Вы находитесь в регионе:

Вашингтон?

Выбор региона

КАК В ЦЕНТРЕ ПЕТЕРБУРГА ВОЗРОЖДАЛИ СРЕДНЕВЕКОВУЮ ТИПОГРАФИЮ ГУТЕНБЕРГА

КАК В ЦЕНТРЕ ПЕТЕРБУРГА ВОЗРОЖДАЛИ СРЕДНЕВЕКОВУЮ ТИПОГРАФИЮ ГУТЕНБЕРГА
  1. «Почитатели нашего издательства и библиофилы иногда говорят мне: «Петр, не совсем правильно говорить про тиражи ваших книг. Это, скорее, авторские повторы»
  2. Петр Суспицын, руководитель издательства "Редкая книга из Санкт-Петербурга"

M_DyK1liK0U.jpg

Издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга», которому в апреле 2023 года исполняется 32 года, занимается созданием уникальных экземпляров редких книг. Каждая – как произведение искусства. Созданные мастерами — носителями редкого ремесла — они занимают места в музеях, частных коллекциях. Хранятся в собраниях Эрмитажа, публичной библиотеки Нью-Йорка. Выходят тиражами в 25-30 изданий. На их создание уходят годы, а о их стоимости спрашивать не принято – всем понятно, что это солидные шестизначные суммы. И да – это единственное издательство такого рода в России.

А в 2022 году «Академия Редкой книги», созданная на базе издательства, впервые в мировой практике предоставила возможность широкой аудитории и творческой молодежи приобщиться к редчайшему книжному искусству в его традиционном проявлении.

Петр Геннадьевич Суспицын — руководитель издательства — рассказал Креативно.рф, как в центре Петербурга воссоздавалась «Гутенберговская» типография эпохи Возрождения, где удалось найти финансирование на организацию академии редкой книги, и какое будущее у печатных изданий в России?

Что такое – издательство «Редкая книга»?

Ключевая идея издательства редкой книги заложена в его названии: возрождение древнего ремесла книгопечатания, которое осталось в далеком дореволюционном Петербурге.

- На протяжении 32 лет мы возрождаем и популяризуем книги, которые представляют из себя объект искусства. Каждая из них - от начала и до конца - создается вручную выдающимися мастерами, художниками и дизайнерами крайне малым тиражом…

IMG_9499_список.jpg

К слову, тираж у изданий, действительно, маленький. Как правило – не превышает 25-30 экземпляров. Иногда – не более 5.

- Почитатели нашего издательства и библиофилы иногда говорят мне: «Петр, не совсем правильно говорить про тиражи ваших книг. Это, скорее, авторские повторы»

Каждый из них отличается друг от друга и каждый – по-своему уникален. А если учесть, что художники используют не только авторские техники печати: литография, гравюры на дереве, резцовые гравюры, монотипия, но и оригинальный рисунок, то можно представить, каких трудов стоит сделать даже 10 экземпляров таких книг.

- У нас есть несколько проектов, где требовалось приложить больших усилий, чтобы уговорить художников сделать повторы иллюстраций. Например, изображения к балетам «Спартак», «Спящая красавица». В этих книгах иллюстрации выполнены в оригинальной технике, без использования печати.

3553fc0c4636b89c1de9d1519efa391c.jpg

В книгах издательства часто используется техника каллиграфии (с греч. «красивое письмо») – это совсем уникальная история времен «догутенберговской» книги. Первые упоминания об искусстве такого письма датируются 4000 годом до н.э., а родом оно из Китая, где его называли «первым среди художеств». Представьте: художник-каллиграф вручную пишет текст от начала и до конца в каждом экземпляре. Фантастика!

В нашем мире виртуальной реальности и нуворишеской роскоши подарочных книг издательство «Редкая книга из Санкт-Петербурга» нашло удивительно удачный способ сохранить старинное ремесло, умение и высокий вкус…»

Борис Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа


3c49c69823d768881d830eaa82bcb7c1.jpg

- Мы прибегаем к самым неожиданным и оригинальным техникам, таким как, например, машинопись. Книгу со стихами Олега Григорьева мы напечатали от и до на машинке, тем самым угодили в Книгу рекордов Гиннеса, потому что мы единственное зарегистрированное издательство, которое выпустило такую книгу. Все проекты создаются на старинных печатных станках девятнадцатого века, которые удалось найти, отреставрировать и привести в рабочее состояние. Поэтому это не только издательство, но и действующий музей старинного оборудования для печати и переплета книг.

Какой самый сложный проект вы реализовали?

