Вы находитесь в регионе:

Огайо?

Выбор региона

НАДЕЖДА И ВЕРА ВЕРНУЛИ ПОЭТА

Как возродить имя забытого рязанского творца
  1. «Я думал: гений и поэт - Синонимы? И был в надежде, что славой он покроет свет, что на святой Руси он будет виднее солнца самого, и мир, конечно, не забудет меня, как спутника его...»
  2. Яков Полонский, 1861

photo_2022-08-16_20-16-37.jpg

Три года назад Рязань отметила 200-летие со дня рождения Якова Петровича Полонского — поэта, прозаика, драматурга, рецензента и художника-любителя, члена-корреспондента Отделения русского языка и словесности Императорской академии наук.

Праздничные мероприятия вызвали большой интерес и в то же время показали, что имя земляка почти незнакомо широкой аудитории, а самые известные его произведения, звучащие со сцены и использованные в фильмах, никак не связываются с именем автора.

Подобное положение дел не устраивало Надежду Выропаеву и Веру Буковскую — сотрудников Рязанской областной научной библиотеки имени Горького. И они, как глубокие поклонники творчества Полонского, и просто неравнодушные к своему культурному прошлому граждане, решили ситуацию изменить. И создали проект «Детское прочтение Якова Полонского», молва о котором быстро разлетелась по заголовкам местных газет. Мы спросили у Надежды и Веры, как они получили грант Президентского фонда культурных инициатив и почему обратились именно к младшему поколению?

Чем интересна личность Полонского?

— Яков Петрович Полонский – уроженец Рязани. В юношестве поступил в Московский университет. Некоторое время работал в Одессе. Потом переехал в Петербург, где и провел большую часть своей жизни. Но, тем не менее, в какой бы географической точке мира Полонский не находился, он всегда помнил о Рязанщине, о своем доме, о своей родине. Он даже попросил похоронить его на родной земле, чтобы остаться рядом с домом, рядом с родителями навсегда: его, действительно, похоронили в Рязани, на территории Спасского монастыря в Кремле. И, конечно, подобные примеры искреннего и неподкупного патриотизма полезны в качестве образца для молодежи.

Полонский был не только патриотом, но и прекрасным публицистом. Активно выступал против критики церкви Львом Толстым. Эта грань его личности, безусловно, будет интересна для изучения. Молодым студентам, например.

— Полонский писал очерки по этнографии, географии. У него много путевых заметок о поездках на Кавказ: Яков Петрович был почетным членом Кавказского отделения географического общества.

Но главное в творчестве Якова Полонского — это, конечно, его проза. В ней очень много отсылок к его собственной жизни, и, что важнее, жизни Рязанщины того периода. Его юношеские воспоминания подробно рассказывают о том, каким раньше был регион или какое образование здесь могли получить молодые люди.

Как пришла идея проекта?

— Есенин стал абсолютным брендом Рязанской области. В этом мы убедились, готовясь к празднованию двухсотлетия Якова Петровича. Люди просто не знают имени Полонского, не знают его творчества. Поэт Рязани — Есенин. Все остальные — в небытие. До сих пор со сцены и с экранов звучат стихи Якова Полонского, наложенные на музыку. Но назвать автора никто не сможет. Стало обидно от несправедливости. И захотелось восполнить пробел в просвещении жителей Рязанской земли и всех россиян, интересующихся поэзией.

На юбилейных мероприятиях, приуроченных к двухсотлетию поэта, Вера и Надежда проводили очень показательный эксперимент: они включали людям стихи Полонского, наложенные на музыку, и предлагали назвать автора строк. Прежде всего давали послушать известнейший романс «Песня цыганки». Музыку узнали практически все. Автора строк — никто.

На слова Якова Петровича, кстати, писали музыку такие гении, как Рахманинов — романс «Музыка», Чайковский — романс «Ночь» и Рубинштейн. У последнего, кстати, поэт часто гостил на даче в Петергофе.

Еще обиднее становится от осознания, что Полонский и при жизни был сразу отодвинут на второй план литературными мастодонтами того времени: прежде всего, конечно, Пушкиным и Лермонтовым. И в 20 веке, уже после смерти, его имя вытесняли другие поэты. Не повлияло на несправедливость даже вмешательство Блока. Он был против причисления Полонского к поэтам «второго разряда», подражал ему и всячески пропагандировал в творческой «тусовке». Но все тщетно: в 1919 году не удосужились даже отметить 100-летний юбилей поэта!

