводятся для грантополучателей. Используйте все возможности и не ленитесь!

  • С самого начала проводите опросы и фокус-группы с вашей целевой аудиторией. Только так вы сможете сделать проект, который будет реально нужен людям, а не только вам.


Вам может быть интересно:
Театр и кино
20 Января
«ЗАДЕВАТЬ ЗА БОЛЬНОЕ»: КАК ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ «АВАНСЦЕНА» СТАНОВИТСЯ БЛИЖЕ К ЗРИТЕЛЮ

Двое прислонились друг к другу макушками голов, лежа на полу небольшого зала. Глаза закрыты, поза одинаковая, дыхание ровное. За ними наблюдают еще несколько десятков пар глаз. Включилась музыка, после недолгой паузы, когда оба прониклись током своих тел, сначала рука одного согнулась в локте, через десять секунд зеркально поднялась рука другого. Она пошевелила пальцами, и он – в ответ, как будто принял импульс. Можно ли чувствовать партнера по сцене так, что вы даже с закрытыми глазами будете делать движения всем телом синхронно, будто вы зеркала друг друга, и неважно, знакомы ли вы близко или нет?

Кажется, научить чувствовать и познавать состояния друг друга может только Ульяна Трушина, художественный руководитель и режиссер-постановщик театрального эксперимента «Авансцена» из Петербурга. Вы не подумайте, артисты далеко не актеры. Но то, что с ними происходит во время тренингов, репетиций и выходов на сцену, делает их профессионалами, эмпатичными, наполненными и искренними людьми.

Театр и кино
1 Октября
МАКСИМ НИКУЛИН: СМЕЮТСЯ НЕ НАД КЛОУНОМ, А ВМЕСТЕ С НИМ

Директор цирка на Цветном бульваре о профессии, призвании, ветеранах и отце

Театр и кино
1 Мая
«ДЛЯ МЕНЯ ПАТРИОТИЗМ – ЭТО ЛЮБОВЬ…»

Влад Демин - актер театра и кино, мастер боевых искусств однажды понял, что современному обществу нужна помощь. Поэтому он создал психологический моноспектакль «ДВА. Честно о Родине. Честно о нас». Это история о двух противоположных личностях – патриот истинный и трусливый – которые борются в человеке, буквально разрывая его на части.

Театр и кино
20 Марта
«ХОТЬ ТЫ ЛОПНИ, ХОТЬ ТЫ ТРЕСНИ, А СПАРТАК НА ПЕРВОМ МЕСТЕ»

В прошлом году, 16 апреля, легендарный «Спартак» отмечал свое столетие. Останкинская башня тогда окрасилась в красно-белый, Президент России поздравил клуб, а в Москве и регионах прошло множество тематических мероприятий.

Инициатором одного из них был Илья Евгеньевич Качалов – директор кинокомпании, которая давно работает над созданием документальных фильмов. Он много лет вынашивал идею создания ленты про любимый клуб, но все время сомневался – нужно оно или нет. А юбилейная дата стала лучшим поводом реализовать давнюю инициативу.

О премьере фильма «Они сочинили Спартак», прошедшей на домашнем стадионе «красно-белых», говорили все крупные СМИ. Режиссером выступила многократный обладатель премии ТЭФИ, знаменитый режиссер-документалист Татьяна Малова. В итоге получился кинопроект не просто о футбольной команде, а о истории целой страны. Так что же такое – дух «Спартака» и почему «красно-белые» стали народной командой?

Театр и кино
18 Ноября
«ЗАБЫТАЯ ИСТОРИЯ: ХРАМЫ УРАЛА»: КАК СНЯТЬ КАЧЕСТВЕННОЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО И ОСТАТЬСЯ ЧЕСТНЫМ ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ

12 октября 2022 года в сети состоялась премьера фильма «Забытая история: Храмы Урала». Сегодня, впервые после премьеры фильма, Креативно.рф, в формате живого диалога, презентует документальную картину «Забытая история: Храмы Урала», и на основе режиссерского опыта Вадима Овчинникова, рассказывает: как снять хорошее документальное кино и с чего начинать молодому режиссеру?

Театр и кино
16 Ноября
5 ПУНКТОВ, КАК СДЕЛАТЬ ЯРКИЙ СПЕКТАКЛЬ

Рассказываем, как придумать и реализовать театральную постановку, которая не только получит грант на реализацию, но и станет неординарным культурным событием. Именно это удалось Владу Колчину, музыканту, победившему рассеянный склероз. Его история борьбы с болезнью сначала стала книгой, а затем была поставлена на сцене.

Театр и кино
18 Ноября
КИНО О НАРОДЕ И ДЛЯ НАРОДА

Как показать этническое многообразие России

Театр и кино
16 Ноября
РЕКОНСТРУКЦИЯ ЖИЗНИ

Как вовлечь зрителей в исторический быт и культуру

Театр и кино
16 Ноября
ВЛЮБЛЕННЫХ В ИСКУССТВО СТАЛО БОЛЬШЕ

Как организовать киносмотр уникального формата