Вы находитесь в регионе:

Огайо?

Выбор региона

ДЕТСКИЙ ФОРСАЙТ

Как дети уже с седьмого класса меняют мир, реализуя урбанистические и экологические проекты
  1. «В школах, например, проектом называют презентацию в Power Point или небольшое исследование в виде доклада. Но проект – это реальная деятельность, направленная на решение какой-то проблемы. Идей может быть миллион, а реализовать их в жизни – гораздо сложнее...»
  2. Мария Копылова, генеральный директор конкурса «Детский Форсайт»

форсайт.png

Как пришла идея сделать такой конкурс?

Мария Копылова – генеральный директор конкурса «Детский Форсайт» - работает в НКО «Агентство социальных инноваций». У этой организации есть программа, которая называется «Детский Форсайт». Она существует с 2012 года и в рамках этой программы организация проводит комплексную работу в небольших городах по вовлечению школьников в проектирование будущего образа своих городов. В рамках этой программы ребята реализовывали свои собственные социально значимые проекты, которые, влияют на развитие города. Если им не нравится, что город серый, они раскрашивают главную улицу в яркие краски, проводя фестиваль граффити. Эта программа была предпосылкой к созданию всероссийского конкурса:

— Программа «Детский Форсайт» имела успех, но, чаще всего, это были какие-то точечные истории на непостоянной основе. И собственно, для того, чтобы вовлечь большее количество молодежи в эту деятельность, направленную на развитие своих городов, чтобы сделать эту деятельность систематической, мы запустили всероссийский конкурс «Детский Форсайт.

Какую проблему решает конкурс?

Помимо трудности выявления социально активной молодежи, Мария видела проблему трактовки проектной деятельности как таковой:

— В школах, например, проектом называют презентацию в Power Point или небольшое исследование в виде доклада. Но проект – это реальная деятельность, направленная на решение какой-то проблемы. Идей может быть миллион, а реализовать их в жизни – гораздо сложнее. И, к сожалению, в наших школах все останавливается на уровне идеи…

В рамках философии конкурса «Детский Форсайт» проект – это то, что уже воплощено в жизнь. Дети, подавая заявку на конкурс, приходят с уже реализованными идеями. Конкурс же дает возможность масштабировать их проект, получить финансовую и информационную поддержку, обзавестись связями и получить бесценный опыт для осуществления следующих, более масштабных социальных изменений. Ну а презентации и доклады – это вторично. Тем не менее, созданию правильных презентаций детей учат в рамках мастер-классов.

— Вторая проблема — у нас в стране не существует механизма по выявлению креативной молодежи, которая занимается социальным преобразованием своих городов. Механизма для вовлечения школьников в проектную деятельность…

Какие цели ставили?

— Первая наша цель – это количественные показатели. Мы хотели затронуть как минимум 50% регионов нашей страны. Вторая цель – внедрить обучающую программу в рамках конкурса для того, чтобы каждый ребенок из любой точки страны смог понять, о чем конкурс «Детский Форсайт», в чем прелесть реализации социальных проектов, и как получить такой незабываемый опыт

Что получилось в итоге?

В итоге Мария с командой провели уже второй «Детский Форсайт». Географический показатель достиг 72-х регионов. В рамках обучающей программы для школьников к проекту присоединилось более пятисот педагогов со всей страны, которые прошли программу подготовки и теперь могут рассказывать о проектной деятельности у себя на родине, в своих школах. Это очень круто с точки зрения популяризации конкурса:

— Количество участников превзошло все ожидания. Мы ориентировались на 3 тысячи школьников, приняли участие более шести тысяч!

Проект вошел в перечень олимпиад и конкурсов Министерства просвещения России. Поэтому участники, помимо опыта, могут получить дополнительные баллы при поступлении в ВУЗы

В чем уникальность?

Уникальность конкурса в том, что он собирает не идеи проектов, а реальные практики, которые уже реализованы. Такое встречается крайне редко. В "Детском Форсайте" есть программа обучения, которая предшествует конкурсу для того, чтобы ребята не просто сделали презентацию, а смогли понять, как правильно представить свой проект.

