Вы находитесь в регионе:

Вирджиния?

Выбор региона
19 августа 2022

АНТИКОУЧИНГ. ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ «НАДО ЛИ БРАТЬ ПРИМЕР С УСПЕШНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ?»

photo_2022-08-19_17-49-52.jpg

Не надо.

«Если двое делают одно и то же — это не одно и то же», — сказано в древнеримской комедии Публия Теренция Африканского (195-159 до н.э.).

Слепое копирование индивидуальных писательских привычек без понимания, откуда они взялись, не принесёт пользы.

Джеймс Джойс для работы надевал белую рубашку и писал толстыми карандашами, лёжа на животе. Но не для того, чтобы выглядеть оригинальным: он плохо видел и держал бумагу под самым носом, а рубашка отражала больше света на лист.

«Я пью, чтобы сделать других людей более интересными, — заявлял Эрнест Хемингуэй (1899-1961). — Писать надо пьяным, а редактировать трезвым». Но надо помнить, что он был алкоголиком, и его увлекательный путь закончился печально.

Проживший совсем короткую жизнь Такубоку Исикава (1886-1912) писал изящнейшие танка. Многие пробовали ему подражать, но без успеха, поскольку мастер, который запойно пьёт и умирает от чахотки, находится за гранью, недостижимой для трезвого и здорового автора, даже если он талантлив.

Надо быть Шиллером, чтобы вдохновляться запахом гнилых яблок. Порченые фрукты в ящике письменного стола не сделают пишущего великим поэтом.

Надо быть Оноре де Бальзаком (1799-1850), чтобы выпивать за сутки полсотни чашек кофе и писать почти без сна. Если же начать подражание с убойной дозы энергетиков — сделаться автором «Человеческой комедии» не выйдет, зато будет шанс быстро покончить и с литературой, и с жизнью.

Копирование любых привычек знаменитых писателей, кроме привычки постоянно совершенствоваться, не позволит повторить их литературный успех. Более того, коучи вводят паству в заблуждение под названием survivor bias; неудачный перевод на русский — «ошибка выжившего».

Термин появился во время Второй мировой войны. Специалисты военно-морского аналитического центра США осматривали самолёты после боя и рекомендовали покрывать бронёй наиболее повреждённые места. Математик Абрахам Вальд (1902-1950) возразил: если самолёты смогли вернуться — значит, ни одно из повреждений не было фатальным. Он потребовал усиливать защиту как раз неповреждённых мест, потому что если туда попадал вражеский снаряд, самолёт не возвращался. Новый принцип спас и продолжает спасать многие тысячи жизней, а ложные результаты, полученные из-за внимания только к благополучной группе, назвали «ошибкой выжившего».

Литературные коучи обманывают паству: анализировать надо не успехи малой части писателей, а неудачи подавляющего большинства, и определять причины этих неудач.

Одна из причин — в недостатке образованности. Леонид Николаевич Андреев (1871-1919) иронизировал над Максимом Горьким (1868-1936): «Ты так любишь классическую литературу, потому что в гимназии никогда не учился».

В то же время не любить классику позволено только тому, кто её читал. Стивен Кинг вслед за другими мастерами повторяет: «Если вы хотите быть писателем, в первую очередь вам надо делать две вещи: много читать и много писать».

Между образованностью и образованием есть существенная разница. Образованность — это общая эрудиция, кругозор, совокупность знаний и умение эффективно их применять. Образование — сертификат о прослушанных учебных курсах. Сегодня многие авторы хвалятся двумя-тремя высшими образованиями, а им не хватает хотя бы одного крепкого среднего.

Дефицит образованности заметен в текстах. Вузовский диплом, даже красный, сам собой хорошую книгу не напишет.

«Миру будет всё меньше дела до того, какими знаниями вы обладаете, ведь всё можно найти в Google. Важнее будет, что вы делаете с вашими знаниями потом», — рассуждал о ближайших перспективах трёхкратный лауреат Пулитцеровской премии Томас Фридман.

Интересное наблюдение принадлежит императору и философу Марку Аврелию (121-180 н.э.): «Со временем душа принимает цвет мыслей». В этом состоит очередная возможная причина писательских неудач.