Петр затрудняется ответить на этот вопрос. И я его понимаю. Ведь каждая книга, вышедшая в издательстве за 32 года – невероятно сложна и крайне уникальна.

- Знаете, все изданные книги – их более 50 – для меня, как дети. Все они разных форматов, с разными переплетами, от разных художников. Дюма как-то сказал, что создание книги подобно возведению готического храма. И для нашего издательства каждая книга – это словно создание архитектурного творения.

В работу, как правило, издательство берет классические тексты, литературные памятники, которые прошли проверку временем и стали близки каждому человеку. Далее идет долгий процесс выбора бумаги, переплета, техники печати. Консультации с художником. Подбор наиболее подходящего формата. Создается макет книги. После чего возникает понимание, какие потребуются иллюстрации. Все это - кирпичик за кирпичиком - складывается в произведение искусства.

- В наших книгах мы используем совсем неожиданные материалы для переплета: табачный лист, мрамор, металл, дерево. Выбираем те материалы, которые художественно бы соответствовали смыслу книги.

3Y9C1579.JPG

На кого ориентированы ваши издания?

Возникает логичный вопрос: кто же приобретает подобные книги? Наверное, как минимум, люди состоятельные? Ведь их цена, должно быть, зашкаливает? Действительно, подобные книги – отнюдь недешевые. Стоимость создания редкой книги, порой, составляет несколько миллионов рублей!

- «Habent sua fata libelli» - книги имеют свою судьбу. Да, у каждой нашей книги – своя судьба. Они попадают в руки коллекционерам. Некоторые занимают места в музейных экспозициях и библиотеках. Наши издания нашли свое пристанище в Германии, Берлине, Мюнхене, Нью-Йорке. Диапазон распространения книг самый широкий.

IMG_4993.jpg

Сколько длится работа над книгой?

Один из самых долгих проектов издательства – работа над книгой «Слово о полку Игореве». Работа над ним началась еще в 96-ом году, а закончилась в 2012-ом.

- «Слово о полку Игореве» - наш самый долгий проект. В 1996 году мы встречались с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым у него на даче и обсуждали работу над изданием. Я его тогда спросил: «Какой нам взять перевод?» Известно, что их существует великое множество. Поэма была переведена на все славянские и большинство западноевропейских языков. И тогда он сказал, не задумываясь: «Только Николай Заболоцкий!».

Это было напутствие и благословение великого Лихачева, и с этого разговора на даче в Комарово до издания первого экземпляра прошло ровно 16 лет. Особую ценность данному изданию придают 108 страниц полностью рукописного текста, написанного уставом — древнейшей формой кириллического письма.


1fc7c3c8c707c3bbb1407d2d311af1e0.jpg

Стоимость коллекционного издания "Слова о полку Игореве" можно узнать, запросив информацию на официальном сайте издательства в разделе "Каталог".

Еще один долгосрочный проект – библиофильское издание балета «Щелкунчик», приуроченное к 20-летию его постановки художником Михаилом Шемякиным. В книге представлены уникальные художественно-исторические материалы — факсимиле автографа нотной партитуры балета, написанной П. И. Чайковским, в сопровождении эскизов, созданных художником к сценографии постановки. Первый экземпляр «Щелкунчика» хранится в собрании Государственного Эрмитажа под толстым стеклом.


IMG_4989.jpg

Печатным изданиям постоянно предрекают гибель. Им, действительно, недолго осталось, или это только разговоры?

- Этот вопрос часто задается, и обеспокоенность мне понятна. Жизнь, конечно, диктует свои условия. Люди точно также боялись, когда Гутенберг изобрел книгопечатный станок. Он, испытал тогда колоссальное давление со стороны каллиграфов, которые зарабатывали на этом деньги. Ведь, по сути, станок – это компьютер 15 века! Технологии, которые сейчас приходят – неизбежны. И это хорошо, это прекрасно. Но бумажная книга, как предмет искусства никуда не денется с нашего ландшафта. Так же, как искусство никуда не исчезнет – оно будет вечно. Даже наоборот, благодаря нашим мастер-классам мы увидели колоссальную заинтересованность аудитории в такой книги, в таких ремеслах.

Почему решили обратиться в фонд?

