Вы находитесь в регионе:

Огайо?

Выбор региона

С ЧЕГО НАЧИНАЛСЯ КОНКУРС «МиР: МУЗЫКА И РАЗВИТИЕ» В 2021 ГОДУ?

И как продвинуть игру на балалайке среди молодежи в эпоху рэпа, битмейкеров, компьютерной музыки и сэмплеров?
  1. «Народная культура – это база, фундамент. Любое культурное развитие начинается с базы. Если ты в доме не заложишь хороший фундамент, то дом развалится. Банальный пример: знать культуру своих предков – это как умываться с утра. Тебя же кто-то научил умываться? Передал свой опыт? Теперь ты идешь с этим опытом и, впоследствии, передашь его другому поколению...»
  2. Александр Яковлев, руководитель конкурса "МиР: музыка и развитие"

Bh7NUnfzQ8Q.jpg

Конкурс «МиР: музыка и развитие» проводится с 2021 года по инициативе руководителя оркестра Яковлева Grand Melody Orchestra Яковлева Александра Валерьевича при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации, Департамента культуры города Москвы, Министерства культуры Московской области. В нем приняли участие уже более 10 000 детей! Он выиграл три (!) гранта ПФКИ, а сейчас идет прием и отбор заявок на конкурс 2023-2024 года.

Александр Яковлев – руководитель конкурса – рассказал нам, как проект зарождался и добился успеха в уже далеком 2021 году…

Как родилась идея проекта?

В 2018 году Александр Яковлев – лауреат премий «Песня года» и «Золотой граммофон», музыкант с 20-летним стажем – создал уникальный, не имеющий аналогов в России оркестр: «Grand Melody Orchestra» - оркестр, дающий абсолютно новое звучание классике русской музыки, пропуская её через призму современных технологий.

Коллектив быстро набрал популярность и начал активно гастролировать. Во время концертов музыканты вовлекали в свою деятельность на сцене молодых музыкантов, перспективных ребят. Итогом этого объединения молодой энергии и опыта профессионалов стал качественный музыкальный продукт и идея конкурса, судьба которого - стать проектом всероссийского масштаба:

С конца 2018 года я начал заниматься созданием «Grand Melody Orchestra». Коллектив небольшой – всего 7 человек. Но благодаря объединению современных технологий и традиционных инструментов, мы добиваемся звучания полноценного симфонического оркестра в 150 человек. И в какой-то момент нам на гастролях очень понравилось интегрировать в свои выступления детей. Мы приглашали на сцену ребят, которые играли вместе с нами. В этот самый момент у меня что-то щелкнуло, и я решил, что нам есть что показать и рассказать детям… С этого момента я начал долгий путь к созданию конкурса «МиР».

Какую проблему решает проект?

В профессиональных сообществах русскую классику называют «клюквой»: устаревшей музыкой, которую поют только бабушки в деревнях. Молодежь не идет учиться игре на народных инструментах, не исполняет нашу классику на конкурсах и фестивалях. «Попса» занимает первые строчки чартов в то время, как народную музыку списали со счетов. С помощью конкурса «МиР: музыка и развитие» Александр Яковлев попытался сдвинуть с места проблему неуважения к русской классической музыке, и популяризировать среди молодежи народные инструменты:

Народное направление — это вымирающее и «ущербное» направление. Приведу статистику: в России в музыкальных школах занимаются примерно 1 млн 800 тыс. детей. Народными инструментами: балалайка, домра, гусли, ксилофон, баян, аккордеон, духовые, деревянные, медные – всего 100 тыс. детей. Для сравнения: по одному только классу фортепиано занимаются 260 тыс. человек…

AIbUcurreCg.jpg

Какие цели вы ставили? 

— На начальном этапе я решил обозначить цель в 1000 участников и географический таргетинг - Московская область. С определением задачи была трудность – мне не на кого равняться. Таких конкурсов в России крайне мало, если есть вообще

Что добились? Стоит признать: в своей цели популяризировать народную музыку среди молодежи команда проекта добилась больших успехов. Географический охват планировалось ограничить Московской областью. В итоге на конкурс приехало 150 регионов. Были ребята из ДНР и ЛНР. И даже много команд из Белоруссии — это делает конкурс «МиР» международным!

Внимание авторитетных партнеров к конкурсу народной музыки впечатляет: «Первый канал» помог организовать профессиональную съемку с 9 камер. А роль ведущего занял Александр Олешко. Министерство культуры Московской области сильно помогло, придав широкую огласку.


