Вы находитесь в регионе:

Вашингтон?

Выбор региона

  
30 марта 2024
ВСТРЕЧИ С ВЕЛИКИМ ИМПРЕСАРИО СЕРГЕЕМ ДЯГИЛЕВЫМ

ВСТРЕЧИ С ВЕЛИКИМ ИМПРЕСАРИО СЕРГЕЕМ ДЯГИЛЕВЫМ

31 марта (по новому стилю - 19 марта) исполнилось 152 года со дня рождения выдающегося театрального мецената и первооткрывателя русского искусства во Франции – Сергея Павловича Дягилева. Невозможно пройти мимо такой личности просто так. Наш автор написала небольшое эссе - воспоминание о своих ощущениях после знакомства с “Петербургом Дягилева”.

«Вдыхаю запах кулис Мариинского театра…». Года четыре назад писала эти строчки дома, в надежде на скорый переезд в Петербург. Теперь же я вдыхаю запах кулис Мариинки в ложе бенуара и вдохновляюсь руками Раймонды. Да пусть остановится мгновенье, ибо оно прекрасно!

Я посетила место силы всех хореографов и танцовщиков, деятелей и меценатов, соединивших сердца и руки под небосводом искусства. И вспоминается, что здесь, в Санкт-Петербурге, вытворяли как художники, модельеры и декораторы Бенуа и Рерих, Бакст и Головин, Матисс и Серов. Здесь зрели таланты русского балета, которые позже повлияли на становление танца в мире: Павлова, Карсавина, Рубинштейн, Нижинский, Фокин, Мясин, Лифарь. Здесь сочиняли хиты Римский-Корсаков, Стравинский, Мусоргский, Прокофьев, Дебюсси, Равель, Глинка и Глазунов, чтобы потом их мурчали под нос парижане. И здесь их всех собрал балетный импресарио и творец «Русских сезонов» во Франции, амбициям которого может позавидовать любой современный политик и предприниматель, – Сергей Дягилев. Я прошлась вдоль авансцены. За кулисами вдруг мелькнула фигура, по габаритности не уступающая Сергею Павловичу. Мне захотелось остаться в зале Мариинки подольше, но уже подходит капельдинер…

Вновь столкнулась с маэстро в Русском музее. Он стал меня преследовать… Картина ожила. Теперь Дягилев стоял неподалёку от сидящей на табурете няней и смотрел куда-то вдаль. Грузный человек, но лёгкий на подъём. Костюм с бабочкой, как мне показалось, стройнил его и делал еще более притягательным. Петровские усики и седая прядь волос придавали образу статуса – не зря их так обожают молоденькие, как лани, балерины и знатные дамы всего мира. Мужчины же дали прозвище Дягилеву за вычурность, как сами считали, – «шеншеля», что в русском звучании слышится как «шиншилла».

В его фигуре чувствовался порыв: ещё минута, и он сорвется с места, полетит наводить порядок в театре, спросит о готовности очередного балета, потребует принести свежий макет декорированного задника сцены, падуги и занавеса, артистов загонит в кулисы и начнёт репетицию «Послеполуденного отдыха фавна». Так и вышло. Сергей Павлович улизнул от всех гостей в каком-то одухотворенном состоянии, захватив с собой Леона Бакста по дороге, «как змея, проскальзывает между пальцами», отзывался о Дягилеве Анри Матисс.

Такая деятельная натура свойственна провинциалам, приезжающим в Москву и Петербург просвещаться и работать: действительно, наш маэстро родом из Новгородской губернии, долгое время жил в Перми, а потом дорос и до северной столицы. Там Сергей Дягилев повстречал тех, кто на всю жизнь останется верен ему не только как другу или любовнику, но и как творцу, пропагандисту русского искусства во Франции…

Справка “КРФ”

Сергей Павлович Дягилев (19 (31) марта 1872 — 19 августа 1929) — русский театральный и художественный деятель, меценат. Один из основателей и главных идеологов общества «Мир искусства» и одноименного журнала. Организовал «Русские сезоны» в Париже и труппу «Русский балет Дягилева». «Открыл» многих талантливых артистов балета и хореографов, таких как Анна Павлова, Тамара Карсавина, Михаил Фокин, Вера Фокина, Вацлав Нижинский, Ида Рубинштейн, Леонид Мясин, Джордж Баланчин. «Сезон», прошедший с огромным успехом и ошеломивший публику своей новизной, стал настоящим триумфом русского балета и, безусловно, оказал огромное влияние на последующее развитие мировой хореографии. Ни один из хореографов, работающих у Дягилева – Фокин, Нижинский, Мясин, Баланчин – не повторял другого, и, более того, ни один из них не повторял самого себя. Повторение было для Сергея Павловича самым большим грехом. Его хрестома­тийная фраза «Удиви меня!» как раз об этом. Фокин с Баланчиным стояли у истоков новый тип балетного спектакля – неоклассический танец – полностью лишенного литературного сюжета и построенного по законам музыки. Дягилевские постановки стали настоящим переворотом в театральном мире: каждая превращалась в красочное шоу с роскошными костюмами, завораживающими декорациями и музыкой.


Автор: Екатерина Сухорукова

Вам может быть интересно:
Кино и театр
ВСТРЕЧИ С ВЕЛИКИМ ИМПРЕСАРИО СЕРГЕЕМ ДЯГИЛЕВЫМ

31 марта (по новому стилю - 19 марта) исполнилось 152 года со дня рождения выдающегося театрального мецената и первооткрывателя русского искусства во Франции – Сергея Павловича Дягилева. Невозможно пройти мимо такой личности просто так. Наш автор написала небольшое эссе - воспоминание о своих ощущениях после знакомства с “Петербургом Дягилева”.

Кино и театр
БЕСКОНЕЧНЫЙ БЕГ ПРИНЦА ЗИГФРИДА: ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БАЛЕТУ «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»

На новой сцене Мариинского театра 7 февраля торжественный бал в честь совершеннолетия принца Зигфрида (Никита Корнеев) набирает обороты: гости танцуют и наполняют кубки вином, друзья именинника кружатся в трио, а шут пытается заполучить сердце хотя бы одной девушки. Но принцу почему-то не до смеха. Им владеют спутанные мысли и чувства, от которых он пытается убежать. Только вот зрителям с самого начала спектакля не понять, из-за чего Зигфрид так волнуется и задумчиво смотрит в небо.