Вы находитесь в регионе:

?

Выбор региона
24 августа 2022

АНТИКОУЧИНГ. ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ «СКОЛЬКО НАДО ВРЕМЕНИ, ЧТОБЫ НАПИСАТЬ РОМАН?»

photo_2022-08-24_17-16-28.jpg

Нет ответа.

«Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно обнять необъятное!» — постановил Козьма Петрович Прутков (1803-1863). Того же заслуживают и коучи, которые обещают пастве определённый творческий результат в короткие точные сроки.

Срок работы над романом зависит от слишком большого числа условий и может быть любым, а «любой ответ» и «нет ответа» — одно и то же.

Достоевский, припёртый к стенке кредиторами, написал роман «Игрок» за двадцать шесть дней.

Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) осилил едва ли половину романа «Пётр Первый», хотя разрабатывать материал начал в 1915 году, а непосредственно писал свой главный опус больше пятнадцати лет — с 1929 года до самой смерти.

Профессионал слепой десятипальцевой печати точно знает, сколько раз в минуту он способен кликнуть по клавиатуре компьютера. Если четыреста тысяч знаков с пробелами в современном романе разделить на скорость нажатия клавиш, получится время работы. Коуч, которому создание художественного текста представляется печатанием букв, путает писателя с секретарём-машинисткой и сводит литературу к арифметике.

Технологическая составляющая есть у любого дела. Каждому автору имеет смысл определить: в какое время дня или ночи, в каком настроении, в какой обстановке и сколько страниц он может писать регулярно. «Каждый пишет, что он слышит, / Каждый слышит, как он дышит, / Как он дышит, так и пишет», — считал Булат Шалвович Окуджава (1924-1997). А слышат, дышат и пишут все по-разному.

Такой подход дисциплинирует, позволяет организовать свою работу и о чём-то договариваться с издателями — если, конечно, до них дойдёт. Но это финальная стадия технологического процесса, а не творческого.

Знаменитый японский фабрикант приобрёл у знаменитого японского художника прекрасную картину. Заплатил очень дорого и возмутился, когда узнал, что на работу над картиной ушло всего два часа. «Я писал эту картину всю жизнь и ещё два часа», — уточнил художник.

Серьёзную стройку не начинают по щелчку пальцев. Сперва проводят землеустроительные и проектно-изыскательские работы, создают проект, макеты и чертежи; определяются с поставщиками и подрядчиками... Лишь когда результат ясен в достаточных подробностях, приступают к строительству.

«Если бы у меня было девять часов на то, чтобы срубить дерево, я потратил бы шесть часов на заточку топора», — говорил Авраам Линкольн (1809-1865), повторяя мысль Екклесиаста: «Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить». К любой работе необходимо готовиться заранее.

Да, строительный проект, как и любой другой, не бывает идеальным. В реальности многое приходится изменять на ходу, часть решений устаревают или оказываются ошибочными, нужных материалов может вдруг не найтись... Задача профессионала — свести к минимуму число проблем. Подстелить соломку там, где она точно понадобится, чтобы падать было мягко.

Есть у меня знакомый литератор, который начинает писать без подготовки и заявляет: «Я пишу, как пишется». По результатам это видно, хотя он талантлив.

Вынашивать идею, складывать сюжет с неожиданными поворотами, искать ярких героев и подбирать специальный материал — например, для исторического романа — можно несколько недель, а можно месяцы или годы. Профессионал сделает это быстрее и эффективнее любителя, но времени всё равно потребуется немало.

Всякая мысль, которая пришла в голову, заслуживает внимания, но далеко не любая достойна того, чтобы её публиковать. Владимир Набоков набрасывал блоки сюжета, эскизы диалогов и прочие черновики на особых карточках. Их можно было раскладывать так и эдак, менять местами, править... При всём своём опыте нобелевский номинант начинал писать лишь после того, как будущее произведение становилось ему понятным.

Даже самая тщательная подготовка не спасает от подводных камней.