QW5Uwy83ao8.jpg

В жюри вошли крупные профессионалы, профессоры Консерватории и Гнесинки: Любовь Муравьева, Михаил Казиник, Вячеслав Семенов и другие известные не только в России, но и за ее пределами музыканты. Вот как отреагировал Александр на «лавинообразную» популярность конкурса:

Мы остановили прием заявок принудительно, когда их численность перевалилась за 3000. Я кричал: «Стоп! Остановитесь!». Мы извинились перед теми, кого не смогли принять. Но большее количество участников мы просто не смогли бы потянуть чисто технически

В чем уникальность?

— Во-первых, большинство подобных конкурсов – местечковые. Да, это сильные конкурсы. Но они не выходят за рамки региона. Мы же решили эту планку преодолеть.

Во-вторых, у нас в стране проходит много конкурсов-профанаций: где родители платят входные взносы за участие. Да и за все подряд, на самом деле, платят. Организаторы этих проектов занимаются зарабатыванием денег. Они молодцы, но они убивают саму идею конкурса. Что это за конкурс, где место на подиуме можно купить? «МиР» — это бесплатное участие. Это моя принципиальная позиция.

Что получает победитель конкурса?

Обладателям гран-при вручили очень крутые и очень дорогие музыкальные инструменты. Балалаечник, домрист и скрипач получили инструменты ручной работы от Артема и Александра Кукаевых – известных музыкальных мастеров.

— Гусляр получил последнюю модификацию гуслей, которых еще нет в продаже. Духовик получил электро-саксофон, точно такой же, как у моего солиста в Grand Melody Orchestra. Денис Майданов, депутат Государственной Думы, лично вручил электронную барабанную установку парню-победителю. Реакция была фантастическая: некоторые дети просто плакали от счастья.

c5RRD-oYh2M.jpg

В чем секрет успеха?

Ознакомившись с печальной статистикой востребованности русских народных инструментов среди молодежи, вернее, их полной невостребованности, возникает вопрос: как удалось добиться такого успеха конкурсу по такому непопулярному направлению?

Александр рассказывает:

— Секрет, я думаю, в современных методиках, которые мы используем. Мы преподаем не так как преподают в школах. У нас все дети — это наши друзья. К тому же мы начали детей, в рамках отборочного тура, объединять в группы на сцене. И это привело к тому, что они начали общаться, знакомиться, помогать друг другу и даже объединяться в группы! У нас ребята из Москвы и Минска создали группу и вместе занимаются творчеством. Я скажу так: мне кажется, что мы использовали «геймерскую» основу. У нас не просто конкурс – у нас большая игра с авторитетными педагогами. И всем это зашло.

Почему обратились в фонд?

Я понимал, что мне нужна финансовая и административная поддержка. Без финансовой поддержки этот конкурс бы не имел такого масштаба и такого уровня оснащения. Без административной поддержки я бы не смог иметь статус победителя конкурса ПФКИ, что, безусловно, дает определенный вес и авторитет в кругах чиновников культуры. К тому же это не первое мое обращение в фонд. Я уже участвовал в конкурсе ФПГ, но не смог победить. И когда ПФКИ объявил старт грантового конкурса, для меня было самоцелью – победить. И я победил...

Ваши чувства, когда выиграли грант?

Я за свою жизнь проживал много волнительных конкурсных моментов: никогда не забуду свое ощущение, когда мне вручили «Золотой граммофон». И с годами, с опытом, я стал относиться к таким достижениям спокойнее. Но победа в грантовом конкурсе меня шокировала. Я очень обрадовался и тут же сообщил отцу. Он был рад не меньше.

Делали бы конкурс без поддержки фонда?

Антон Алфер, идейный вдохновитель конкурса «Лидеры моды», поддержанного ПФКИ, сказал: «Не делайте заявку ради заявки. Рассматривайте грант, как очень крутую опцию, которая может повысить эффективность. Вы бы делали проект, если бы не грант? Нет? Тогда не беритесь за него вообще».

Александр солидарен с этой точкой зрения. Ведь у него даже был момент, когда он смирился с мыслью, что реализовывать конкурс придется без поддержки фонда:

Когда мы победили в конкурсе, я абсолютно не знал, как происходит процедура получения гранта. И в нашей команде был человек, ответственный за подписание договора. В самый ответственный момент этот человек пропал. Исчез. Перестал выходить на связь. Я был готов к тому, что я не получу деньги на конкурс! Все мое окружение меня, конечно, поддержало, когда я сказал, что, возможно, у нас денег не будет, но мы все равно будем проводить конкурс. Да, я бы делал конкурс в любом случае. В меньшем масштабе, без профессиональной съемки. Но делал бы. Конкурс – это мое дитя. И отсутствие денег – не причина бросать своего ребенка...

emy_2PWYdCY.jpg

Сложно ли работать над заявкой?