Издательство всегда существовало благодаря сторонней поддержке. Редкие книги – это про культуру, а не про коммерцию. И даже ценники в несколько миллионов не приносят существенной прибыли. Все шло нормально – были надежные партнеры – но, как говорится: не было бы счастья, да несчастье помогло…

- У нас были хорошие меценаты, но в связи с новыми событиями, у них появились свои проблемы, которые нужно было срочно решать. И им стало, в общем, не до нас. Тогда я задумался, к кому нам обратиться, и решил, что наше благородное дело должно быть не чуждо государству. Тогда-то мы и нашли фонд культурных инициатив, и попробовали написать заявку…

Петр – человек мудрый. Он сразу понял, что заявка – дело колоссальной сложности и невероятной ответственности. Рисковать победой в конкурсе нельзя, ведь на кону – существование издательства. Поэтому доверил составление проектной заявки человеку с опытом. Благо, такой был в его команде. И, конечно же, проект был поддержан!

В чем суть проекта, который выиграл Президентский грант?

- Я, честно говоря, все эти годы мучился тем, что из-за столь малого тиража наших книг, они практически недоступны широкой публике. У нас было 8 выставок в Эрмитаже, и все книги выставлялись под стеклом открытыми только на одном развороте. А мне всегда хотелось рассказывать о нашей деятельности людям, воспитывать молодежь, которая интересуется книгой, рассказывать об этой книге…

Петр мечтал, но у него не было возможности создать отдельное образовательное направление. Но благодаря гранту Президентского фонда культурных инициатив, выигранного в 2022 году, в издательстве заработала «Академия редкой книги».

- В рамках нашей академии студенты будут обучаться процессу создания рукотворной книги: осваивать искусство иллюстрации, навыки ручного набора и печати на старинных станках, каллиграфию, техники изготовления литой бумаги, различные виды переплёта.

2N0A6690.jpg

Кроме обучения молодого поколения основам издания книг, в академии была разработана программа экскурсий в издательство как в своеобразный музей-мастерскую книгопечатания. Они включают демонстрацию старинного оборудования в действии, рассказ об истории и техниках книгопечатания и иллюстрирования рукотворных книг, а также показ готовых книжных шедевров, сделанных в издательстве и хранящихся в коллекциях Эрмитажа.

- Мы очень рады, что это оказалось очень востребованной инициативой. На наших мастер-классах практически никогда не бывает свободных мест - уже более 300 человек прошло их, но количество желающих несоизмеримо больше.

Я уверен – все желающие смогут посетить мастер-классы Академии. Ведь Петр уже вынашивает планы по расширению издательства и увеличению количества мастер-классов. И, конечно же, надеется на помощь со стороны правительства Санкт-Петербурга.

- Пока что в рамках нашей программы мы проводим серию открытых мастер-классов. Но в будущем – есть такая перспектива – мы откроем направление наставничества. Это будет индивидуальный долгосрочный курс обучения созданию книги – от и до. Чтобы наше ремесло не кануло в лету.

2N0A4812.jpg

Что можете посоветовать молодым грантополучателям?

Петр считает, что главное – не бояться и идти вперед. Если есть желание – все обязательно получится.

- Как гласит старинная поговорка: «глаза боятся – руки делают». Самая большая проблема всех начинаний – страх. Преодолеете страх, и все трудности будут вам нипочем.

Отличный философский совет от романтика-библиофила Петра Геннадьевича Суспицына! Тем не менее, не стоит забывать про более простые, приземленные рекомендации – читать методические материалы, смотреть вебинары, и не подавать заявку в последний день!

Кстати, сейчас на сайте академии идет запись на мини-курсы по печатной графике. Группа на высокую печать набрана, остались места на открытую и плоскую печать.

А 5 апреля в 17:00 в издательстве на Миллионной улице пройдет встреча с коллекционером Александром Трофимовым «Тайна печатной машинки». Для литераторов разного ранга до появления компьютеров печатная машинка служила основным рабочим инструментом (сейчас — для истинных любителей). В обновлённом Доме творчества писателей в Переделкине машинки стали частью дизайна и атмосферы: стены почти повсеместно украшены инсталляциями из них. Александр Трофимов погрузит вас в удивительный мир создания печатных текстов старого образца.

Спешите, пока есть места!


 

Вам может быть интересно:
Проза и поэзия
15 Ноября
НЕПОКОРЕННЫЕ, ОСВОБОЖДЕННЫЕ

Работа Президентского фонда культурных инициатив в новых регионах России

Проза и поэзия
1 Августа
«ЯСНОПОЛЯНСКИЙ ИСПОЛИН» ОТМЕТИТ СВОЙ ЮБИЛЕЙ С РАЗМАХОМ

Ровно 195 лет назад – 9 сентября 1828 года – в богатом наследственном имении под Тулой, в семье русского офицера Николая Ильича родился четвертый ребенок. Назван он был редким греческим именем. Именем, которое давалось новорождённым, чтобы те приобретали некую сверхсилу. И мальчик ее приобрел. Но не физическую силу, а силу слова. Когда ему было 24 года, сам Некрасов, прочитав его рукописи, отметил, что «это талант новый и, кажется, надёжный». А в 35 лет он написал роман, который сразу же стал уникальным явлением как в русской, так и зарубежной литературе. Догадались? Конечно же, это Лев Николаевич Толстой. Трудно представить другого писателя, кто мог бы встать в один ряд с автором «Войны и мира», «Анны Каренины», «Кавказского пленника». С нашим великим мыслителем и философом. Эрнест Хемингуэй писал: «Ничто не заставит меня выйти на ринг против господина Толстого».

