АЗ, БУКВЫ, ДЕТИ
- «Литературная школа «Юности» прошла на запредельном для подобных событий уровне. Реально ничего подобного в новейшей истории страны не было...»
- Михаил Самойлов, проектный менеджер Ассоциации союзов писателей и издателей
Сейчас это прозвучит странно, но в советское время было принято выписывать литературные журналы. Их называли «толстыми». Лучшие авторы страны публиковали стихи и прозу именно там — и только потом она выходила в твердой обложке. Одним из таких журналов и был «Юность» (не путать с треком группы Dabro), созданный Валентином Катаевым в 1955 году. Там печатались примерно все: в диапазоне от Анны Ахматовой и Леонида Филатова до шестидесятников всех мастей и Григория Горина. И «Незнайка в Солнечном городе», и «А зори здесь тихие..», и даже «Заводной апельсин» впервые в СССР — это все «Юность». Время идет, но число одаренных авторов не иссякает.
Теперь под руководством Сергея Шаргунова журнал переживает ренессанс. Полученный грант Президентского фонда культурных инициатив создатели журнала отправят сразу на несколько просветительских проектов.
Как пришла идея проекта?
— Идей было много, но мы выбрали самое главное, — поясняет проектный менеджер Ассоциации союзов писателей и издателей Михаил Самойлов. — Во-первых, сделать литературную школу «Юности» для молодых (18–35-летних писателей). Во-вторых, развивать нашу литературную премию имени Катаева (единственная премия за малый прозаический жанр, рассказ, тогда как все остальные вручаются за романы). В-третьих, оживить видеопроекты журнала и осуществить, наконец, идею-фикс: достроить литературный центр на 1-ой Тверской-Ямской улице.
Как подавали заявку?
— Когда проходил первый конкурс ПФКИ, моя помощница сделала заявку, я вычитал, и даже главреду не сказал, — продолжает Самойлов. — Отправили, немножко не хватило баллов. Пообщались с фондом, нам пояснили: дело в том, что мы захотели более 10 миллионов рублей, что весьма существенно. Если бы сумма была меньше (при большом числе набранных баллов, а с этим проблем не было), то получить грант было бы проще. Поэтому во время второго конкурса мы уменьшили сумму за счёт софинансирования на литшколу и премию, сэкономив более 4 миллионов рублей. И грант получился.
На какой стадии сейчас проект?
В России немало пишущих, что тут скрывать. Только вот чтобы отделить зерна от плевел, нужны исключительные мастера в области редактуры. Обладающие безупречным вкусом и чувством стиля люди. С этим в «Юности» проблем не было, поэтому грант ПФКИ помог изданию организовать тщательный отбор авторов и устроить для них фактически литературную мастерскую. Самородков собирали по всей стране.
— Литературная школа «Юности» прошла на запредельном для подобных событий уровне, — подчеркивает проектный менеджер. — Реально ничего подобного в новейшей истории страны не было. Мы собрали молодых и очень талантливых авторов, которых не публиковали нигде. Мы отбирали исключительно по принципу «хорошие тексты», не смотрели на литературный бэкграунд. Кроме того, собрали прекрасную команду лекторов (от Павла Басинского и Андрея Рубанова до Валерия Попова и Сергея Носова), разбавив её живыми почти классиками типа Марины Кудимовой.
Параллельно «Юность» завершает подготовку литературной премии Катаева: шорт-лист составлен, победителя объявят через месяц. Осталось найти подходящую площадку. Для оживления медиасоставляющей отобрали 20 сценариев для видеороликов по литературной тематике. Запись начнется сразу после очистки авторских прав, к декабрю съемки должны быть завершены. Что касается «базового лагеря» журнала, литературного центра в центре Москвы, то ремонт в нем вышел на финальную стадию.
Пять +1 девиз будущим грантополучателям.
- Получить грант более, чем реально.
-
Но наймите профессионалов (юристов, бухгалтеров и проч.), которые вычитают вашу заявку от корки до корки и обязательно найдут ошибку.
- Будьте готовы, что фонд работает не молниеносно. Заявок — тьма.
-
С момента победы в грантовом конкурсе до получения первых денег на счёт — больше месяца. Одобряют почти все платежи, но какие-то ключевые могут лежать несколько дней до одобрения.