Учитывая все это, Надежда и Вера сочли своим долгом реабилитировать незаслуженно забытое имя земляка.

Почему целевой аудиторией вашего проекта выбрали детей?

Перечитывая стихи Якова Полонского, нетрудно понять, что темы, к которым он обращается, нельзя назвать детскими. Он размышляет о любви, искусстве, предназначении поэта. О Родине. О тех вопросах, которые явно не волнуют младые умы. В наше время уж точно. Так почему же дети?

— Мы обращаемся к молодежи не просто так. Дело в том, что взрослые, чаще всего, закрыты ко всему новому. В силу разных причин запирают дверь в свое сердце. А даже если и открывают для себя что-то актуальное, то обязательно пропускают это через свой внутренний фильтр жизненного опыта, предрассудков и страхов. Дети же готовы впитывать в себя любую информацию, как губка. Именно впитывать, оставляя ее на подкорке головного мозга. Этого мы и добиваемся: если хотя бы одно стихотворение Полонского будет прочитано ребенком, «переварено», и к нему подготовлен рисунок, то он обязательно запомнит этот опыт и понесет его по жизни. И фамилия Полонский для новых поколений уже не будет чем-то неизвестным.

i.jpg

Проект «Детское прочтение Полонского» предполагает издание сборника, в который войдут те самые рисунки к стихам Якова Петровича, что нарисовали дети.

В чем суть проекта?

С заранее отобранной группой детей волонтеры проекта проходят образовательный курс: о жизни и творчестве Полонского отдельно, и о литературе 19-го века в целом. Это не нудные лекции, которые дети не запомнят, а продуманные мероприятия, предполагающие обратную связь.

Например, пешеходные экскурсии по «старой» Рязани по местам Полонского и экспозиция «Полонский в иллюстрациях художников» в библиотеке имени Горького.

Кроме того, для детей организованы презентации с интерактивом и короткими роликами. Все для того, чтобы, что называется, погрузить аудиторию в тему.

Когда исторический экскурс пройден, детям было предложено выбрать стихотворение Полонского, проанализировать его, и подготовить к нему иллюстрацию. А из получившихся рисунков уже будет сделан итоговый сборник проекта.

— Слух о нашем проекте дошел аж до Кораблинского района Рязанской области — это в 80 километрах от нас. И ребята из местной школы искусств захотели принять участие. Мы не смогли им отказать. Подготовили все материалы для дистанционного изучения. Даже виртуальную экскурсию по местам Полонского в Рязани сделали!

Почему решили обратиться в Президентский фонд культурных инициатив?

— До гранта у нас был создан «пилотный» проект по творчеству Полонского, но работали мы с очень маленькой группой. Желание масштабировать проект очень удачно совпало с объявлением ПФКИ первого грантового конкурса. Прочитали условия, поняли, что проходим — и подали.

Были сложности в работе с заявкой?

— У нас уже был опыт работы: мы участвовали в конкурсах ФПГ. К тому же фонд подготовил отличные справочные материалы и рекомендации, внимательно вычитав которые, становится все понятно. А оставшиеся вопросы мы задали в прямом эфире на вебинаре фонда. Учитывая эти все факторы, сложностей возникнуть просто не могло.

i (1).jpg

Что эксперты хотят видеть в грантовой заявке?

— Как нам кажется, эксперты хотят видеть проектное решение какой-либо социально-значимой проблемы. Не просто, что заявитель подается ради получения денег и улучшения своей материально-технической базы. А то, что проект принесет реальную пользу людям. Доказать наличие этой самой пользы экспертам и является вашей задачей.

Как понять, что ваш проект востребован?

— Перед подачей заявки в фонд мы собирали фокус-группу, и представляли им свой проект. Смотрели на их реакцию. Спрашивали у них плюсы и минусы проекта. Насколько он им нужен. После получения положительного «фидбека» мы окончательно убедились в том, что надо делать. И сделали.

«Фокус-группа» — идеальный вариант для того, чтобы понять, есть ли запрос у аудитории на твой проект, или своей великолепной идеей озабочен только ты один. Вариант попроще — провести опрос в социальных сетях. Но ценность и объективность такой аргументации актуальности будет ниже.