Часть проекта, с которой чаще всего возникают сложности – оформление заявки. Кто-то спешит, кто-то не знает основных принципов. Команда проекта «Виктор Цой. Путь героя», например, работала над заявкой 1,5 (!) месяца! Александр считает, что правильно заполнить заявку с первого раза – большая удача:

Скажем так: редкий человек сможет оформить заявку правильно с первого раза. Нужно понимать очень много вещей, с которыми мы в обычной жизни не сталкиваемся. Знать терминологию. Понимать, по какому принципу заявка заполняется. Всеми этими тонкостями нужно владеть. Сходу ни один человек не справится: я бы точно не справился.

Что самое важное в правильном оформлении заявки?

Профессионально описать проблематику и то, чем твой проект уникален. Каким образом он сможет решить проблему, которую ты поднимаешь? И вообще, является ли это проблемой? Иногда я читаю чужие проекты, а, слава Богу, в Президентском фонде есть такая возможность, и вообще не понимаю, о чем люди пишут. То есть проблема несуществующая, выдуманная. Вот так делать не нужно.

Проблема многих подобных конкурсов – отсутствие актива во внеконкурсный период. То есть, конкурс прошел – и все разбежались до следующего года: никакой коммуникации, никакой поддержки участников. Как у вас решена данная проблема?

Такая проблема существует, и сейчас мы только начинаем ее решать. У меня есть мысли по объединению победителей моего конкурса, и созданию с ними совместного музыкального проекта со звездами: записывать их треки, продвигать на более широкую аудиторию. Вторая идея: создать единую платформу для всех детей, которые заняты народным исполнительством. И на ней уже создавать коммуникацию среди этих детей. Задействовать их в наших проектах. Но это пока что в мыслях. И проблема отсутствия актива, как вы выразились, действительно, присутствует...

Самый трудный, критический момент в работе над проектом?

За 20 лет в профессиональном шоу-бизнесе я прошел много сложных ситуаций. За мной стоит 7 специалистов, действующих педагогов: с ними мы прошли трехлетний путь создания уникального оркестра. Аранжировщик конкурса – продюсер в прошлом, создал проекты Богдан Титомир, Алена Свиридова, Николай Носков. Ну какие критические моменты могут быть с такой командой?

Но, знаете, был волнительный момент с приобретением статуэток для победителей. Я заранее нашел фирму, сделал заказ, обговорил с ними дату. Через пару недель, перед началом конкурса, я приезжаю за статуэтками, а купить их не могу. Их нету! Закончились! Тогда я, конечно, понервничал. Но это точно не критический момент – лишь небольшая заминка».

Будет ли народная музыка становиться популярнее, или она так и останется «клюквой»? «Почему на гитаре учатся детей ровно столько же, сколько на всех народных инструментах? Она модная, популярная, для нее написано куча произведений. Для нее есть ноты. Вот этого всего для народных инструментов не существует. Не существует современных произведений, не существует фонограмм, плей-беков. Если мы возьмем современную музыку и сделаем возможность интегрировать в нее народный инструмент: распространим современные партитуры, сделаем пособия, отснимем видео-уроки, то тогда, конечно, народная культура станет чуть популярнее. Второй момент – практически полное отсутствие премий, конкурсов, фестивалей, посвященных народной музыке. У нас много «попсовых» фестивалей, а народных – нет. У нас это выключено из жизни. Вот когда по телевизору будут транслировать концерты «народников», когда у нас будут вручать премии музыкантам-баянистам, флейтистам, балалаечникам – тогда русская народная музыка станет популярнее. Почему у нас во дворах играют на гитаре, а не на балалайке? Потому что стыдно и непривычно. А представьте, если взять, условно, «Басту», взять музыканта-балалаечника, и записать совместный трек. Молодежь увидит этот инструмент в клипе у любимого музыканта, и ей станет не стыдно идти и учиться играть на нем. Будут очереди в секциях стоять, чтобы научиться играть на балалайке!»

pwyb5LwsUWQ.jpg

Почему важно не забывать народную культуру?

