КОМИ В ЯБЛОКАХ. КОМИ КНИЖНЫЕ
Одно дело проводить книжный фестиваль в Москве. Миллионы людей так или иначе будут проходить мимо выставки и, даже если не являются книжными червями, то из любопытства забегут на красочное мероприятие зацепить книжицу-другую. Совсем другое — организовывать парад изданий на суровом севере. Там, где зимой -55 градусов и медведи трутся о земную ось, выбираться из дома лишний раз, особенно за книгами, могут себе позволить разве что закаленные фанаты букв. Библиотечные моржи! Однако организаторы фестиваля «Алая лента» рискнули. И не прогадали — им удалось устроить в Коми, сильно растянутой на карте и не очень плотно заселенной республике, масштабный книжный фестиваль, где авторы, издатели, сотрудники библиотек, читатели и все остальные ценители бумажной магии встретились и получили возможность общаться напрямую, делясь свежими изданиями и впечатлениями. Огромный пласт местной литературы был поднят на полки для читателей.
Как появилась идея?
Проект «Алая лента» появился в 2018 году. Тогда фестиваль проходил в формате региональной выставки-ярмарки в столице Коми — Сыктывкаре. Проводились встречи читателей с авторами, презентации книг и стендов издателей. Однако охват публики был невелик. Оно и понятно: в большой республике (наибольшая протяженность с северо-востока на юго-запад составляет более 1,2 тысячи километров) довольно невысокая плотность населения (1,93 чел./км2). Не каждая большая культурная птица долетит до прекрасного, но далекого северного края: от Москвы до Сыктывкара более тысячи километров. Так что органическим образом возникла острая необходимость расширить проект с целью культурологической экспансии.
Что удалось изменить благодаря поддержке ПФКИ?
— После получения гранта нам удалось существенно расширить географию, — признает руководитель проекта Наталья Саврасова, замдиректора Национальной библиотеки Коми. — В 2022 году творческий десант из известных российских авторов (Анна Матвеева, Майя Кучерская) и именитых литераторов нашего края (Елена Габова, Петр Столповский, Елена Афанасьева, Нина Обрезкова, Татьяна Канова и др.) побывал в семи муниципалитетах региона: Воркуте, Печоре, Ухте, Сосногорске, Сыктывкаре, а также в Корткеросском и Сыктывдинском районах. Выставка-ярмарка стала частью фестиваля и объединила региональные издательства, редакции республиканских СМИ, книжные магазины и библиотеки. На глазах зрителей и читателей прошли презентации книг, выступления поэтов, творческих коллективов.
А еще был проведен конкурс «Золотая полка «Алой ленты», определивший лучшие издания и издательства. Мероприятия посетили несколько тысяч человек.
Как подавалась заявка в Президентский фонд культурных инициатив?
— Описательная часть заявки затруднений не вызвала, — продолжает Наталья Саврасова. — Мы хорошо представляли, что именно хотим получить и что для этого нужно сделать. Не раз проводили корпоративные проекты, как с привлечением финансирования, так и в рамках основной деятельности библиотек. Мы умеем работать в одной связке, несмотря на территориальную удаленность друг от друга. Поэтому найти партнеров проекта, составить календарный план, сформулировать цели и задачи было не сложно. Сложность вызвало составление бюджета проекта — как на стадии написания заявки, так и в процессе реализации проекта. Дело в том, что у организации нет штатного бухгалтера. С некоторыми тонкостями пришлось разбираться уже в процессе исполнения платежей. Этот опыт мы учтем, тем более, что в ПФКИ с этим помогли.
Что получилось реализовать в результате работы с фондом?
— С одной стороны, мероприятия прошли в удаленных населенных пунктах, и это должно было показать их жителям, что они не брошены и не забыты, что их малая родина тоже может стать местом притяжения и встреч с интересными людьми, — подчеркивает руководитель проекта. — С другой стороны, в программе фестиваля большую часть занимали встречи с местными авторами. Благодаря этому жители городов и сел республики смогли познакомиться с творчеством своих земляков. Региональные авторы, как правило, редко мелькают на телеэкранах и страницах СМИ. Но в их произведениях воспевается красота родного края, описывается быт и жизнь людей из глубинки, их заботы и радости. Мы смогли это высветить.