— Приведу пример: ребята из Зеленогорска, ученики 8-го класса, реализовали урбанистический проект: они сделали яркую инсталляцию внутри своего двора, закрасив серую стену, которой никто не занимался. Они собрались, нашли волонтёров, нашли краску, оформили стену, нарисовав панораму своего города. Они не просто написали заявку на какой-нибудь конкурс, где они представили идею. Они взяли и сделали. Вот такие практики мы собираем в рамках конкурса «Детский Форсайт». Именно этот мостик между идеей и реальной деятельностью является той отличительной чертой, которую мы определяем для себя в рамках проекта.

Какая выгода участникам?

У читателей может сложится странное впечатление: зачем ребятам с уже реализованными проектами участвовать в каком-то конкурсе? Они сами сделали свой проект, сами нашли партнеров, сами нашли ресурсы. Но отбор уже осуществленных практик – это очень крутое решение, которое повышает образовательную ценность для детей в разы. А выгода участия в таком проекте, когда ты школьник и только встаешь на путь проектной деятельности, действительно, велика:

— Во-первых, конкурс входит в перечень олимпиад Министерства Просвещения, а для молодежи победа в таком конкурсе - огромная выгода, потому что всем им поступать в ВУЗы. Это дополнительные баллы в ЕГЭ.

Второе – это финансовая поддержка от наших партнеров. Да, небольшая. Однако это деньги, которые ребята смогут вложить в масштабирование своего проекта. Своего уже реализованного проекта.

Третье – это трехдневный форум в Москве для победителей. 25 апреля мы провели большую образовательно-развлекательную программу для ребят. Для них это возможность познакомиться, обменяться контактами. Мы позвали экспертов-представителей крупного бизнеса, общественный организаций. В формате диалога дети общались с ними, получали опыт…

По каким критериям отбираются победители?

В «Детском Форсайте» есть достаточно четкие, объективные критерии оценки. Они прописаны в положении о конкурсе, и ребята могут с ними ознакомиться заранее. То есть, каждый находится в равных условиях и каждый может подготовить презентацию в соответствии с теми критериями, которые требует экспертное жюри:

— Главный критерий – это самостоятельная реализация проекта ребенком. Очень часто мы видим заявки участников, которые отлично оформлены, в которых отличная идея. Цели и задачи прописаны идеально! Но они реализованы не ребенком. Они реализованы, скорее всего, их педагогами. Это не хорошо и не плохо. Просто наш конкурс – это про вовлечение подростков в самостоятельную социальную деятельность.

Почему обратились в фонд?

— По итогам проведения первого конкурса, который был в разы скромнее по масштабу и количеству участников, мы поняли, что для достижения нужного результата, для охвата большего количества городов, для привлечения экспертов, спикеров, нам необходимо существенно расширять масштаб. А масштаб – это большой бюджет.

Поддержка фонда помогла вывести этот проект на тот уровень, когда он, действительно, работает, как эффективный механизм. Грант дает ту поддержку, которая важна на старте любого проекта.

Возникали трудности в работе с фондом?

— У нас достаточно большой опыт работы с грантовой поддержкой и, в том числе, с президентскими грантами. И путь взаимодействия с ПФКИ прошел очень легко: быстрая коммуникация, поддержка на всех этапах работы с заявкой, ответы на все интересующие вопросы. Президентский фонд создал такую систему, когда участникам предоставляется отличная возможность адекватно и эффективно работать без жестких ограничений.

Делали бы конкурс без фонда?

— Делать заявку ради заявки нельзя – это так не работает. Мы, конечно же, понимали, что есть вероятность проиграть в конкурсе и остаться без гранта. Но никто из команды не сомневался в том, что конкурс будет продолжаться. С грантом или без. В большом масштабе или в малом. Понимаете, работа с проектом должна осуществляется с горящими сердцами всей команды. Иначе ничего не сработает. А грант – это просто дополнение, которое повышает КПД вашего проекта.

Трудно ли работать с заявкой?

Правильное заполнение заявки – это отдельный марафон для всех. Марию и ее команду эти трудности не обошли:

— Я, с уже существующим опытом грантовой деятельности, не знаю никого, кому заявка давалась легко и просто. Это серьезная работа. Долгая работа. Работа не одного человека, а всей команды. Лично мы работали над заявкой около двух недель.