Народная культура – это база, фундамент. Любое культурное развитие начинается с базы. Если ты в доме не заложишь хороший фундамент, то дом развалится. Банальный пример: знать культуру своих предков – это как умываться с утра. Тебя же кто-то научил умываться? Передал свой опыт? Теперь ты идешь с этим опытом и, впоследствии, передашь его другому поколению. Второе. Все конфликты - из-за невежества и незнания своих корней, своей истории и культуры. Во время Чеченской кампании, когда люди на разных сторонах баррикад начинали вспоминать, как их деды вместе воевали во время Великой Отечественной – их противостояние заканчивалось. Их личное противостояние. Третье. У каждого народа есть свои традиции, своя культура. Знание этих традиций и этой народной культуры обуславливает наличие чувства национальной идентичности. Без исторических знаний о своем народе тебя ничего не будет связывать с этим этносом, со своим домом. И последнее. Чтобы быть элементарно образованным человеком, ты обязан знать свою историю. Точка.

3 главных совета будущим грантополучателям

  • Объективное определение проблематики проекта – залог успеха.
  • Думайте над уникальностью проекта. Над фишкой. Если уникальности нет – это путь в никуда.
  • ПФКИ – это честный конкурс. Если хотите украсть деньги – вы не по адресу!

Screenshot_5.png

Вам может быть интересно:
Музыка и танец
15 Сентября
ПОХОД БЕЗ КАРТОШКИ

2023 год - 760-летие со дня блаженной кончины Александра Невского. Эта дата, безусловно заслуживающая незабвенной памяти, в самых разных форматах отмечается по всей стране: проходят тематические лекции, фестивали, выставки.

Но заслуженное звание самого масштабного и неординарного события, посвященного важной дате, получает проект исторической реконструкции конного похода дружины Александра Невского «Александрова дорога». Дружинники в аутентичных доспехах прошли 2000 километров, чтобы отдать дань подвигам князя Невского, а за одно узнать самим и показать всем: как проходили военные походы в 13 веке, и из чего состоял быт древнего войска.

Музыка и танец
31 Июля
С ЧЕГО НАЧИНАЛСЯ КОНКУРС «МиР: МУЗЫКА И РАЗВИТИЕ» В 2021 ГОДУ?

Конкурс «МиР: музыка и развитие» проводится с 2021 года по инициативе руководителя оркестра Яковлева Grand Melody Orchestra Яковлева Александра Валерьевича при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации, Департамента культуры города Москвы, Министерства культуры Московской области. В нем приняли участие уже более 10 000 детей! Он выиграл три (!) гранта ПФКИ, а сейчас идет прием и отбор заявок на конкурс 2023-2024 года.

Музыка и танец
20 Мая
ФОЛК-КЕМП НА РУССКОМ СЕВЕРЕ

В далекой Архангельской области, где нет ни связи, ни интернета, среди дремучих лесов и тихих болот, находится небольшая деревня с величественным названием Большой Бор. Вокруг – лишь первозданная природа, древние деревянные церкви, построенные без единого гвоздя, и мощные избы с узкими окошками, которые вот уже несколько столетий защищают местных жителей от сурового климата. Там царит иная эпоха, бесконечно далёкая не только от асфальтированных трасс, но даже от белокаменных соборов.

Музыка и танец
19 Ноября
ШОУ "ИДЕЯ ТРЕБУЕТ ЗАЩИТЫ". ВЫПУСК 23: НАТАЛЬЯ ИГНАТЕНКО, ГЕНДИРЕКТОР «ФОНД ЕЛЕНЫ ОБРАЗЦОВОЙ»

Гостья 23 выпуска шоу «Идея требует защиты» — Наталья Игнатенко, член экспертного совета Национального проекта «Культура» и генеральный директор благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой». Именно честь фонда, названного именем великой оперной певицы, предстоит защищать Наталье. Их главный проект — Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой.

Музыка и танец
16 Ноября
СДЕЛАЙ МУЗЫКУ САМ

Как объединить авторскую музыку с популярной, концертные выступления с мастер-классами от крутых музыкантов и все это вместе сделать важной точкой событийного туризма?

Музыка и танец
16 Ноября
БОЛЬШЕ, ЧЕМ СИМВОЛ

Как создать оперу о легендарной исторической личности

Музыка и танец
16 Ноября
ЧЕЛЯБИНСК ТАНЦУЮЩИЙ

Как провести фестиваль танца

Музыка и танец
16 Ноября
УЛИЦА КОМПОЗИТОРОВ

Как фестиваль Андрея Петрова ищет и находит таланты

Музыка и танец
6 Ноября
ВСЕ ЛУЧШИЕ — ДЕТЯМ

Как собрать детей с ограниченными возможностями здоровья и суперзвезд из мира искусства на одном творческом фестивале