Вы находитесь в регионе:

Джорджия?

Выбор региона

КРЫМСКАЯ ВОЛНА

Как открыть радиостанцию в школе
  1. «Разговаривая с учителями в школах, я от них слышал: «да, у нас была радио-точка в школе в 78 году…», «а у нас в 84-м в университете был кружок…». А сейчас ничего подобного нет. И мы подумали: почему бы не возродить школьное радиовещание?»
  2. Юрий Веревкин, руководитель проекта «Молодежная радиоволна».

photo_2022-08-22_21-31-15.jpg

Радиокружки пользовались небывалой популярностью у школьников в СССР. А началось все в 1923 году с принятия декрета, который позволял общественным организациям создавать и эксплуатировать радиоточки. Следующие годы их популярность росла в геометрической прогрессии. Причем, застрельщиками создания специализированных кружков обычно выступали сами подростки. А если школы не шел навстречу детской инициативе, ребята собирались на квартирах и самостоятельно осваивали азы радиоэлектроники. В этом им помогали профильные рубрики в журналах, где публиковались схемы, инструкции, советы. В 50-х был учрежден даже Центральный радиоклуб СССР. Движение набирало обороты вплоть до 80-х годов прошлого века и… внезапно исчезло. Как будто и не было его никогда.

Юрий Веревкин — директор АНО «Институт молодежных инициатив» - делами доказал, что и в третьем десятилетии XXI века пионерское увлечение будет востребовано. В десяти школах Крыма он, по советскому образу и подобию, создал радиоточки, которые за полгода стали бесценным источником информации для учеников разных классов. А в нашем интервью Юрий рассказал каких трудов ему стоило возродить вещание, и как он получил грант Президентского фонда культурных инициатив на это рисковое дело.

Как пришла идея проекта?

— Идея проекта лежит в плоскости моих подростковых грез, - говорит Юрий. - Мне нравилось быть диджеем, радиоведущим: я был с головой погружен в эту активность. Мы с ребятами записывали подкасты. У нас было вещание на всю школу!

Как это часто бывает, юношеские хобби с годами отошло на второй план. Веревкин взрослел, но не забывал про свое увлечение. Он начал активно заниматься общественной и социальной деятельностью в Крыму. Естественно, это сопровождалось посещением школ, вузов, и общением с преподавателями.

— Разговаривая с учителями в школах, я от них слышал: «да, у нас была радио-точка в школе в 78 году…», «а у нас в 84-м в университете был кружок…». А сейчас ничего подобного нет. И мы подумали: почему бы не возродить школьное радиовещание?

С этой мысли и родилась идея проекта «Молодежная радиоволна», который охватил уже десять школ, и продолжает набирать обороты.

В чем суть проекта?

В отдельном кабинете школ, участвующих в проекте, установили медиаплеер с микрофоном, развесили динамики по этажам здания. Трансляция шла во время перемен. В эфире звучали школьные новости и авторские программы разного формата. Например, рубрики: «Говори правильно», «День в истории», «Культурные новости». Дети сами собирали материал, сбрасывали его редакторам, и, если все нормально, ставили в эфир.

— До начала проекта мы выделили несколько основных рубрик, по которым школьники создавали контент. Но после старта «Молодежной радиоволны», стали получать обратную связь: ребята просили рассказать о полезных приложениях для гаджетов, о том, как отсеивать информацию и проводить «фактчекинг». Под запрос программы и материалы начали меняться.

CGmFMVT1aTQ.jpg

Перед стартом радиоточек с детьми проводились обучающие семинары: как провести запись, как получить качественный звук с обычного диктофона, как озвучивать подкаст. Объяснили правила редакции: о чем можно говорить в эфире, а о чем не следует. Ребят не просто бросили на «амбразуру», а провели им полноценный «курс молодого бойца».

В чем уникальность проекта?

Безусловно, в некоторых регионах России уже были попытки сделать что-то похожее. Но поставить дело на поток, получить грант и расширятся — такого еще не было. Юрий в этом деле первопроходец.

В чем ценность проекта для детей?

— Во-первых, это актуализация школьной жизни и новостной повестки. Дети сами прописывают программы, сами выходят в эфир, рассказывают, что сейчас происходит в школе. Рутинные события оживают и начинают играть новыми красками, когда о них рассказывают в программе. Во-вторых, как отмечают сами учителя, на переменах стало тише. Беготни, толкотни, шума меньше. Часть детей закрылась в студиях и ведет эфиры, другая часть — внимательно слушает. В-третьих, журналистская деятельность круто прокачивает коммуникабельность.

