ОБОРОНА ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ
- «Мы решили хоть как-то исправить ситуацию с пренебрежительным отношением к историческим фактам, и предложили свой формат реконструкции, который базируется на академической науке и археологии»
- Виктор Кралин, руководитель клуба исторической реконструкции «Белая рысь»
414 лет назад, в сентябре 1608 года, началась осада Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II, которая продолжалась 15 месяцев и девять дней. XVII век стал испытанием для города и Троице-Сергиевой Лавры, оборона которой в ходе польско-литовской интервенции стала решающей в ходе борьбы с захватчиками. Стрелецкие и казачьи отряды, крестьяне и монахи всеми силами самоотверженно боролись за монастырь. А послание архимандрита Иоасафа с призывом защищать православие и верно служить государю сыграло значительную роль в росте национального самосознания.
Может показаться, что это событие не столь значительное. Ну сколько самых разных осад, оборон и блокад случалось в ходе войн и конфликтов? Ведь о каждом из них не упомнишь!
Но Виктор Кралин — профессиональный реконструктор и руководитель клуба исторической реконструкции «Белая рысь» — считает иначе. Сохранение достоверной памяти о подобных событиях — дело архиважное. От этого зависит, в прямом смысле, будущее нашего государства. И рассказать людям правду о смутных событиях 1608-1610 г.г. Виктор решил с помощью масштабного военно-исторического фестиваля.
Лагеря стрельцов и их противников — европейских солдат. Быт, строевая подготовка и показательные сражения. Ремесло пушкарей и артиллерийские орудия «нового времени». Роспись изразцов, печать лубков, кузница и многие другие ремесла. Ярмарка с коробейниками и музыкантами — все это разнообразие аутентичных площадок предстало перед зрителями в Московской области.
Рассказываем, как в начале сентября Сергиев Посад с помощью усилий реконструкторов переместился в далекий XIV век, и каких трудов стоило Виктору выиграть Президентский грант на организацию военно-исторического фестиваля.
Как пришла идея проекта?
Виктор Кралин занимается исторической реконструкцией раннего средневековья с 2003 года. Он — руководитель клуба исторической реконструкции «Белая рысь». В этом деле Виктор большой эксперт и знает все. Даже чуточку больше.
А эта «чуточка» знаний представляет из себя понимание того, что огромное количество реконструкторов подходят к восстановлению исторических событий несерьезно. По-дилетантски. Виктора подобный повсеместный непрофессиональный подход никак не устраивал. Как говорится: критикуешь — предлагай. И он предложил:
— Мы решили хоть как-то исправить ситуацию с пренебрежительным отношением к историческим фактам, и предложили свой формат реконструкции, который базируется на академической науке и археологии. Все для того, чтобы показать людям, что такое история в «живом» формате.
Как пришли к теме исторической реконструкции?
— Этому предшествовал продолжительный период занятий экспериментальной археологией…
Справка Креативно.РФ
Экспериментальная археология — направление археологической науки, посвященное поиску ответов на нераскрытые вопросы археологии с помощью научных экспериментов в контролируемых условиях, ход которых полностью документируется. В ходе эксперимента учёные живут как люди отдалённых эпох, постигая древние ремёсла и восстанавливая забытые технологии, проводя сезонные сельскохозяйственные работы.
— Затем, в начале двухтысячных, начали наращивать свой опыт в исторической реконструкции. В 2010 пришли к регистрации собственной организации. Поэтому официально мы этим занимаемся уже 12 лет. А военно-историческая реконструкция «Оборона Троице-Сергиевой лавры» — это, собственно говоря, вершина, финал всего того, к чему мы шли почти 20 лет. Концентрация усилий и совмещение форматов культурно-массовых мероприятий.
В чем уникальность проекта?
В рамках исторических реконструкций Виктор не прибегает к услугам аниматоров. Участники событий — это члены военно-исторических клубов, которые изучают историю, изучают материальную культуру 16-17 веков довольно продолжительное время.
— Участники мероприятия не развлекают гостей, а взаимодействуют с ними в рамках общих интересов. Людям, которые приходят к нам, интересна история, и они с удовольствием общаются с реконструкторами, а реконструкторы с гостями. Получается своего рода площадка для демонстрации достижений и общения.
А второй момент уникальности заключается в том, что весь используемый инвентарь — это не бутафория, а реплики, созданные на основании исторических источников. Это создает атмосферу путешествия во времени и для гостей, и для самих участников реконструкции.
— Стоит отметить, что мы «нащупали» простой способ подачи сложного исторического материала. Живой, интерактивный формат позволяет людям заинтересоваться, и дальше уже самим читать, развиваться и познавать.
В чем суть проекта?
Виктор изначально планировал организовать полноценную баталию, реконструировав осаду Троице-Сергиева монастыря войсками Лжедмитрия II в 1608-1610 годах. Но, к сожалению, на это не хватило ресурсов.