Пять ценных советов грантополучателям.
- Выявите реальную проблему, решение которой улучшит жизнь целевой аудитории, на которую будет направлен проект.
- Продумайте широкую партнерскую сеть проекта, заручитесь поддержкой потенциальных партнеров.
- Соберите хорошую команду. Замотивированную и сплоченную.
- Ставьте перед собой реальные цели.
- Пригласите в команду опытного бухгалтера/юриста.
Работа Президентского фонда культурных инициатив в новых регионах России
Ровно 195 лет назад – 9 сентября 1828 года – в богатом наследственном имении под Тулой, в семье русского офицера Николая Ильича родился четвертый ребенок. Назван он был редким греческим именем. Именем, которое давалось новорождённым, чтобы те приобретали некую сверхсилу. И мальчик ее приобрел. Но не физическую силу, а силу слова. Когда ему было 24 года, сам Некрасов, прочитав его рукописи, отметил, что «это талант новый и, кажется, надёжный». А в 35 лет он написал роман, который сразу же стал уникальным явлением как в русской, так и зарубежной литературе. Догадались? Конечно же, это Лев Николаевич Толстой. Трудно представить другого писателя, кто мог бы встать в один ряд с автором «Войны и мира», «Анны Каренины», «Кавказского пленника». С нашим великим мыслителем и философом. Эрнест Хемингуэй писал: «Ничто не заставит меня выйти на ринг против господина Толстого».
«Издательство редкой книги из Санкт-Петербурга», которому в апреле 2023 года исполнится 32 года, занимается созданием уникальных экземпляров редких книг. Каждая – как произведение искусства. Созданные мастерами - носителями редкого ремесла – они занимают места в музеях, частных коллекциях, хранятся в собраниях Эрмитажа, публичной библиотеки Нью-Йорка. Выходят тиражами в 5-10 изданий. На их создание уходят годы, а о их стоимости спрашивать не принято – всем понятно, что это солидные шестизначные суммы. И, да – это единственное издательство такого рода в России.
На примере антологии осетинской драматургии, чьи издатели стали гостями практического блока «Креативно.РФ», рассказываем о том, как реализовать проект мечты и опубликовать текст, который будет востребован.
Николай ДАВЫДОВ — герой 24 выпуска шоу «Идея требует защиты» и конструктор pop-up компании «Формат-Д». Он занимается созданием объемных книг — трудоемкий процесс, занимающий, порой, месяцы и даже годы, напоминающий конвейерную сборку! И все для того, чтобы получить огромную бумажную конструкцию, пеструю, разноцветную, и… не имеющую ничего общего с книгой. Ведь что мы ценим в литературе? Процесс чтения, в ходе которого мы взаимодействуем с богатым внутренним миром автора, и расширяем свой. А если книга представляет собой несуразную игрушку, к которой не знаешь, как подступиться, то главная ее функция — чтение — теряется.
Как организовать в региональном центре творческую студию
Одно дело проводить книжный фестиваль в Москве. Миллионы людей так или иначе будут проходить мимо выставки и, даже если не являются книжными червями, то из любопытства забегут на красочное мероприятие зацепить книжицу-другую. Совсем другое — организовывать парад изданий на суровом севере. Там, где зимой -55 градусов и медведи трутся о земную ось, выбираться из дома лишний раз, особенно за книгами, могут себе позволить разве что закаленные фанаты букв. Библиотечные моржи! Однако организаторы фестиваля «Алая лента» рискнули. И не прогадали — им удалось устроить в Коми, сильно растянутой на карте и не очень плотно заселенной республике, масштабный книжный фестиваль, где авторы, издатели, сотрудники библиотек, читатели и все остальные ценители бумажной магии встретились и получили возможность общаться напрямую, делясь свежими изданиями и впечатлениями. Огромный пласт местной литературы был поднят на полки для читателей.
Герои 21 выпуска шоу «Идея требует защиты»: Артем Бибилюров - художественный руководитель Первой экспериментальной молодёжной Вахтанговской студии «Турандот», и Наталья Склярова — директор Музея-Театра «Булгаковский Дом».