Плохая еда отравляет организм. А художественный вкус, без которого писателю не обойтись, отравляют плохие книги, плохие фильмы и спектакли, общение с глупыми скучными людьми... «Желудок умнее мозга, потому что желудок умеет тошнить. Мозг же глотает любую дрянь». Эту мысль Чингиза Торекуловича Айтматова (1928-2008) развил режиссёр Кшиштоф Занусси: «После плохого телесериала у вас в душе остаётся банальность жизни, и вы теряете метафизическую чувствительность».

Британский принц Чарльз поражался: «Мои предки были преступниками, убивали друг друга, но Шекспир создавал о них пьесы, и народ смотрел эти пьесы. А сегодня образованные люди смотрят мыльные оперы обо мне и о моей жене [принцессе Диане], и это их развлекает. Что произошло с человечеством, если простые люди понимали Шекспира, а образованные люди хотят смотреть дешёвку?!»

Нынешний информационный поток несопоставим с тем, что был ещё лет пятнадцать-двадцать назад, а тем более сто или двести, когда писателям жилось попроще. Теперь духовная отрава хлещет со всех сторон, и сохранение метафизической чувствительности стало для современных авторов одной из главных проблем.

Следующая возможная причина литературной неудачи — боязнь писать просто. А вдруг читатели решат, что автор недостаточно умён? Хотя вряд ли можно заподозрить в глупости Альберта Эйнштейна, который дал математикам, физикам и писателям дельный совет: «Всё должно быть изложено так просто, как только возможно, но не проще».

Одна из важных составляющих мастерства — умение почувствовать и выдержать баланс простоты в тексте даже на самую сложную тему. Кстати, большинство успешных писателей балансировали виртуозно, и уж если всё-таки брать с них пример, то именно в этом искусстве.

С творческой биографией Дмитрия Миропольского можно познакомиться здесь.

Оглавление:

Часть вводная. «О чем пойдет речь?»

Часть 1. «Как написать бестселлер?»

Часть 2. «Надо ли пытаться стать писателем?»

Часть 3. «Кто может научить писательству?»

Часть 4. «Для кого надо писать?»

Часть 5. «О чём надо писать?»

Часть 6. «Может ли сюжет гарантировать успех?»

Часть 7. «Каким правилам надо следовать?»

Часть 8. «Надо ли брать пример с успешных писателей?»

Часть 9. «Стоит ли начинающему автору писать «под кого-то»?»

Часть 10 «Сколько надо времени, чтобы написать роман?»

Часть 11 «Как реагировать на критику?»

Финальная часть 12 «Когда ждать признания?»

Вам может быть интересно:
Проза и поэзия
АНТИКОУЧИНГ. ЧАСТЬ ДВЕНАДЦАТАЯ «КОГДА ЖДАТЬ ПРИЗНАНИЯ?»

Финальная глава мастер-класса от писателя и сценариста Дмитрия Миропольского

Проза и поэзия
АНТИКОУЧИНГ. ЧАСТЬ ОДИННАДЦАТАЯ «КАК РЕАГИРОВАТЬ НА КРИТИКУ?»

Хотите стать писателем? Автор бестселлеров и сценарист Дмитрий Миропольскй предупреждает…

Проза и поэзия
АНТИКОУЧИНГ. ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ «СКОЛЬКО НАДО ВРЕМЕНИ, ЧТОБЫ НАПИСАТЬ РОМАН?»

Продолжаем мастер-класс от автора бестселлеров Дмитрия Миропольского.

Проза и поэзия
АНТИКОУЧИНГ. ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ «СТОИТ ЛИ НАЧИНАЮЩЕМУ АВТОРУ ПИСАТЬ ПОД КОГО-ТО?»

Новый урок от писателя и сценариста Дмитрия Миропольского.

Проза и поэзия
АНТИКОУЧИНГ. ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ «НАДО ЛИ БРАТЬ ПРИМЕР С УСПЕШНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ?»

Продолжение мастер-класса писателя и сценариста Дмитрия Миропольского.

Проза и поэзия
АНТИКОУЧИНГ. ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ «КАКИМ ПРАВИЛАМ НАДО СЛЕДОВАТЬ?»

Мастер-класс писателя и сценариста Дмитрия Миропольского.