— Мы немного изменили формат, и сделали это в виде показательных выступлений военно-исторических клубов. Как выглядели стрельцы. Как выглядела русская армия времен смуты. Как выглядели «вооруженные силы» наших западных партнеров. Это все мы показывали зрителям. Помимо этого, мы выставили целый средневековый городок с шатрами, с ремесленниками, с орудиями.
Важно помнить, что реконструкция — это не только милитаристская тематика, но и быт простых людей. На площадках были представлены технологии печати книг, лубков, деревообработка и кузница.
Не все могут понять, зачем люди участвуют в исторических реконструкциях. Как вы это можете объяснить?
— Наверное люди, которые этим занимаются – как зрители, так и сами реконструкторы – очень хотят увидеть историю своей страны, стран соседей. Не только увидеть, но и восстановить. Потому что за последние 100 лет мы потеряли огромный пласт культуры — «от похорон до свадеб». А люди, которые к нам приходят, просто хотят знать больше. Восстановить пробелы. Раскрыть для себя те аспекты жизни их предков, которые позволят им защитить себя от фальсификации истории и подмены фактов. Ну и, в конце концов, простое расширение кругозора — люди занимаются этим, потому что интересно.
Какая миссия у вашего проекта?
Миссия проекта «Оборона Троице-Сергиевой лавры» и, в целом, глобальная миссия всей деятельности Виктора — устранение пробелов в понимании истории нашей Родины.
— В настоящее время существует огромное количество фальсификаций истории в информационной среде, в литературе. И люди зачастую путают: что правда, а что – ложь. Поэтому мы хотим для наших посетителей, для детей рассказать настоящую историю русского государства. Развеять все мифы и стереотипы.
Справка Креативно.РФ:
Примеры исторических фальсификаций известны со времён Древнего Египта. Авторы исторических фальсификаций могут вообще не указывать источники тех или иных «фактических» суждений или ссылаться на несуществующие издания либо явно не относящиеся к первичным источникам работы. Как отмечает кореевед А. Н. Ланьков, национализм и фальсификация истории — вещи практически неразделимые, и любая развитая националистическая идеология создаёт и поддерживает определённые исторические мифы.
А можете привести пример одного из мифов о истории российского государства?
— Легко. Существует заблуждение, что польская интервенция принесла просвещение на территорию Московского государства. Но на самом деле это не так. Польско-литовские интервенты, в основном, разрушали и грабили. Созидательного от них ничего не было. Есть миф попроще — считается, что стрельцы стреляли с бердышей – это такой топор. На картинках показано, как они упирают ружье в бердыш. Но это не так. Для этого были другие специальные приспособления. А вот еще хуже — считается, что в 16 веке Московское царство было не развитым и находилось на «задворках» цивилизации. Это не так. Согласно историческим документам, Москва уже тогда представляла собой концентрацию научной и военной мощи, и не уступало ни одному из западноевропейских государств.
Как мы видим, фальсификаций и подмен фактов очень и очень много. Виктор может продолжать перечислять их бесконечно. Бой за правду — самый сложный бой. Тем более в наше время. Когда историю переписывают по нескольку раз за день. Но пока есть такие культурные проекты, история нашего государства в безопасности!
Что главное в грантовой заявке?
Виктор — опытный грантополучатель. Он достаточно долго работал с Фондом Президентских грантов. И с уже с солидным багажом знаний и реализованных проектов пришел в ПФКИ. Где победил с первой попытки. И на основе своих удач и неудач он сформулировал три критерия, на которые эксперты обращают особое внимание.
— Первый — оригинальность проекта. Его необычность. Второй — готовность идеи. Экспертам важно показать, что у тебя уже все собрано, что ты на «низком старте», и не хватает лишь малой части ресурсов, поэтому тебе и нужен грант. Во всех наших заявках мы четко показываем понимание того, как мы это реализуем. И третье — обоснованность бюджета. Ты должен объяснить каждую статью расходов, каждый запрошенный рубль.
Какой раздел заявки вам показался самым сложным?
— Обоснование актуальности. Та часть обоснования, в которой требуется прикреплять сторонние документы, цитаты, ссылки на СМИ, чтобы подтвердить актуальность проблемы. И не просто вставить цитату Президента, притянутую за уши к вашему проекту, а сослаться на авторитетные источники и научные исследования.
А как определить, интересен ли твой проект аудитории, или он нужен только тебе?
— Очень просто. Обязательно делать опросы в социальных сетях, чтобы понять, сколько у тебя единомышленников. На наших ресурсах мы всегда проводим опрос, делаем срез мнений участников, анализируем и вносим какие-то изменения в проекты. Очень важно не «отрываться» от своей аудитории. Иначе можно создать мероприятие для никого.
Сталкивались ли с какими-то трудностями по проекту?
Виктор планировал организовать военно-историческую реконструкцию в июне. Но из-за начала СВО и ситуации с коронавирусом — ограничения сняли в Апреле, но в регионах мероприятия все еще не разрешали — мероприятие пришлось перенести на третье сентября.
— В переносе ничего сложного не было. Пообщались с куратором, заполнили пару бумажек, и даты были согласованы. Коммуникация с ПФКИ организована превосходно.
