ДОСТОЕВСКИЙ И ЧЕХОВ В НОВГОРОДСКОМ СТИЛЕ
- «Берестяные грамоты – наше культурное наследие. По нему на Западе многим известен русский мир. И, когда появился Президентский фонд культурных инициатив, я сразу поняла, что должна написать заявку…»
- Наталия Дронова, руководитель проекта «Берестяные письма в будущее. XXI век»
«От Максима к Онании. Приведи трех коней: солового, бурого и Орька, и седла возьми. И поезжай немедленно» — вот типовое содержание берестяной грамоты XIV века. Подобными записками общались друг с другом жители древнего Новгорода. Со временем этот способ дистанционного общения был забыт и вспомнили о нем лишь 26 июля 1951 года, когда археологическая экспедиция под руководством доктора исторических наук Артемия Арциховского нашла первую берестяную грамоту.
Наталия Дронова, руководитель проекта «Берестяные письма в будущее. XXI век», получившего грант от Президентского фонда культурных инициатив, поделилась с нами, как сохранить для потомков уникальный народный промысел.
О чем проект?
Проект «Берестяные письма в будущее. XXI век» - это попытка увековечить на бересте афоризмы русских писателей. Почему на таком необычном материале? Руководитель проекта уверена, что береста - исконно русский материал.
— Берестяные грамоты – наше культурное наследие, - рассказывает Наталия Дронова. - По нему на Западе многим известен русский мир. И, когда появился Президентский фонд культурных инициатив, я сразу поняла, что должна написать заявку, поскольку «берестяная тема» абсолютно точно соответствует тематике направлений конкурса, это мощный комплексный социо-культурный проект.
Как нашли возможности для софинансирования проекта?
Оказалось, что искать софинансирование проще, когда партнеры проекта видят перспективу и понимают замысел, признается Наталия:
— Большой опыт социального предпринимательства научил нас искать возможности повсюду. Даже там, где их сложно найти.
Долго ли шла работа над заявкой?
— Я работала над заявкой с момента рождения идеи около двух месяцев, - говорит Наталия. - Сначала тестировала саму идею, собирая мнения о том, что будет востребовано и в каком виде. Затем проводила переговоры и искала партнеров. И только заручившись серьезной партнерской поддержкой, начала писать заявку. Кстати, переписывала ее несколько раз после того, как получала отклик - экспертное мнение важных для меня специалистов. В итоге рейтинг моей заявки составил 88,25 баллов и проект вошел ТОП-50 по количеству набранных баллов в первом конкурсе.
Что было самым сложным в работе над заявкой?
— Самым сложным было связать воедино и гармонично представить все задуманное - концепцию, последовательность шагов, реалистичность замысла, разъяснить скрытые смыслы, а затем самому проверить заявку на количество возможных баллов, - вспоминает Дронова. - Текст также должен быть хорошо написан, чтобы потом не было «мучительно больно».
Был ли риск не вписаться в бюджет?
— Риск не вписаться есть всегда, особенно если ты делаешь производственные стартапы, как у нас, —признается Наталия. — Но умение соответствовать бюджету говорит об опытности, мастерстве планировать и вести проектную деятельность самого грантополучателя. У нас получилось.
Удалось ли следовать календарному плану?
В этом году, учитывая пандемию и все те изменения, что происходят в мире, это очень и очень непросто:
— Первая трудность возникла тогда, когда Дулевский Фарфоровый Завод не смог вовремя перевести на формовку одно из наших изделий из-за нехватки нужных специалистов. Затем оказалось, что международная ситуация аннулировала соцсети, как инструменты маркетингового продвижения… Реперные точки по проекту менялись, что называется практически «на глазах». Но мы нашли оперативные и красивые решения, и продолжаем находить новые, — говорит Наталия.
Какие теперь планы? Что ждет проект в будущем?
— Нам остается снять еще ролики о наших коллекциях и музеях-заповедниках Достоевского, Лермонтова, Толстого и Чехова, которые мы бы хотели использовать для продвижения продукции. Это такие уникальные места, как Мелихово, Ясная Поляна, Тарханы, Старая Русса и, конечно же, новгородская земля, откуда родом наш проект. Еще хотелось бы провести презентации проекта за рубежом.
Будете ли еще участвовать в грантовом конкурсе?
— Задумка изначально предусматривала многоэтапную реализацию, поэтому продолжение требуется, - говорит автор проекта «Берестяные письма в будущее. XXI век». - Да, я планирую писать проект на новый конкурс, понимаю, что выиграть будет сложнее, так как конкуренция только увеличивается. Но мне кажется, что красота нашего проекта не может оставить никого равнодушными, поэтому очень рассчитываю на успех.
