ВСТРЕЧИ С ВЕЛИКИМ ИМПРЕСАРИО СЕРГЕЕМ ДЯГИЛЕВЫМ
31 марта (по новому стилю - 19 марта) исполнилось 152 года со дня рождения выдающегося театрального мецената и первооткрывателя русского искусства во Франции – Сергея Павловича Дягилева. Невозможно пройти мимо такой личности просто так. Наш автор написала небольшое эссе - воспоминание о своих ощущениях после знакомства с “Петербургом Дягилева”.
«Вдыхаю запах кулис Мариинского театра…». Года четыре назад писала эти строчки дома, в надежде на скорый переезд в Петербург. Теперь же я вдыхаю запах кулис Мариинки в ложе бенуара и вдохновляюсь руками Раймонды. Да пусть остановится мгновенье, ибо оно прекрасно!
Я посетила место силы всех хореографов и танцовщиков, деятелей и меценатов, соединивших сердца и руки под небосводом искусства. И вспоминается, что здесь, в Санкт-Петербурге, вытворяли как художники, модельеры и декораторы Бенуа и Рерих, Бакст и Головин, Матисс и Серов. Здесь зрели таланты русского балета, которые позже повлияли на становление танца в мире: Павлова, Карсавина, Рубинштейн, Нижинский, Фокин, Мясин, Лифарь. Здесь сочиняли хиты Римский-Корсаков, Стравинский, Мусоргский, Прокофьев, Дебюсси, Равель, Глинка и Глазунов, чтобы потом их мурчали под нос парижане. И здесь их всех собрал балетный импресарио и творец «Русских сезонов» во Франции, амбициям которого может позавидовать любой современный политик и предприниматель, – Сергей Дягилев. Я прошлась вдоль авансцены. За кулисами вдруг мелькнула фигура, по габаритности не уступающая Сергею Павловичу. Мне захотелось остаться в зале Мариинки подольше, но уже подходит капельдинер…
Вновь столкнулась с маэстро в Русском музее. Он стал меня преследовать… Картина ожила. Теперь Дягилев стоял неподалёку от сидящей на табурете няней и смотрел куда-то вдаль. Грузный человек, но лёгкий на подъём. Костюм с бабочкой, как мне показалось, стройнил его и делал еще более притягательным. Петровские усики и седая прядь волос придавали образу статуса – не зря их так обожают молоденькие, как лани, балерины и знатные дамы всего мира. Мужчины же дали прозвище Дягилеву за вычурность, как сами считали, – «шеншеля», что в русском звучании слышится как «шиншилла».
В его фигуре чувствовался порыв: ещё минута, и он сорвется с места, полетит наводить порядок в театре, спросит о готовности очередного балета, потребует принести свежий макет декорированного задника сцены, падуги и занавеса, артистов загонит в кулисы и начнёт репетицию «Послеполуденного отдыха фавна». Так и вышло. Сергей Павлович улизнул от всех гостей в каком-то одухотворенном состоянии, захватив с собой Леона Бакста по дороге, «как змея, проскальзывает между пальцами», отзывался о Дягилеве Анри Матисс.
Такая деятельная натура свойственна провинциалам, приезжающим в Москву и Петербург просвещаться и работать: действительно, наш маэстро родом из Новгородской губернии, долгое время жил в Перми, а потом дорос и до северной столицы. Там Сергей Дягилев повстречал тех, кто на всю жизнь останется верен ему не только как другу или любовнику, но и как творцу, пропагандисту русского искусства во Франции…
Справка “КРФ”
Сергей Павлович Дягилев (19 (31) марта 1872 — 19 августа 1929) — русский театральный и художественный деятель, меценат. Один из основателей и главных идеологов общества «Мир искусства» и одноименного журнала. Организовал «Русские сезоны» в Париже и труппу «Русский балет Дягилева». «Открыл» многих талантливых артистов балета и хореографов, таких как Анна Павлова, Тамара Карсавина, Михаил Фокин, Вера Фокина, Вацлав Нижинский, Ида Рубинштейн, Леонид Мясин, Джордж Баланчин. «Сезон», прошедший с огромным успехом и ошеломивший публику своей новизной, стал настоящим триумфом русского балета и, безусловно, оказал огромное влияние на последующее развитие мировой хореографии. Ни один из хореографов, работающих у Дягилева – Фокин, Нижинский, Мясин, Баланчин – не повторял другого, и, более того, ни один из них не повторял самого себя. Повторение было для Сергея Павловича самым большим грехом. Его хрестоматийная фраза «Удиви меня!» как раз об этом. Фокин с Баланчиным стояли у истоков новый тип балетного спектакля – неоклассический танец – полностью лишенного литературного сюжета и построенного по законам музыки. Дягилевские постановки стали настоящим переворотом в театральном мире: каждая превращалась в красочное шоу с роскошными костюмами, завораживающими декорациями и музыкой.
Автор: Екатерина Сухорукова
31 марта (по новому стилю - 19 марта) исполнилось 152 года со дня рождения выдающегося театрального мецената и первооткрывателя русского искусства во Франции – Сергея Павловича Дягилева. Невозможно пройти мимо такой личности просто так. Наш автор написала небольшое эссе - воспоминание о своих ощущениях после знакомства с “Петербургом Дягилева”.
На новой сцене Мариинского театра 7 февраля торжественный бал в честь совершеннолетия принца Зигфрида (Никита Корнеев) набирает обороты: гости танцуют и наполняют кубки вином, друзья именинника кружатся в трио, а шут пытается заполучить сердце хотя бы одной девушки. Но принцу почему-то не до смеха. Им владеют спутанные мысли и чувства, от которых он пытается убежать. Только вот зрителям с самого начала спектакля не понять, из-за чего Зигфрид так волнуется и задумчиво смотрит в небо.