ЛОШАДИНАЯ ТЕРАПИЯ
- «Когда умрет последний конь – мир рухнет, потому что самые лучшие люди – это кони...»
- Василий Макарович Шукшин
В тихом, укромном местечке, еще не «оскверненном» реновациями и массовой застройкой муравейниками, в западной части Битцевского леса расположилась усадьба «Узкое».
История ее ведет свой отсчет с далекого XVII века, когда воевода Максим Стрешнев выкупил незастроенный участок близ старой Калужской дороги. Облагородил территорию, поставил богатый дворянский дом. И, конечно, соорудил конный двор, ведь лошади тогда были основным средством передвижения. Любой хороший хозяин держал своего «кормильца» в чистоте и сытости. Заправлял и мыл — если по-современному.
Минуло три столетия. На дворе XXI век. И современный житель мегаполиса вряд ли сможет ответить на вопрос: «Чем сегодня может быть полезна лошадь?».
А пользу она несет не меньшую, чем в былые века. Весьма убедительно это доказала Анна Строганова —председатель правления АНО «Центр оздоровительной верховой езды «Нескучная физкультура», организовав на территории дворянской усадьбы инклюзивный клуб конной исторической реконструкции. «На коне через века» — так он называется.
И о том, как в одном проекте объединить инклюзию, историю, верховую езду, и какую же пользу несут лошади современному человеку, мы спросили лично у Анны.
Как лошади помогают в реабилитации детей с ДЦП?
C 2015 года Анна и ее команда проводят инклюзивные мероприятия: праздники, мастер-классы, в которых совместное участие принимают ребята с особенностями и обычные дети. Конный клуб «Узкое» — это то место, где родители проводят время со своими детьми, радуются жизни, несмотря на житейские сложности. Там же практикуют терапевтическую верховую езду — иппотерапию. Лошади помогают в лечении не только физических недугов, но и профилактике врожденных нарушений развития — таких, как ДЦП, аутизм, синдром Дауна. Езда на лошади отлично разминает мышцы и суставы. А общение с добрым парнокопытным положительно влияет на психоэмоциональное состояние. Невербальный контакт с молчаливым другом дает невероятно мощный толчок в развитии детей с ментальными особенностями.
Мы давно отказались от «конной тяги» и считаем ее пережитком прошлого. Проект Анны доказывает, что напрасно. Лошади еще могут побыть верными помощниками человеку. И если не в быту, то в медицине уж точно.
Как родилась идея проекта?
— Территория конного двора, в котором расположился наш клуб, находится рядом со старой усадьбой. И в это место, за три столетия натоптанное лошадьми, так и просилась какая-то история. Наши инклюзивные мероприятия требовали развития, и мы стали приглашать на них реконструкторов. И, знаете, наша деятельность отлично стала сочетаться с историей: папы «машутся» на мечах, стреляют из лука, мамы играют в аутентичные настольные игры, пробуют себя в древних ремеслах. И вокруг — лошади. На которых можно поездить, с которыми можно пообщаться!
Вот так из спонтанной идеи добавить «нотки» истории в детские развивающие мероприятия родился проект инклюзивного клуба конной исторической реконструкции.
Как проходят занятия в клубе?
— В наших инклюзивных группах есть «особые» и «обычные» дети. У них чередуются теоретические и практические занятия. На лекциях ребята изучают историю России: знакомятся с бытом, с костюмом, с оружием. И, конечно же, с историей лошади в национальной культуре. А после каждого занятия – небольшие тесты. После лекций дети приступают к практике. Занимаются верховой ездой, учатся ухаживать за лошадьми. Стреляют из лука, занимаются портным делом, работают с кожей. А в конце курса — большой зачет по всему пройденному материалу. Такое чередование «слова» и «дела» оказалось очень удачным: мгновенно набрались группы заинтересованных детей и подростков.
Сейчас в школе инклюзивной верховой езды обучение, которое состоит из двадцати занятий, прошла одна группа. Второй поток уже «бьет копытом». Их курс вот-вот начнется. А осенью Анна и ее команда планируют большой фестиваль исторической реконструкции. Но это будущее. Нас интересует настоящее.
Откуда набирали детей в группы?
— Мы обратились в органы опеки и в комитет по делам несовершеннолетних. Через них нашлись многодетные, малоимущие семьи. Почти все категории социально незащищенных групп.
Вот такой простой, но максимально эффективный способ собрать детей, действительно нуждающихся в помощи и поддержке.
В чем уникальность вашего проекта?
— В сочетании инклюзии, культуры и истории. Если бы были просто занятия верховой ездой, то эксперты не увидели бы в этом уникальности — такое уже есть. Если бы мы сделали клуб реконструкции, то же самое.