Где можно посмотреть результат вашей работы?
Найти фотографии литературных коллекций можно на официальном сайте проекта и в соцсетях под тэгом @berestaproject.
Пять советов тем, кто будет подавать на грант в первый раз.
- Начиная писать грант, думайте о том, что вы будете делать и реализовывать, когда средства гранта закончатся.
- Ищите социокультурные показатели в проекте и думайте, какую проблему для общества вы решаете.
- Создавайте устойчивые партнерские контакты и сети, умейте договариваться о взаимовыгодных условиях и думайте о будущем развитии проекта.
- Всегда будьте готовы к тому, что что-то может пойти не так.
- Будьте готовы докладывать свои средства, чтобы реализовать проект в полном объеме.
Работа Президентского фонда культурных инициатив в новых регионах России
Ровно 195 лет назад – 9 сентября 1828 года – в богатом наследственном имении под Тулой, в семье русского офицера Николая Ильича родился четвертый ребенок. Назван он был редким греческим именем. Именем, которое давалось новорождённым, чтобы те приобретали некую сверхсилу. И мальчик ее приобрел. Но не физическую силу, а силу слова. Когда ему было 24 года, сам Некрасов, прочитав его рукописи, отметил, что «это талант новый и, кажется, надёжный». А в 35 лет он написал роман, который сразу же стал уникальным явлением как в русской, так и зарубежной литературе. Догадались? Конечно же, это Лев Николаевич Толстой. Трудно представить другого писателя, кто мог бы встать в один ряд с автором «Войны и мира», «Анны Каренины», «Кавказского пленника». С нашим великим мыслителем и философом. Эрнест Хемингуэй писал: «Ничто не заставит меня выйти на ринг против господина Толстого».
«Издательство редкой книги из Санкт-Петербурга», которому в апреле 2023 года исполнится 32 года, занимается созданием уникальных экземпляров редких книг. Каждая – как произведение искусства. Созданные мастерами - носителями редкого ремесла – они занимают места в музеях, частных коллекциях, хранятся в собраниях Эрмитажа, публичной библиотеки Нью-Йорка. Выходят тиражами в 5-10 изданий. На их создание уходят годы, а о их стоимости спрашивать не принято – всем понятно, что это солидные шестизначные суммы. И, да – это единственное издательство такого рода в России.
На примере антологии осетинской драматургии, чьи издатели стали гостями практического блока «Креативно.РФ», рассказываем о том, как реализовать проект мечты и опубликовать текст, который будет востребован.
Николай ДАВЫДОВ — герой 24 выпуска шоу «Идея требует защиты» и конструктор pop-up компании «Формат-Д». Он занимается созданием объемных книг — трудоемкий процесс, занимающий, порой, месяцы и даже годы, напоминающий конвейерную сборку! И все для того, чтобы получить огромную бумажную конструкцию, пеструю, разноцветную, и… не имеющую ничего общего с книгой. Ведь что мы ценим в литературе? Процесс чтения, в ходе которого мы взаимодействуем с богатым внутренним миром автора, и расширяем свой. А если книга представляет собой несуразную игрушку, к которой не знаешь, как подступиться, то главная ее функция — чтение — теряется.
Как организовать в региональном центре творческую студию
Одно дело проводить книжный фестиваль в Москве. Миллионы людей так или иначе будут проходить мимо выставки и, даже если не являются книжными червями, то из любопытства забегут на красочное мероприятие зацепить книжицу-другую. Совсем другое — организовывать парад изданий на суровом севере. Там, где зимой -55 градусов и медведи трутся о земную ось, выбираться из дома лишний раз, особенно за книгами, могут себе позволить разве что закаленные фанаты букв. Библиотечные моржи! Однако организаторы фестиваля «Алая лента» рискнули. И не прогадали — им удалось устроить в Коми, сильно растянутой на карте и не очень плотно заселенной республике, масштабный книжный фестиваль, где авторы, издатели, сотрудники библиотек, читатели и все остальные ценители бумажной магии встретились и получили возможность общаться напрямую, делясь свежими изданиями и впечатлениями. Огромный пласт местной литературы был поднят на полки для читателей.
Герои 21 выпуска шоу «Идея требует защиты»: Артем Бибилюров - художественный руководитель Первой экспериментальной молодёжной Вахтанговской студии «Турандот», и Наталья Склярова — директор Музея-Театра «Булгаковский Дом».