- Бюрократия is back или здесь вам не МФЦ
-
Придется готовить множество дополнительных, поясняющих бумаг. Например, о том, почему вы берете автобус дешевле рынка, но дороже заявки. Или о том, почему дизайнер оказался не физлицом, а ИП. Нанимайте грамотных юристов.
- Берите сроки с запасом
-
Пример: в конце сентября мы должны отчитаться по литшколе, которая завершилась только 23 сентября. По сути, неделя на все про все. Поэтому ставьте дату предварительной отчётности, условно говоря, не 30.09.2022, а 31.10.2022, чтобы избежать аврала
- Нанимайте профессионалов
-
Берёте грант — пусть ваши бухгалтеры, юристы и люди, пишущие отчёты, будут готовы именно к грантовому взаимодействию.
- Дерзайте!
Работа Президентского фонда культурных инициатив в новых регионах России
Ровно 195 лет назад – 9 сентября 1828 года – в богатом наследственном имении под Тулой, в семье русского офицера Николая Ильича родился четвертый ребенок. Назван он был редким греческим именем. Именем, которое давалось новорождённым, чтобы те приобретали некую сверхсилу. И мальчик ее приобрел. Но не физическую силу, а силу слова. Когда ему было 24 года, сам Некрасов, прочитав его рукописи, отметил, что «это талант новый и, кажется, надёжный». А в 35 лет он написал роман, который сразу же стал уникальным явлением как в русской, так и зарубежной литературе. Догадались? Конечно же, это Лев Николаевич Толстой. Трудно представить другого писателя, кто мог бы встать в один ряд с автором «Войны и мира», «Анны Каренины», «Кавказского пленника». С нашим великим мыслителем и философом. Эрнест Хемингуэй писал: «Ничто не заставит меня выйти на ринг против господина Толстого».
«Издательство редкой книги из Санкт-Петербурга», которому в апреле 2023 года исполнится 32 года, занимается созданием уникальных экземпляров редких книг. Каждая – как произведение искусства. Созданные мастерами - носителями редкого ремесла – они занимают места в музеях, частных коллекциях, хранятся в собраниях Эрмитажа, публичной библиотеки Нью-Йорка. Выходят тиражами в 5-10 изданий. На их создание уходят годы, а о их стоимости спрашивать не принято – всем понятно, что это солидные шестизначные суммы. И, да – это единственное издательство такого рода в России.
На примере антологии осетинской драматургии, чьи издатели стали гостями практического блока «Креативно.РФ», рассказываем о том, как реализовать проект мечты и опубликовать текст, который будет востребован.
Николай ДАВЫДОВ — герой 24 выпуска шоу «Идея требует защиты» и конструктор pop-up компании «Формат-Д». Он занимается созданием объемных книг — трудоемкий процесс, занимающий, порой, месяцы и даже годы, напоминающий конвейерную сборку! И все для того, чтобы получить огромную бумажную конструкцию, пеструю, разноцветную, и… не имеющую ничего общего с книгой. Ведь что мы ценим в литературе? Процесс чтения, в ходе которого мы взаимодействуем с богатым внутренним миром автора, и расширяем свой. А если книга представляет собой несуразную игрушку, к которой не знаешь, как подступиться, то главная ее функция — чтение — теряется.
Как организовать в региональном центре творческую студию
Одно дело проводить книжный фестиваль в Москве. Миллионы людей так или иначе будут проходить мимо выставки и, даже если не являются книжными червями, то из любопытства забегут на красочное мероприятие зацепить книжицу-другую. Совсем другое — организовывать парад изданий на суровом севере. Там, где зимой -55 градусов и медведи трутся о земную ось, выбираться из дома лишний раз, особенно за книгами, могут себе позволить разве что закаленные фанаты букв. Библиотечные моржи! Однако организаторы фестиваля «Алая лента» рискнули. И не прогадали — им удалось устроить в Коми, сильно растянутой на карте и не очень плотно заселенной республике, масштабный книжный фестиваль, где авторы, издатели, сотрудники библиотек, читатели и все остальные ценители бумажной магии встретились и получили возможность общаться напрямую, делясь свежими изданиями и впечатлениями. Огромный пласт местной литературы был поднят на полки для читателей.
Герои 21 выпуска шоу «Идея требует защиты»: Артем Бибилюров - художественный руководитель Первой экспериментальной молодёжной Вахтанговской студии «Турандот», и Наталья Склярова — директор Музея-Театра «Булгаковский Дом».