Что помогло вашей заявке победить с первого раза?

Зачем нужен еще один рязанский поэт, если есть Сергей Есенин? Для чего вспоминать еще кого-то, если хватает «последнего поэта деревни»?

Протоптанной дорожкой Есенинской лирики ходят все. Но Надежда с Верой решили пойти другим путем. Эта уникальность и привела к успеху:

— Подобного проекта не было на территории Рязанской области. Да и во всей России вряд ли найдется кто-то, кто всерьез задумается возродить имя Полонского. Изредка выходят издания стихов Якова Петровича, но они очень малодоступны. Наш проект позволит распространить книги по образовательным учреждениям. По семьям участников проекта. Мне кажется, что подобное новаторство обеспечило нам успех.

Ну и, конечно же, в грантовом конкурсе не победить без искренней надежды и веры в свой проект. С этим пунктом у Надежды и Веры проблем не возникло.


i (2).jpg

Как совмещаете работу над проектом и свои основные обязанности?

— Основную работу выполняем все восемь часов добросовестно. Если времени не остается, то выделяем выходные и отпуска. Нужно рассчитывать на то, что проект будет забирать большую часть свободного времени. А главное: ты сам должен быть готов отдавать это время для достижения результата. А если, не дай Бог, возникают непредвиденные обстоятельства по проекту, то об отдыхе можно забыть.

Довольны ли тем, что получается?

Сейчас результаты проекта такие: в группе занимаются 82 ребенка. Уже готово 98 рисунков для будущего сборника. Планируется напечатать 300 экземпляров. Презентация книги состоится в октябре на площадке Рязанской областной библиотеки, затем ее покажут на фестивале «Читающий мир», ну а после организуют выездную презентацию в Кораблинский район. Сейчас Надежда с Верой решают последние вопросы с типографией, а довольные участники ждут, когда выйдет сборник.

— Конечно довольны. – скромно говорит Надежда. – Главное все довести до конца, а потом уже хвастаться результатами.

И это верно! Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь…

Планируете ли еще участвовать в конкурсах фонда?

— Да. И мы хотели бы продолжить работу именно с детской аудиторией. Потому что, как мы уже сказали, дети – главный проводник знаний. Есть идея составить путеводитель по местам Полонского и распространить его по образовательным учреждениям. Ну и, конечно, начать набирать новые группы в проект. Но это только планы, до этого еще далеко…

5 советов будущим грантополучателям.

  • Используйте все возможности, которые предоставляет фонд: очень часто проводятся различные вебинары, на которых вы можете задать все интересующие вопросы.

  • Внимательно изучите требования фонда, в который собираетесь подавать заявку.

  • Продумайте актуальность своей темы. Действительно ли она будет интересна аудитории?

  • Перед подачей заявки на грант соберите фокус-группу. Презентуйте ей «пилотный» проект. Эксперты по достоинству оценят такой «взрослый» подход к обоснованию актуальности.

  • Для достижения результата вы обязаны очень хорошо разбираться в той теме, которую предлагаете для заявки. Вы должны, в общем-то, жить этой темой.

f4thKjYumBU.jpg


Вам может быть интересно:
Проза и поэзия
15 Ноября
НЕПОКОРЕННЫЕ, ОСВОБОЖДЕННЫЕ

Работа Президентского фонда культурных инициатив в новых регионах России

Проза и поэзия
1 Августа
«ЯСНОПОЛЯНСКИЙ ИСПОЛИН» ОТМЕТИТ СВОЙ ЮБИЛЕЙ С РАЗМАХОМ

Ровно 195 лет назад – 9 сентября 1828 года – в богатом наследственном имении под Тулой, в семье русского офицера Николая Ильича родился четвертый ребенок. Назван он был редким греческим именем. Именем, которое давалось новорождённым, чтобы те приобретали некую сверхсилу. И мальчик ее приобрел. Но не физическую силу, а силу слова. Когда ему было 24 года, сам Некрасов, прочитав его рукописи, отметил, что «это талант новый и, кажется, надёжный». А в 35 лет он написал роман, который сразу же стал уникальным явлением как в русской, так и зарубежной литературе. Догадались? Конечно же, это Лев Николаевич Толстой. Трудно представить другого писателя, кто мог бы встать в один ряд с автором «Войны и мира», «Анны Каренины», «Кавказского пленника». С нашим великим мыслителем и философом. Эрнест Хемингуэй писал: «Ничто не заставит меня выйти на ринг против господина Толстого».