Действительно, углубленное изучение культуры и роли лошади в ней, а также истории в инклюзивных группах, да еще и в таком атмосферном месте - многовековой усадьбе — это что-то новенькое. А непосредственный контакт с животными, это комплексная история, которая может и отвлечь ребенка от гаджетов, и развить мелкую моторику, и помочь в реабилитации. По части уникальности данному проекту нет равных.
— К тому же, лошадь долгое время была неотъемлемой частью русской культуры, русского быта. И наш проект оживляет эти корни, восстанавливает к ним интерес.
Совладать с лошадью — дело отнюдь не простое. Как дети справляются с ремеслом наездника?
— Во-первых, технике безопасности уделен отдельный курс. Во-вторых, у нас конюшня терапевтическая, и отобраны животные, которые не проявляют агрессии, надрессированные, в которых мы уверены. На всех занятиях присутствует инструктор, врач и профессиональный коновод, который тоже следит за техникой безопасности.
Ну и, в конце концов, дети соображают, «что да как». Ребята умные, и если им один раз объяснить, как делать надо, а как нельзя, то они будут строго соблюдать правила.
Вы наблюдаете какое-то положительное влияние занятий на детей?
— Главный результат, которого мы добились — дети сдружились. Мы очень хотели, чтобы ребята в группах — обычные и с особенностями — нашли общий язык, и продолжили общение после занятий. Это получилось.
Мечта Анны — чтобы из детей, прошедших инклюзивную школу, выросло сообщество людей, которые не смотрят на внешность человека и на его особенности. Которые умеют видеть в людях не диагноз, а душу. Которые способны найти «в человеке человека».
— «Обычные» дети очень чутко относились к ребятам с особенностями. Помогали. Поддерживали. Из нашего проекта получилась поддерживающая среда. И, я надеюсь, что она сохранится.
Почему обратились в ПФКИ?
— У нас был успешный опыт работы с ФПГ. Но когда в 2021 году учредили Президентский фонд, мы поняли, что ПФКИ — это новый виток. Он как продолжение, «апгрейд» Фонда Президентских грантов. Позже, прочитав условия участия, мы увидели, что наша идея — соединить инклюзию, верховую езду и историческую реконструкцию — идеально подходит под одно из заявленных тематических направлений конкурса: «Культурный код. Проекты по продвижению через культуру традиционных духовно-нравственных ценностей». Ну а в том, что мы победим в конкурсе, если внимательно прочитаем методические рекомендации и качественно заполним заявку, сомнений не было.
Был ли другой путь, кроме как через фонд?
— Скажем так: другой путь – тернист и сложен. Некоммерческим организациям получить грант на проект, который еще не был опробован, практически невозможно. А Президентский фонд дает, по сути, уникальную возможность реализовать идею, которая еще только у тебя в голове. Дает крутую возможность раскрутить проект, привлечь единомышленников, собрать аудиторию, и дальше двигаться самостоятельно.
Что важно показать экспертам, подаваясь на конкурс, чтобы вызвать доверие к проекту?
— Четкость понимания того, какую пользу ты можешь принести своим проектом. Необходимо показать экспертам, какая выгода будет обществу, если идею поддержат. И еще большое внимание уделяется тому, как эту пользу можно «зафиксировать».
Как понять, что проект актуален для ЦА?
— Разговаривать с людьми. Делиться идеями и общаться. Мы, до обращения в ПФКИ, много обсуждали с родителями нюансы проекта. Звонили по телефону, или созывали собрания, и показывали: вот такое мероприятие мы создаем, как вы к подобному отнесетесь? Видим положительный отклик — берем в разработку. Негативный — дорабатываем или забываем вовсе.
Положив идею, которая вам кажется плохой, «в стол», вы никогда не поймете точно, действительно ли она не жизнеспособна. А запустив проект, не пообщавшись заранее о нем с ЦА, вы рискуете создать ненужное никому, но любимое вами «нечто». Во всем нужна «золотая середина».
Почему ваш проект победил в конкурсе с первого раза?
Наша героиня — перфекционист. Она привыкла делать все либо идеально, либо никак. И в понимании большинства перфекционизм — это положительное качество. Но все забывают, как обладатели этого «дара» мучаются. Ведь их крайне редко посещает чувство удовлетворенности от плодов собственной работы. Всегда хочется сделать лучше, красивее, качественнее. В случае с грантовой заявкой на конкурс Анна достигла «дзэна», когда поняла, что документ оформлен идеально.
— Да, это был тот редкий случай, когда мне все нравилось. Ни добавить, ни убавить. Я прочитала все документы, методические рекомендации. Просмотрела вебинары. Все, что можно было – изучила. В заявке соблюли все критерии. Максимально подробно расписали бюджет, не запрашивая ни копейки лишнего. Подобная скрупулёзность и серьезность подхода, я считаю, и явилась причиной попадания «в яблочко» с первого раза.
Каких результатов удалось добиться?
Главный результат, как уже Анна сказала, в том, что детям удалось сплотиться. Преодолеть барьер предрассудков. Добиться такого в своем проекте — не каждому под силу.