То, что на предварительной стадии представлялось очевидным, вдруг начинает вызывать сомнения. «Утверждение «снег белый» истинно тогда и только тогда, когда снег — белый», — напоминал оппонентам математик Альфред Тарский (1901-1983).

То, что казалось материалом для пары абзацев, неожиданно требует подробных описаний, и автору приходится сдерживать себя старинной мудростью: карта Англии не должна быть размером с Англию.

То, что задумывалось как наполнение существенной части текста, может съёжиться до скромных размеров; так полулитровая бутылка на поверку вмещает всего-то десять-двенадцать стопок.

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) рассуждал о процессе творчества в удобном для него стихотворном размере: «К искусству нет готового пути. / Будь небосвод и море только сини, / Ты мог бы небо с морем в магазине, / Где краски продают, приобрести».

Когда неизвестен путь, который ведёт к цели, невозможно рассчитать время прибытия в конечную точку. «Пока меня не спрашивают об этом, я знаю; когда спрашивают, я не знаю», — признавался Блаженный Августин (354-430 н.э.). Но даже оставив путь позади, о затраченном времени говорить некорректно: на подготовку к настоящему произведению литературы уходит существенная часть предыдущей жизни.

Влёгонькую, на одном вдохновении, вырулить не получится. Благополучие, признание и слава стоят впереди труда только в словаре, по алфавиту. А тому, кто хочет сразу видеть результаты своих усилий, Эйнштейн предлагал работать сапожником.

Писательство — дело небыстрое, и даже задним числом плохо поддаётся нормированию.

С творческой биографией Дмитрия Миропольского можно познакомиться здесь.

Оглавление:

Часть вводная. «О чем пойдет речь?»

Часть 1. «Как написать бестселлер?»

Часть 2. «Надо ли пытаться стать писателем?»

Часть 3. «Кто может научить писательству?»

Часть 4. «Для кого надо писать?»

Часть 5. «О чём надо писать?»

Часть 6. «Может ли сюжет гарантировать успех?»

Часть 7. «Каким правилам надо следовать?»

Часть 8. «Надо ли брать пример с успешных писателей?»

Часть 9. «Стоит ли начинающему автору писать «под кого-то»?»

Часть 10 «Сколько надо времени, чтобы написать роман?»

Часть 11 «Как реагировать на критику?»

Финальная часть 12 «Когда ждать признания?»

Вам может быть интересно:
Проза и поэзия
29 Августа
АНТИКОУЧИНГ. ЧАСТЬ ДВЕНАДЦАТАЯ «КОГДА ЖДАТЬ ПРИЗНАНИЯ?»

Финальная глава мастер-класса от писателя и сценариста Дмитрия Миропольского

Проза и поэзия
26 Августа
АНТИКОУЧИНГ. ЧАСТЬ ОДИННАДЦАТАЯ «КАК РЕАГИРОВАТЬ НА КРИТИКУ?»

Хотите стать писателем? Автор бестселлеров и сценарист Дмитрий Миропольскй предупреждает…

Проза и поэзия
24 Августа
АНТИКОУЧИНГ. ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ «СКОЛЬКО НАДО ВРЕМЕНИ, ЧТОБЫ НАПИСАТЬ РОМАН?»

Продолжаем мастер-класс от автора бестселлеров Дмитрия Миропольского.

Проза и поэзия
22 Августа
АНТИКОУЧИНГ. ЧАСТЬ ДЕВЯТАЯ «СТОИТ ЛИ НАЧИНАЮЩЕМУ АВТОРУ ПИСАТЬ ПОД КОГО-ТО?»

Новый урок от писателя и сценариста Дмитрия Миропольского.

Проза и поэзия
19 Августа
АНТИКОУЧИНГ. ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ «НАДО ЛИ БРАТЬ ПРИМЕР С УСПЕШНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ?»

Продолжение мастер-класса писателя и сценариста Дмитрия Миропольского.

Проза и поэзия
17 Августа
АНТИКОУЧИНГ. ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ «КАКИМ ПРАВИЛАМ НАДО СЛЕДОВАТЬ?»

Мастер-класс писателя и сценариста Дмитрия Миропольского.