ЛЮДИ ГОВОРЯТ
В конце ХХ века психотерапевт Берни Вудер разработал новое направление арт-терапии – кино-терапию, используя этот новый метод для лечения эмоциональных проблем своих пациентов: депрессивных состояний, фобий, зависимостей, суицидальных намерений. Суть метода состоит в просмотре и обсуждении отобранного по определенной тематике фильма. Под руководством психолога обсуждение поступков и переживаний персонажей киноленты помогает получить клиентам более адекватное и полное представление о собственной жизни, соприкоснуться с чувствами и эмоциями, увидеть ситуацию с другой точки зрения. Это позволяет преодолеть страх и тревогу, создает ситуацию эмоциональной безопасности для обсуждения собственных проблем на основе идентификации с героями фильма.
В нашей стране кинотерапия – не самая развитая методика. Однако, иногда рождаются инициативы, которые поражают своим новаторским подходом. Как, например, первый в России вербатим-сериал «Женщины», который строится на монологах простых девушек об их бытовых проблемах. Это реальные, вдохновляющие истории о сильных женщинах, попавших в трудные жизненные обстоятельства, но сумевших найти выход из сложной ситуации и справиться с прогрессирующей депрессией.
Мы поговорили с продюсером проекта Александром Сухаревым, и узнали, как у него родилась идея перенести театральную технику вербатим в кино, в чем главная миссия его проекта, и как удалось выиграть грант ПФКИ на съемки сериала?
Что такое техника вербатим?
Вербатим (от лат. verbatim - дословно) — это представление, в основе которого лежат реальные монологи обычных людей перепроизнесенные актерами. Это направление широко и успешно используется в театре. И мы уже рассказывали об одном подобном театральном проекте — вербатим-спектакль «Чувства». Но в кино такая техника, по крайней мере в России, еще ни разу не использовалась…
— Мы совместно с режиссером проекта Анастасией Городенцевой часто сталкивались на сцене с техникой вербатим. Это, скажем прямо, явление не новое. И мы подумали, почему бы не перенести эту методику в кино. Так и родилась идея снять первый в России вербатим-сериал «Женщины».
О чем сериал?
Каждый эпизод — это монолог женщины на волнующую ее тему. На экране только человек и его эмоция, сила которой стирает между зрителем и рассказчиком невидимую пространственную грань. И с каждым эпизодом перед зрителем разворачивается пронзительный и напрочь лишенный спекуляций и моральных оценок калейдоскоп из образов героинь. Героинь с разными судьбой, бэкграундом и культурой. Это демонстрирует, насколько уникальна каждая история, но вместе с этим и показывает, как много объединяет женщин России.
Темы, поднимаемые в проекте, затрагивают абсолютное большинство женщин. Темы одиночества, предательства, неразделенной любви, гендерной дискриминации, рождения и воспитания детей, социального неравенства, образования, финансовой независимости, насилия, конфликта поколений. Центральной для проекта является и тема принятия себя, в которую вплетены вопросы отношения женщины с собственным телом и как она в нем себя чувствует.
В чем уникальность проекта?
Как уже было сказано, еще никто в России не снимал кино в технике вербатим. Это всегда было исключительно театральной историей.
Так же инновационность проекта заключается в том, что сериал «Женщины» намеренно создается для достижения терапевтического эффекта, путем специального отбора историй под руководством кандидатов психологических наук, практикующих психологов и работе с ними в тесной связке всей творческой команды. При этом сериал отвечает всем техническим и художественным критериям и запросам современного российского кино.
Стоит отметить, что, еще до начала съемок сериала существовала большая заинтересованность в нем государственными учреждениями и различными женскими организациями.
Почему решили обратиться в Президентский фонд культурных инициатив?
— На самом деле, мы даже не рассматривали другие фонды – признается Александр – как только мы увидели, что существует ПФКИ, прочитали его требования, стало сразу ясно — он идеально подходит под наш запрос. Мы же, как говориться, люди креативные. Мы подумали, что идея первого в России вербатим-сериала будет интересна не только нам, но и самому фонду. Нам кажется, что ПФКИ заинтересован в таких уникальных проектах. Поэтому другого варианта найти поддержку для сериала мы не видели.
Что самое главное в грантовой заявке?
— Уникальность и инновационность, – уверен Александр. То, что вы предлагаете, должно быть абсолютно новым. Если такого еще никто не делал – высоки шансы, что вы победите в конкурсе. Но не обязательно создавать что-то с нуля. Можно провести фестиваль традиционных ремесел, используя какую-то новаторскую методику. Фонд очень хорошо относится к таким инициативам. Поэтому прежде, чем подаваться на грант, подумайте, обладает ли ваш проект новизной и уникальностью? Если да – дерзайте!
Какой главный посыл сериала?
Александр искренне надеется и верит в то, что сериал «Женщины» кому-то действительно поможет. Кому-то, кто находится в трудной психологической ситуации. Он посмотрит на рассказ похожего человека, и ему станет легче. Поэтому главная идея и посыл сериала — не замалчивай проблемы, расскажи о них. Ведь, если задуматься, мы не привыкли делится своими трудностями. Некогда, да и не с кем ими делиться. Сериал «Женщины» показывает, что говорить о проблемах нужно и необходимо для того, чтобы их решить.