Нельзя не отметить еще одну неоспоримую ценность проекта — возможность пройти профориентацию. Где еще ребята смогут попробовать себя в роли настоящих диджеев, сценаристов, журналистов? В «Молодежной радиоволне» уже есть ребята, которые твердо решили связать свою жизнь с эфирами и новостями.

В одной из школ детям так понравилось заниматься радио, что они создали дополнительный обучающий кружок. Даже сейчас они продолжают самостоятельно вне проекта придумывать новые рубрики, записывать интервью, прокачивать навыки.

Почему обратились в ПФКИ?

— Когда проект начал перетекать из стадии «идея» в стадию «подготовка к реализации», в голове автоматически всплыло воспоминание о прошлогоднем выступлении Владимира Владимировича Путина, в котором он объявлял об учреждении Президентского фонда культурных инициатив. Плюс ко всему, когда занимаешься общественной деятельностью, постоянно от коллег слышишь о фондах и грантовой деятельности. О ПФКИ говорят много, и хвалят его чаще других. Поэтому выбор был очевиден.

Не было страха или сомнений перед подачей заявки? — Конечно, был. Но опытные друзья объяснили, что мы либо пробуем, пытаемся получить грант и создать крутой проект, либо продолжаем сидеть на месте. Страх «не сделать» стал сильнее страха «сделать».

Ваша заявка победила с первого раза — в чем секрет успеха?

Многие руководители проектов, у которых мы брали интервью, тоже побеждали с первого раза. Но они уже неоднократно работали с фондами и участвовали в конкурсах. Юрий же подался на грант впервые.

— Думаю, победить с первого раза позволили профессиональные компетенции — все-таки не первый год в культурно-социальной повестке Крыма. И, конечно, правильное понимание того, что и как написать в заявке. В последнем очень помогли методические рекомендации от фонда и помощь более опытных коллег, которые проверили нашу заявку, дали советы. Ну, и не стоит списывать со счетов удачу. Оказаться в «нужное время в нужном месте» может каждый, и от человека это не зависит.

Что нужно показать экспертам в грантовой заявке?

— Первое – это решимость. Второе – понимание, для кого ты делаешь проект. Третье – персональная ответственность за идею и за ее успешную реализацию. Без этих трех составляющих, как мне кажется, результата не будет. В любом деле.

JqVQUTW6WQQ.jpg

Случались ли проблемы по ходу реализации проекта?

— Системная работа и подготовка помогают компенсировать сложности в работе. Поэтому у нас особых проволочек не было. Присутствовали трудности на местах: то интернет пропадет, то оборудование отключится. Был смешной случай: в одной школе бабушка-охранник во время эфира решила сделать звук в колонках потише. Чтобы не так шумно было на этаже. Да, и такие конфузы были. Но они быстро решались.

Что удалось добиться и где посмотреть результаты проекта?

В проекте «Молодежная радиоволна» приняли участие десять школ и более 200 школьников. Было организовано множество мастер-классов и лекций. Радиоточки не просто обособлено существовали внутри учебных учреждений, а вышли за их пределы, устроив конкурсы на лучший контент и лучший молодежный радио-проект. Так же ребята, раскрыв в себе навыки журналиста, принимали участие в творческом конкурсе медиа-группы «Комсомольская правда» «Алый парус — открытые горизонты».

Ну, а познакомиться с контентом, созданным в рамках «Молодежной радиоволны», можно в официальной группе проекта Вконтакте.

Какое будущее у проекта?

— Мы хотим увеличить аудиторию, расширить сеть школьных пресс-центров. Потому что понимаем, работа с десятком школ нас не сильно отягощает: модель построена, опробована, можно ставить на поток и охватывать больше учебных заведений.

Осмелимся предположить, что такими темпами Крым станет первым регионом в России, в котором будут радиофицированы все общеобразовательные учреждения. Back in the USSR!

Пять советов будущим грантополучателям

  • Верьте в то, что вы делаете.

  • Думайте о своем проекте, живите им!

  • Ищите команду. Окружайте себя людьми, которые могут чем-то помочь, дать совет, направить.

  • Не бойтесь задавать вопросы и показаться не компетентным. Вы всегда можете обратиться в Президентский фонд, где вам все и обо всем объяснят.