Но, при этом, все существующие методические материалы, которые предоставляет фонд, дают возможность заполнить свою заявку правильно. Советую всем будущим грантополучателям сесть и внимательно изучить все материалы. Только тогда вас будет ждать успех!

Какой раздел заявки показался вам самым трудным?

— Конечно, бюджет. Бюджет – это огромная степень ответственности.

Как правильно составить бюджет?

— Я очень советую будущим грантополучателям подходить к расчету бюджета очень серьезно. Нельзя считать финансовую часть проекта «на глаз». Глаз не сработает. А история с грантом – это когда все должно быть рубль к рублю. Поверьте, без точности в бюджете грант не выиграть.

Общайтесь с подрядчиками с самого начала, узнавайте всю стоимость на берегу. Учитывайте сезонные скачки цен. Только с таким подходом вы не просчитаетесь с оформлением бюджета.

Как вы считаете, над подобным проектом должен работать только профессионал, или любому под силу победить в грантовом конкурсе и сделать социальный проект?

— Любому, я считаю, под силу осуществить задуманный проект. Это 100%. Это сейчас мы опытная команда профессионалов, но мы ведь тоже с чего-то начинали. Я верю в то, что просто инициативные люди способны осуществлять очень крутые и инициативные проекты. Собственно Президентский фонд и поощряет новые идеи от молодых команд.

Самый трудный момент в работе над проектом?

— Для нас самым трудным моментом был старт проекта. У нас очень сильно затянулся процесс подписания договора, и по календарному плану мы уже должны были начинать мероприятия, а в реальности – еще не получили грант. Старт был очень долгим. И когда мы все-таки получили грант, даты мероприятий сместились, и пришлось в срочном порядке верстать новый календарный план, передоговариваться с людьми, искать замены. Это был такой критический момент. Момент неопределенности, когда мы были готовы к тому, что останемся без денег.

Почему вы выбрали целевую аудиторию 13-17 лет? Детей, действительно, так интересуют социальные перемены?

Форсайт – это система выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в долгосрочной перспективе. А молодежь – это те, кто, в долгосрочной перспективе, способны оказать влияние на экономику нашей страны, на ее будущее. Взрослые уже реализовали себя. А у молодых все впереди. Вот почему так важно проводить систематическую работу по выявлению талантливых ребят:

— Я бы сказала, что это подростки, а не дети. Это те люди, которые являются будущим своих городов. Именно им там жить, именно эти города им развивать, именно за ними будущее. И мы очень сильно не хотели бы, чтобы это молодое поколение росло с такой иждивенческой позицией, очень присущей нашим людям: когда кто-то другой должен решать проблемы вокруг, но только не я сам. И вот эту иждивенческую позицию в умах молодежи мы хотим побороть. Чтобы они понимали, что улучшить мир вокруг себя можешь только ты сам. Никто другой. Только ты.

— А если говорить про проектную деятельность, то при запуске любого рода инициатив возникает скепсис: вот мы придумаем идею, но нам нужен миллион рублей, а его нам никто не даст. И опять получается история: дайте нам, и мы сделаем, принесите нам, и мы сделаем. Мы же направляем подростков с самого начала к тому, что они все могут сделать сами. Найти ресурсы сами. И ресурсы здесь не равно деньги.

Ну и в конце концов – дети все видят свежим, не замыленным взглядом. Взрослый пройдет мимо, а ребенок увидит в этом интерес. Эту молодежную энергию команда проекта "Детский Форсайт" используют в правильных целях. 

В чем важность социальных перемен?

— У нас существует проблема, что молодежь уезжает из регионов в столицу. Мы спрашиваем ребят, как им живется в своем городе. Они отвечают: нормально, поскорее бы отучиться и уехать в Москву. Мы уточняем: что конкретно не нравится? И все, как один, отвечают: некуда сходить, нет мест досугового отдыха, много серости. А если бы людям было не наплевать на окружающую их обстановку, если бы каждый сделал поступок, чтобы избавиться от серости в своем городе, то эта молодежь, возможно, и не уезжала бы из регионов. Важность социальных перемен в том, что они напрямую улучшают качество жизни.