Проза и поэзия
30 Марта
КАК В ЦЕНТРЕ ПЕТЕРБУРГА ВОЗРОЖДАЛИ СРЕДНЕВЕКОВУЮ ТИПОГРАФИЮ ГУТЕНБЕРГА

«Издательство редкой книги из Санкт-Петербурга», которому в апреле 2023 года исполнится 32 года, занимается созданием уникальных экземпляров редких книг. Каждая – как произведение искусства. Созданные мастерами - носителями редкого ремесла – они занимают места в музеях, частных коллекциях, хранятся в собраниях Эрмитажа, публичной библиотеки Нью-Йорка. Выходят тиражами в 5-10 изданий. На их создание уходят годы, а о их стоимости спрашивать не принято – всем понятно, что это солидные шестизначные суммы. И, да – это единственное издательство такого рода в России.

Проза и поэзия
22 Ноября
КАК ИЗДАТЬ КНИГУ, КОТОРАЯ НЕ БУДЕТ ПЫЛИТЬСЯ НА АНТРЕСОЛЯХ

На примере антологии осетинской драматургии, чьи издатели стали гостями практического блока «Креативно.РФ», рассказываем о том, как реализовать проект мечты и опубликовать текст, который будет востребован.

Проза и поэзия
16 Ноября
ШОУ "ИДЕЯ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ". ВЫПУСК 24: НИКОЛАЙ ДАВЫДОВ, КОНСТРУКТОР ОБЪЕМНЫХ КНИГ

Николай ДАВЫДОВ — герой 24 выпуска шоу «Идея требует защиты» и конструктор pop-up компании «Формат-Д». Он занимается созданием объемных книг — трудоемкий процесс, занимающий, порой, месяцы и даже годы, напоминающий конвейерную сборку! И все для того, чтобы получить огромную бумажную конструкцию, пеструю, разноцветную, и… не имеющую ничего общего с книгой. Ведь что мы ценим в литературе? Процесс чтения, в ходе которого мы взаимодействуем с богатым внутренним миром автора, и расширяем свой. А если книга представляет собой несуразную игрушку, к которой не знаешь, как подступиться, то главная ее функция — чтение — теряется.

Проза и поэзия
16 Ноября
КОМИКС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ

Как организовать в региональном центре творческую студию

Проза и поэзия
16 Ноября
ДИАЛЕКТ НА ВЕКА

Как сохранить уникальное лингвистическое наследие

Проза и поэзия
16 Ноября
КОМИ В ЯБЛОКАХ. КОМИ КНИЖНЫЕ

Одно дело проводить книжный фестиваль в Москве. Миллионы людей так или иначе будут проходить мимо выставки и, даже если не являются книжными червями, то из любопытства забегут на красочное мероприятие зацепить книжицу-другую. Совсем другое — организовывать парад изданий на суровом севере. Там, где зимой -55 градусов и медведи трутся о земную ось, выбираться из дома лишний раз, особенно за книгами, могут себе позволить разве что закаленные фанаты букв. Библиотечные моржи! Однако организаторы фестиваля «Алая лента» рискнули. И не прогадали — им удалось устроить в Коми, сильно растянутой на карте и не очень плотно заселенной республике, масштабный книжный фестиваль, где авторы, издатели, сотрудники библиотек, читатели и все остальные ценители бумажной магии встретились и получили возможность общаться напрямую, делясь свежими изданиями и впечатлениями. Огромный пласт местной литературы был поднят на полки для читателей.

Проза и поэзия
28 Октября
ШОУ "ИДЕЯ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ". ВЫПУСК 21. БИБИЛЮРОВ И СКЛЯРОВА, СОЗДАНИЕ НОВОГО СУЩЕСТВА

Герои 21 выпуска шоу «Идея требует защиты»: Артем Бибилюров - художественный руководитель Первой экспериментальной молодёжной Вахтанговской студии «Турандот», и Наталья Склярова — директор Музея-Театра «Булгаковский Дом».