  • Делайте. Всегда делайте. Все в ваших руках. Если вы искренне захотите что-то осуществить, то у вас обязательно получится.


Вам может быть интересно:
Медиа и Digital
18 Ноября
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

18 марта 2023 года в эфир вышел первый выпуск новой программы Президентского фонда культурных инициатив. Она называется «Культурная волна». Ведущие программы – Роман Карманов и Олеся Гарипова - в полчаса укладывают все самое важное, что происходит за неделю в сфере культуры, искусства и креативных индустрий.

Важная часть программы – интервью со «звездным» спикером. За 2023 год в программе побывали Лариса Долина, Владимир Машков, Илья Авербух, Денис Майданов, Игорь Матвиенко и еще множество интересных спикеров.

Медиа и Digital
14 Ноября
СОВЕТ НА МИЛЛИОН

Вот уже больше года в нашей рубрике «Проекты» на сайте Креативно.рф мы собираем истории успеха грантополучателей Президентского фонда культурных инициатив. Мы говорили с Александром Кармаевым о выставке «Виктор Цой. Путь героя». С Владом Деминым о его моноспектакле «ДВА». С Викторией Сид о инклюзивном театре «Чайки».

У каждого – своя история. У каждого – свой грант ПФКИ.

В этом материале мы решили собрать самые интересные советы героев интервью Креативно.рф. Самые важные советы для участников грантовых конкурсов – в нашей подборке.

Медиа и Digital
1 Июня
«ГОЛОС НОВОРОССИИ» КАК ГОЛОС НАШЕЙ ПОБЕДЫ

В начале 2023 года на освобожденных территориях в сжатые сроки было создано новое средство массовой информации – газета «Голос Новороссии» - которое быстро заняло свою нишу и нашло заинтересованных читателей. Тираж в 50.000 разлетелся, как «горячие пирожки». Редакция расположилась на площадке издательского дома АО «Комсомольская правда» в Белгороде. Главная тема газеты: восстановление исторической справедливости и объединение всех частей Слобожанщины в составе РФ, которая была в ней на полтора века дольше, чем Украина.

Медиа и Digital
7 Февраля
ШОУ «ИДЕЯ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ». ВЫПУСК 27. НАТАЛЯ СПИРИДОНОВА И ЭЛЕОНОРА ДЮПУИ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ РУССКИХ КОРНЕЙ.

Героиня 27 выпуска шоу «Идея требует защиты» — Наталя Спиридонова, член Академии Российского телевидения, трижды лауреат премии ТЭФИ, лауреат Золотой медали конкурса СМИ "Патриот России".

Медиа и Digital
30 Ноября
26 ВЫПУСК ШОУ «ИДЕЯ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ» — ДЕНИС КИРИС, КРАСОТА ДОЛЖНА БЫТЬ ЭТИЧНОЙ

Герой 26 выпуска шоу «Идея требует защиты» — Денис Кирис — директор программ на телеканале «ТВЦ», продюсер на каналах «Культура» и «360». И главный редактор интернет-портала о культуре в России и за рубежом «Ревизор.ru».

Медиа и Digital
20 Ноября
КРИСТАЛЛ ИСТОРИИ

Как создать интерактивное приложение для школьников и выиграть два гранта

Медиа и Digital
20 Ноября
ШОУ "ИДЕЯ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ". ВЫПУСК 25: ИРИНА ГОЛЬМГРЕЙН, ЭКСПЕРТ ПО "ВЕРТИКАЛЬНОМУ" ВИДЕОКОНТЕНТУ

Выпуск 25: Ирина Гольмгрейн, эксперт по "вертикальному" видеоконтенту

Медиа и Digital
11 Ноября
ШОУ "ИДЕЯ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ". ВЫПУСК 22: СЕРГЕЙ КОСЕНЧУК, СОЗДАТЕЛЬ ШКОЛЫ ПО ФАКТЧЕКИНГУ

Сергей Косенчук — генеральный директор АНО «лаборатория Медиа» и заместитель исполнительного директора международной ассоциации студенческого телевидения. Он специализируется на создании онлайн-курсов и образовательных интенсивов. Его Лаборатория может научить вас быть веб-дизайнером, например. А недавно Сергей захотел создать федеральную школу по фактчекингу, которая будет состоять из 15 онлайн-уроков по различным тематическим направлениям: это и информационная гигиена, и медиа-грамотность. И когда «Лаборатория медиа» предлагает научить нас UX-дизайну — у нас вопросов не возникает.