Откуда в основном присылают заявки на конкурс?

— В первую очередь регионы. Есть из Москвы и Петербурга, но мало. И «столичные» проекты отличаются от региональных идеологией. В больших городах дети заняты улучшением того, что уже есть. Они не придумывают что-то новое. Они делают удобнее и лучше то, что, итак, создано. А в регионах ребята отличаются тем, что создают что-то новое: какие-то пространства, креативные составляющие в школах. Молодежь в городе находится в избытке социальных удобств. Им остается только их улучшать. Ребята из регионов же должны пройти весь этот путь улучшения социальной среды вокруг себя с самого начала. Плюс «городских» интересуют какие-то онлайн истории, медиа проекты. В регионах, пока что, с этим попроще.

Самый интересный, на ваш взгляд, проект, который вам запомнился?

— Девочки из седьмого класса делали экологический проект в Пермском крае. Они придумали дизайн стикеров, связанных с осознанным потреблением. И пошли договариваться с местными организациями, школами, ресторанами о размещении этих стикеров на их территориях. И сейчас в этом маленьком городе почти в каждом заведении расклеены эти стикеры: если вы зайдете в местное кафе, то рядом с краном будет стикер с лозунгом о том, что воду нужно выключать, когда намыливаешь руки. В школах такие же стикеры, но с текстом, например, о сортировке мусора. Такие маленькие девочки, а сделали такой большой проект. Вот за такими детьми будущее нашей страны!

Какое будущее у вашего проекта? Какие планы?

— Хочется продолжать, в первую очередь, комплексную работу с регионами. Мы хотим, чтобы у педагогов в регионах, у ребят, и в целом у администрации городов в регионах менялось мышление. Чтобы они понимали важность социальных перемен, чтобы они понимали, что делать социальные проекты можно и без огромных грантов. Ну и, конечно же, чтобы они понимали, как вообще осуществлять проектную деятельность. Очень хотим поработать над качеством. Проводить образовательную деятельность, чтобы проекты выходили на качественно иной уровень. Конечно, хотим видеть увеличение цифр: больше участников, больше регионов. Потому что конкурс «Детский Форсайт» — это отличная возможность для инициативных школьников показать себя. И наша цель – выявить как можно больше таких ребят. Наша цель – охватить всех школьников России. Цель, конечно, немного волшебная. Но мы верим, что осуществимая!

5 советов будущим грантополучателям?

  • Набраться терпения. Терпения как на этапе подачи заявки, так и в течение всего периода реализации проекта. И неважно – в первый раз ты подаешься на грант, или в пятый. Терпение нужно всем – и опытным, и молодым.

  • Соберите крутую команду. В одиночку не справиться. Можно ли справиться новичку? Да, но с командой. Одному – никогда. Нужные люди всегда будут рядом и помогут свернуть горы.

  • Будьте реалистами и не сильно фантазируйте. Помните, что гениальные идеи, чаще всего, простые. Лишние фантазии могут помешать успешной реализации проекта и победе в грантовом конкурсе. Успех за минимализмом!

  • Берегите себя! Много спите, правильно питайтесь. Если чувствуете, что выдохлись – отдохните. Быть руководителем проекта – крайне сложно. И ты, как руководитель, обязан сохранять себя в тонусе. Не наваливайте на себя кучу дел сразу: выгорите, устанете, потеряете любовь к процессу – а это самое страшное.

  • Любите свой проект! Сердцу должно откликаться то, что ты делаешь.

«Детский Форсайт» 2022 завершился в апреле. Ознакомится с победителями и увидеть собственными глазами крутые проекты талантливых детей можно на официальном сайте «Форсайта» — http://forsight-konkurs.ru/#rec271685219. Там же вы можете прочитать условия участия, чтобы тщательно подготовиться и принять участие в следующем конкурсе!


Вам может быть интересно:
Медиа и Digital
18 Ноября
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

18 марта 2023 года в эфир вышел первый выпуск новой программы Президентского фонда культурных инициатив. Она называется «Культурная волна». Ведущие программы – Роман Карманов и Олеся Гарипова - в полчаса укладывают все самое важное, что происходит за неделю в сфере культуры, искусства и креативных индустрий.

