Вы находитесь в регионе:

Огайо?

Выбор региона

  
31 августа 2022
ЗАКОН О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РФ МОГУТ ИЗМЕНИТЬ, ЧТОБЫ ОБЛЕГЧИТЬ ЦЕРКВИ ПОЛУЧЕНИЕ ИКОН ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ.

ЗАКОН О МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ РФ МОГУТ ИЗМЕНИТЬ, ЧТОБЫ ОБЛЕГЧИТЬ ЦЕРКВИ ПОЛУЧЕНИЕ ИКОН ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ.

16 июля 2022 «Троицу» Андрея Рублева вывезли из Третьяковской галереи в Троице Сергиеву Лавру. Икону предоставили для богослужений несмотря на протесты реставраторов. Икону поместили в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры на время торжественных мероприятий в честь 600-летия обретения мощей святого Сергия Радонежского, запланированных на 17 и 18 июля. Во вторник 19 июля икона вернулась в музей. РПЦ направила запрос в Третьяковскую галерею с просьбой передать икону еще в мае. Позже прошел реставрационный совет, на котором искусствоведы, научные сотрудники и реставраторы Третьяковки пришли к выводу, что перевозить икону нельзя, поскольку только в условиях музея можно обеспечить нужные условия по температуре и влажности.

После возвращения святыни в «Третьяковку», стало известно, что в РПЦ предложили правительству дополнения к законопроекту «О внесении изменений в статью 26 Закона Российской Федерации „Основы законодательства о культуре“ и статьи 7 и 16 Федерального закона „О Музейном фонде и музеях в Российской Федерации“».

Что касается поправок РПЦ, то, как цитирует Интерфакс руководителя правового управления Московской патриархии игуменью Ксению (Чернегу), они нужны, чтобы «музейные предметы и музейные коллекции религиозного назначения, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в государственной собственности, могли передаваться в безвозмездное пользование религиозным организациям с разрешения федерального органа исполнительной власти в сфере культуры на основании соответствующих договоров в порядке, установленном правительством России». Таким образом, у религиозных организаций появится возможность получать предметы из музейных фондов (статья 16) при сохранении за музеями права оперативного управления соответствующими музейными ценностями (и бюджетном финансировании).

Как директор музея, я считаю, что заявленные поправки не только не нужны, но и чрезвычайно опасны. Инициатива законодательных поправок к закону «О Музейном фонде и музеях в Российской Федерации» была выдвинута без глубокой проработки данного вопроса. Только дилетантам кажется, что это просто — взять и передать музейные ценности в ведение церкви. Инициаторы предложений, вероятно, не задумались о том, как при этом обеспечивать сохранность предметов Музейного фонда: контролировать температурно-влажностный режим, вести мониторинг изменения сохранности предмета, определять условия внешнего воздействия, обеспечивать физическую безопасность. Это необходимо делать для того, чтобы сохранить музейный предмет. Если есть желание активно использовать музейный предмет, то он не просуществует и одного года. И чем уникальнее памятник, тем он более беззащитен перед воздействием окружающей среды или человека. Хотя, судя по представленному тексту поправок, они предполагают, что ответственность за сохранность памятников будут по-прежнему нести музейные сотрудники, не имея при этом возможности влиять ни на условия хранения, ни на условия использования предметов Музейного фонда.


Алексей Левыкин, директор ГИМ


Поскольку речь не только о предметах церковного обихода и религиозного культа, но и о художественных произведениях, являющихся национальным достоянием, то передача вещей из музеев для нужд церкви должна сопровождаться рядом условий. Необходимо учитывать безопасность хранения и экспонирования, безопасность транспортировки, противопожарную защиту и защиту от механических повреждений, соблюдение температурно-влажностного режима и климатического контроля в помещениях, создание климатических витрин с противовандальным стеклом и, самое главное, ежедневный контроль со стороны реставраторов и хранителей. В каждом конкретном случае сама возможность перемещения и экспонирования произведений древнерусского искусства или произведений религиозного искусства Нового времени, Синодального периода определяется в индивидуальном порядке. Решение должен принимать расширенный реставрационный и научный совет в связи с тем, что основная наша задача — сохранить национальное культурное художественное наследие.


Михаил Миндлин, директор центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.


В пресс-службе Музеев Московского Кремля заявили РБК, что считают любые комментарии преждевременными до согласования текста поправок в законодательство.

Источник — THE ART NEWSPAPER RUSSIA


Вам может быть интересно:
Музеи и архитектура
В ПРОСТРАНСТВЕ «СЕВКАБЕЛЬ ПОРТ» ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ПРЕЗИДЕНТСКОГО ФОНДА КУЛЬТУРНЫХ ИНИЦИАТИВ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА-ПУТЕШЕСТВИЕ «БАЛАБАНОВ»

С 13 октября в пространстве «Севкабель Порт» при поддержке президентского фонда культурных инициатив работает выставка-путешествие «Балабанов». Это выставка-ретроспектива, объединяющая все фильмы Алексея Балабанова. Она будет работать до 15 января (если ее не продлят, как продлевали «Виктор Цой. Путь героя» в Манеже»)

Музеи и архитектура
С 13 СЕНТЯБРЯ ДО 10 НОЯБРЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ МУЗЕЕ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА ПРОХОДИТ ВЫСТАВКА «АРТЕФАКТЫ И ГАДЖЕТЫ ЕЛЕНЫ КОВЫЛИНОЙ»

Выставка «Артефакты и гаджеты Елены Ковылиной» ознаменовывает собой веху в биографии автора — 50-летний юбилей художницы. Мы увидим разнообразные явления декоративно-прикладного искусства в перспективе развития современных технологий. Из музейных фондов художницей были выбраны более ста предметов, среди которых кружевные панно начала XX века, светцы напольные поставные XVIII-XIX веков...