— Родители рассказывают, что дети стали увереннее отвечать в школе на уроках истории и вообще понимать, о чем идет речь: Рюрик для них теперь не чужой, а слова «трепало» и «скобень» перестали ассоциироваться с чем-то неприличным.
Вместо 10 человек в первом потоке, как планировалось изначально, инклюзивный клуб Анны собрал 16 ребятишек. Во втором потоке уже готовятся к занятиям еще 14 детей.
— Мы могли бы взять и 20, и 30 детей – желающих хоть отбавляй. Стоит вопрос элементарной безопасности на занятиях. Держать под контролем три десятка заинтересованных ребят не так-то просто.
Родители участников и сами дети хотят продолжения, хотят развития проекта. И это — лучший мотиватор продолжать проект.
В социальных сетях пишут добрые отзывы, новые участники интересуются и проявляют большой интерес. И все это без каких-либо рекламных кампаний. Народная «молва» — лучший пиар проекта!
Какие планы на будущее?
— Если честно - хочется, чтобы наш проект дорос до уровня полноценного дополнительного образования. У нас есть возможность открыть филиал, лицензировать его, и сделать обучение более профессиональным и масштабным. Чтобы группа были не по 10 человек два раза в неделю, а на постоянной основе по нескольку десятков ребят.
Еще Анна хочет организовывать летние конные лагеря для ребят, которые на каникулах остаются в городе. Объединить четыре стихии: досуг, образование, физическую нагрузку и общение. Планы поистине амбициозные. Искренне верим, что всем им суждено сбыться!
5 советов будущим грантополучателям
- Верьте в себя и в свою идею!
- Не бойтесь пробовать новое и «креативить».
- Соберите надежную команду профессионалов.
- Разговаривайте с людьми о вашем проекте.
- Не забывайте сопоставлять идею с реальными возможностями: хватает ли у вас команды, ресурса, времени. Не подготовившись к прыжку, есть риск не допрыгнуть.
18 марта 2023 года в эфир вышел первый выпуск новой программы Президентского фонда культурных инициатив. Она называется «Культурная волна». Ведущие программы – Роман Карманов и Олеся Гарипова - в полчаса укладывают все самое важное, что происходит за неделю в сфере культуры, искусства и креативных индустрий.
Важная часть программы – интервью со «звездным» спикером. За 2023 год в программе побывали Лариса Долина, Владимир Машков, Илья Авербух, Денис Майданов, Игорь Матвиенко и еще множество интересных спикеров.
Вот уже больше года в нашей рубрике «Проекты» на сайте Креативно.рф мы собираем истории успеха грантополучателей Президентского фонда культурных инициатив. Мы говорили с Александром Кармаевым о выставке «Виктор Цой. Путь героя». С Владом Деминым о его моноспектакле «ДВА». С Викторией Сид о инклюзивном театре «Чайки».
У каждого – своя история. У каждого – свой грант ПФКИ.
В этом материале мы решили собрать самые интересные советы героев интервью Креативно.рф. Самые важные советы для участников грантовых конкурсов – в нашей подборке.
В начале 2023 года на освобожденных территориях в сжатые сроки было создано новое средство массовой информации – газета «Голос Новороссии» - которое быстро заняло свою нишу и нашло заинтересованных читателей. Тираж в 50.000 разлетелся, как «горячие пирожки». Редакция расположилась на площадке издательского дома АО «Комсомольская правда» в Белгороде. Главная тема газеты: восстановление исторической справедливости и объединение всех частей Слобожанщины в составе РФ, которая была в ней на полтора века дольше, чем Украина.
Героиня 27 выпуска шоу «Идея требует защиты» — Наталя Спиридонова, член Академии Российского телевидения, трижды лауреат премии ТЭФИ, лауреат Золотой медали конкурса СМИ "Патриот России".
Герой 26 выпуска шоу «Идея требует защиты» — Денис Кирис — директор программ на телеканале «ТВЦ», продюсер на каналах «Культура» и «360». И главный редактор интернет-портала о культуре в России и за рубежом «Ревизор.ru».
Как создать интерактивное приложение для школьников и выиграть два гранта
Выпуск 25: Ирина Гольмгрейн, эксперт по "вертикальному" видеоконтенту
Сергей Косенчук — генеральный директор АНО «лаборатория Медиа» и заместитель исполнительного директора международной ассоциации студенческого телевидения. Он специализируется на создании онлайн-курсов и образовательных интенсивов. Его Лаборатория может научить вас быть веб-дизайнером, например. А недавно Сергей захотел создать федеральную школу по фактчекингу, которая будет состоять из 15 онлайн-уроков по различным тематическим направлениям: это и информационная гигиена, и медиа-грамотность. И когда «Лаборатория медиа» предлагает научить нас UX-дизайну — у нас вопросов не возникает.