Вы довольны тем, что получилось?
— И да, и нет. Я понимаю, что, если бы реальность позволила мне поработать над проектом подольше, и развернуть его сильнее, я бы сделал глобальную театрально-историческую батальную постановку. Но, к сожалению, количество требуемых ресурсов для организации таких мероприятий просто зашкаливает.
Как люди отреагировали?
На 99,9% реакция была весьма и весьма положительная. Отзывы в официальной группе, комментарии в Сергиево-Посадских сообществах подтверждают это. Люди очень живо реагируют на формат «живой истории». Потому что, с одной стороны, это развлечение, а с другой — информационный контент, который они усваивают. И неважно – дети или взрослые.
Для людей в век электронных технологий взять в руки меч или попробовать выковать в кузнице какой-то сувенир, прикоснуться к прошлому — очень важно и интересно.
Какие дальнейшие планы?
Виктор подался на четвертый специальный конкурс ПФКИ с проектом исторического фестиваля «Поле Брани». Он будет посвящен Великим князьям IX-XI веков, их жизни и вкладу в формирование Древнерусского государства.
— Мы постоянно участвуем в конкурсах, но на одних грантах далеко не уедешь. Ресурсы нужны всегда. Поэтому мы планируем запустить интерактивные экскурсии в формате «Живая история», которые, с одной стороны, будут бесплатны для социально незащищенных категорий населения, а с другой — будут базироваться на коммерческой основе для общеобразовательных учреждений, турагентств и так далее.
5 советов будущим грантополучателям.
- Не отчаивайтесь, если с первой заявки не получилось победить.
- Пересмотрите все видеоролики и справочную информацию о социальном проектировании.
- Проверьте организацию, от которой подаете заявку на грант. Наличие расчетных счетов, кодов статистики. Юридическое лицо должно быть оформлено идеально.
- Ставьте реальные цели в реализации проекта. Иногда мы смотрим чужие заявки, и попадаются какие-то совершенно фантастические цифры, не имеющие связи с реальностью (советуем ознакомиться с методикой SMART для формулировки цели проекта – прим.ред.)
- Соберите команду. Одному вытянуть более-менее масштабный проект практически нереально.
18 марта 2023 года в эфир вышел первый выпуск новой программы Президентского фонда культурных инициатив. Она называется «Культурная волна». Ведущие программы – Роман Карманов и Олеся Гарипова - в полчаса укладывают все самое важное, что происходит за неделю в сфере культуры, искусства и креативных индустрий.
Важная часть программы – интервью со «звездным» спикером. За 2023 год в программе побывали Лариса Долина, Владимир Машков, Илья Авербух, Денис Майданов, Игорь Матвиенко и еще множество интересных спикеров.
Вот уже больше года в нашей рубрике «Проекты» на сайте Креативно.рф мы собираем истории успеха грантополучателей Президентского фонда культурных инициатив. Мы говорили с Александром Кармаевым о выставке «Виктор Цой. Путь героя». С Владом Деминым о его моноспектакле «ДВА». С Викторией Сид о инклюзивном театре «Чайки».
У каждого – своя история. У каждого – свой грант ПФКИ.
В этом материале мы решили собрать самые интересные советы героев интервью Креативно.рф. Самые важные советы для участников грантовых конкурсов – в нашей подборке.
В начале 2023 года на освобожденных территориях в сжатые сроки было создано новое средство массовой информации – газета «Голос Новороссии» - которое быстро заняло свою нишу и нашло заинтересованных читателей. Тираж в 50.000 разлетелся, как «горячие пирожки». Редакция расположилась на площадке издательского дома АО «Комсомольская правда» в Белгороде. Главная тема газеты: восстановление исторической справедливости и объединение всех частей Слобожанщины в составе РФ, которая была в ней на полтора века дольше, чем Украина.
Героиня 27 выпуска шоу «Идея требует защиты» — Наталя Спиридонова, член Академии Российского телевидения, трижды лауреат премии ТЭФИ, лауреат Золотой медали конкурса СМИ "Патриот России".
Герой 26 выпуска шоу «Идея требует защиты» — Денис Кирис — директор программ на телеканале «ТВЦ», продюсер на каналах «Культура» и «360». И главный редактор интернет-портала о культуре в России и за рубежом «Ревизор.ru».
Как создать интерактивное приложение для школьников и выиграть два гранта
Выпуск 25: Ирина Гольмгрейн, эксперт по "вертикальному" видеоконтенту
Сергей Косенчук — генеральный директор АНО «лаборатория Медиа» и заместитель исполнительного директора международной ассоциации студенческого телевидения. Он специализируется на создании онлайн-курсов и образовательных интенсивов. Его Лаборатория может научить вас быть веб-дизайнером, например. А недавно Сергей захотел создать федеральную школу по фактчекингу, которая будет состоять из 15 онлайн-уроков по различным тематическим направлениям: это и информационная гигиена, и медиа-грамотность. И когда «Лаборатория медиа» предлагает научить нас UX-дизайну — у нас вопросов не возникает.