Проза и поэзия
30 Марта
КАК В ЦЕНТРЕ ПЕТЕРБУРГА ВОЗРОЖДАЛИ СРЕДНЕВЕКОВУЮ ТИПОГРАФИЮ ГУТЕНБЕРГА

«Издательство редкой книги из Санкт-Петербурга», которому в апреле 2023 года исполнится 32 года, занимается созданием уникальных экземпляров редких книг. Каждая – как произведение искусства. Созданные мастерами - носителями редкого ремесла – они занимают места в музеях, частных коллекциях, хранятся в собраниях Эрмитажа, публичной библиотеки Нью-Йорка. Выходят тиражами в 5-10 изданий. На их создание уходят годы, а о их стоимости спрашивать не принято – всем понятно, что это солидные шестизначные суммы. И, да – это единственное издательство такого рода в России.

Проза и поэзия
22 Ноября
КАК ИЗДАТЬ КНИГУ, КОТОРАЯ НЕ БУДЕТ ПЫЛИТЬСЯ НА АНТРЕСОЛЯХ

На примере антологии осетинской драматургии, чьи издатели стали гостями практического блока «Креативно.РФ», рассказываем о том, как реализовать проект мечты и опубликовать текст, который будет востребован.

Проза и поэзия
16 Ноября
ШОУ "ИДЕЯ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ". ВЫПУСК 24: НИКОЛАЙ ДАВЫДОВ, КОНСТРУКТОР ОБЪЕМНЫХ КНИГ

Николай ДАВЫДОВ — герой 24 выпуска шоу «Идея требует защиты» и конструктор pop-up компании «Формат-Д». Он занимается созданием объемных книг — трудоемкий процесс, занимающий, порой, месяцы и даже годы, напоминающий конвейерную сборку! И все для того, чтобы получить огромную бумажную конструкцию, пеструю, разноцветную, и… не имеющую ничего общего с книгой. Ведь что мы ценим в литературе? Процесс чтения, в ходе которого мы взаимодействуем с богатым внутренним миром автора, и расширяем свой. А если книга представляет собой несуразную игрушку, к которой не знаешь, как подступиться, то главная ее функция — чтение — теряется.

Проза и поэзия
16 Ноября
КОМИКС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ

Как организовать в региональном центре творческую студию

Проза и поэзия
16 Ноября
ДИАЛЕКТ НА ВЕКА

Как сохранить уникальное лингвистическое наследие

Проза и поэзия
16 Ноября
КОМИ В ЯБЛОКАХ. КОМИ КНИЖНЫЕ

Одно дело проводить книжный фестиваль в Москве. Миллионы людей так или иначе будут проходить мимо выставки и, даже если не являются книжными червями, то из любопытства забегут на красочное мероприятие зацепить книжицу-другую. Совсем другое — организовывать парад изданий на суровом севере. Там, где зимой -55 градусов и медведи трутся о земную ось, выбираться из дома лишний раз, особенно за книгами, могут себе позволить разве что закаленные фанаты букв. Библиотечные моржи! Однако организаторы фестиваля «Алая лента» рискнули. И не прогадали — им удалось устроить в Коми, сильно растянутой на карте и не очень плотно заселенной республике, масштабный книжный фестиваль, где авторы, издатели, сотрудники библиотек, читатели и все остальные ценители бумажной магии встретились и получили возможность общаться напрямую, делясь свежими изданиями и впечатлениями. Огромный пласт местной литературы был поднят на полки для читателей.

Проза и поэзия
28 Октября
ШОУ "ИДЕЯ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ". ВЫПУСК 21. БИБИЛЮРОВ И СКЛЯРОВА, СОЗДАНИЕ НОВОГО СУЩЕСТВА

Герои 21 выпуска шоу «Идея требует защиты»: Артем Бибилюров - художественный руководитель Первой экспериментальной молодёжной Вахтанговской студии «Турандот», и Наталья Склярова — директор Музея-Театра «Булгаковский Дом».