Важная часть программы – интервью со «звездным» спикером. За 2023 год в программе побывали Лариса Долина, Владимир Машков, Илья Авербух, Денис Майданов, Игорь Матвиенко и еще множество интересных спикеров.

Медиа и Digital
14 Ноября
СОВЕТ НА МИЛЛИОН

Вот уже больше года в нашей рубрике «Проекты» на сайте Креативно.рф мы собираем истории успеха грантополучателей Президентского фонда культурных инициатив. Мы говорили с Александром Кармаевым о выставке «Виктор Цой. Путь героя». С Владом Деминым о его моноспектакле «ДВА». С Викторией Сид о инклюзивном театре «Чайки».

У каждого – своя история. У каждого – свой грант ПФКИ.

В этом материале мы решили собрать самые интересные советы героев интервью Креативно.рф. Самые важные советы для участников грантовых конкурсов – в нашей подборке.

Медиа и Digital
1 Июня
«ГОЛОС НОВОРОССИИ» КАК ГОЛОС НАШЕЙ ПОБЕДЫ

В начале 2023 года на освобожденных территориях в сжатые сроки было создано новое средство массовой информации – газета «Голос Новороссии» - которое быстро заняло свою нишу и нашло заинтересованных читателей. Тираж в 50.000 разлетелся, как «горячие пирожки». Редакция расположилась на площадке издательского дома АО «Комсомольская правда» в Белгороде. Главная тема газеты: восстановление исторической справедливости и объединение всех частей Слобожанщины в составе РФ, которая была в ней на полтора века дольше, чем Украина.

Медиа и Digital
7 Февраля
ШОУ «ИДЕЯ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ». ВЫПУСК 27. НАТАЛЯ СПИРИДОНОВА И ЭЛЕОНОРА ДЮПУИ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ РУССКИХ КОРНЕЙ.

Героиня 27 выпуска шоу «Идея требует защиты» — Наталя Спиридонова, член Академии Российского телевидения, трижды лауреат премии ТЭФИ, лауреат Золотой медали конкурса СМИ "Патриот России".

Медиа и Digital
30 Ноября
26 ВЫПУСК ШОУ «ИДЕЯ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ» — ДЕНИС КИРИС, КРАСОТА ДОЛЖНА БЫТЬ ЭТИЧНОЙ

Герой 26 выпуска шоу «Идея требует защиты» — Денис Кирис — директор программ на телеканале «ТВЦ», продюсер на каналах «Культура» и «360». И главный редактор интернет-портала о культуре в России и за рубежом «Ревизор.ru».

Медиа и Digital
20 Ноября
КРИСТАЛЛ ИСТОРИИ

Как создать интерактивное приложение для школьников и выиграть два гранта

Медиа и Digital
20 Ноября
ШОУ "ИДЕЯ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ". ВЫПУСК 25: ИРИНА ГОЛЬМГРЕЙН, ЭКСПЕРТ ПО "ВЕРТИКАЛЬНОМУ" ВИДЕОКОНТЕНТУ

Выпуск 25: Ирина Гольмгрейн, эксперт по "вертикальному" видеоконтенту

Медиа и Digital
11 Ноября
ШОУ "ИДЕЯ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ". ВЫПУСК 22: СЕРГЕЙ КОСЕНЧУК, СОЗДАТЕЛЬ ШКОЛЫ ПО ФАКТЧЕКИНГУ

Сергей Косенчук — генеральный директор АНО «лаборатория Медиа» и заместитель исполнительного директора международной ассоциации студенческого телевидения. Он специализируется на создании онлайн-курсов и образовательных интенсивов. Его Лаборатория может научить вас быть веб-дизайнером, например. А недавно Сергей захотел создать федеральную школу по фактчекингу, которая будет состоять из 15 онлайн-уроков по различным тематическим направлениям: это и информационная гигиена, и медиа-грамотность. И когда «Лаборатория медиа» предлагает научить нас UX-дизайну — у нас вопросов не возникает.