Как люди реагируют на сериал?
Александр и его команда получают огромное количество положительных откликов. И, в первую очередь, люди признаются, что их это трогает.
— Люди благодарны за то, что сериал получился настоящим, цепляющим и искренним. Нет никакой постановочной истории. Только реальные рассказы реальных людей. И, конечно, главный отклик для нас – что людей это трогает. Мы понимаем, что люди нуждаются в подобных проектах, и уже планируем съемки второго сезона…
Каких результатов удалось добиться и какие дальнейшие творческие планы?
Сериал «Женщины» набрал более полумиллиона просмотров. Проект еще не закончен. Финальная цель – 1 миллион зрителей. А главный результат, который очень удивил команду проекта — сериал был отобран на более чем десять фестивалей. В том числе, международных: Film-Sharing, Pune short Film Festival, Short to Point, Short Film Breaks, Prokuplje short film festival, ISFF Detmold.
— Результаты превзошли наши ожидания. И если примерное количество просмотров мы представляли и планировали определенную цифру в заявке, то выдвижение сериала на международные кинофестивали мы ожидать никак не могли. Это дополнительный приятный бонус, который стимулирует нас двигаться дальше.
Сейчас Александр готовиться к участию в новом грантовом конкурсе ПФКИ и к съемкам еще одного сезона сериала «Женщины». Это будет восемь новых историй восьми абсолютно разных женщин.
Где посмотреть фильм?
По ссылке вы можете посмотреть все серии проекта — https://chillvision.ru/soap/8%20razgnevannykh-zhenshchin/
Главный совет будущим грантополучателям?
— Самое главное – чтобы идея трогала лично вас. Вы должны гореть этим и любить свое дело. Подавать заявку с «холодным носом» с одной лишь целью получить денег – идея заведомо провальная. Ну и когда грант будет получен, ваша задача, как руководителя, зажечь таким же огоньком свою команду. Чтобы они не просто на зарплате сидели, а с таким же энтузиазмом и любовью, как и вы, выполняли свое дело. Тогда люди примут ваш проект. Тогда вас ждет успех!
Двое прислонились друг к другу макушками голов, лежа на полу небольшого зала. Глаза закрыты, поза одинаковая, дыхание ровное. За ними наблюдают еще несколько десятков пар глаз. Включилась музыка, после недолгой паузы, когда оба прониклись током своих тел, сначала рука одного согнулась в локте, через десять секунд зеркально поднялась рука другого. Она пошевелила пальцами, и он – в ответ, как будто принял импульс. Можно ли чувствовать партнера по сцене так, что вы даже с закрытыми глазами будете делать движения всем телом синхронно, будто вы зеркала друг друга, и неважно, знакомы ли вы близко или нет?
Кажется, научить чувствовать и познавать состояния друг друга может только Ульяна Трушина, художественный руководитель и режиссер-постановщик театрального эксперимента «Авансцена» из Петербурга. Вы не подумайте, артисты далеко не актеры. Но то, что с ними происходит во время тренингов, репетиций и выходов на сцену, делает их профессионалами, эмпатичными, наполненными и искренними людьми.
Директор цирка на Цветном бульваре о профессии, призвании, ветеранах и отце
Влад Демин - актер театра и кино, мастер боевых искусств однажды понял, что современному обществу нужна помощь. Поэтому он создал психологический моноспектакль «ДВА. Честно о Родине. Честно о нас». Это история о двух противоположных личностях – патриот истинный и трусливый – которые борются в человеке, буквально разрывая его на части.
В прошлом году, 16 апреля, легендарный «Спартак» отмечал свое столетие. Останкинская башня тогда окрасилась в красно-белый, Президент России поздравил клуб, а в Москве и регионах прошло множество тематических мероприятий.
Инициатором одного из них был Илья Евгеньевич Качалов – директор кинокомпании, которая давно работает над созданием документальных фильмов. Он много лет вынашивал идею создания ленты про любимый клуб, но все время сомневался – нужно оно или нет. А юбилейная дата стала лучшим поводом реализовать давнюю инициативу.
О премьере фильма «Они сочинили Спартак», прошедшей на домашнем стадионе «красно-белых», говорили все крупные СМИ. Режиссером выступила многократный обладатель премии ТЭФИ, знаменитый режиссер-документалист Татьяна Малова. В итоге получился кинопроект не просто о футбольной команде, а о истории целой страны. Так что же такое – дух «Спартака» и почему «красно-белые» стали народной командой?
12 октября 2022 года в сети состоялась премьера фильма «Забытая история: Храмы Урала». Сегодня, впервые после премьеры фильма, Креативно.рф, в формате живого диалога, презентует документальную картину «Забытая история: Храмы Урала», и на основе режиссерского опыта Вадима Овчинникова, рассказывает: как снять хорошее документальное кино и с чего начинать молодому режиссеру?
Рассказываем, как придумать и реализовать театральную постановку, которая не только получит грант на реализацию, но и станет неординарным культурным событием. Именно это удалось Владу Колчину, музыканту, победившему рассеянный склероз. Его история борьбы с болезнью сначала стала книгой, а затем была поставлена на сцене.
Как организовать киносмотр уникального формата