БЮДЖЕТ ДЛЯ КРОВАТИ НА КОЛЕСИКАХ
- Нельзя оставаться в одиночестве в сложные периоды. Жизнь не прекращается — вот еще что хочется сказать нашим спектаклем.

Петербургскому музыканту Владу Колчину в 2003 году поставили диагноз «рассеянный склероз». Это заболевание центральной нервной системы, которое на ранних стадиях оставляет человека без сил, а на поздних лишает способности двигаться и приводит к летальному исходу. Просто встать с кровати для человека с такой болезнью — поступок, а выход на сцену с саксофоном — подвиг.
В 2008 году Влад прошел трансплантацию стволовых клеток, что позволило ему вернуться к полноценной жизни. В 2016-м он написал книгу «Музыка как шанс. Победить рассеянный склероз». Но ему хотелось, чтобы историю его борьбы узнало как можно больше людей с трудноизлечимыми заболеваниями. Ведь в России только по официальной статистике живет порядка 150 тысяч человек с таким диагнозом. Так у Влада появилась идея спектакля по своей книге. И тогда он обратился в Президентский фонд культурных инициатив.
Как придумать идею проекта?
В случае Влада идея существовала давно, ведь уже была написана книга. А пару лет назад его знакомый режиссер Искандер Сакаев года предложил провести читку текста с профессиональными артистами и музыкантами в петербургском театре «Левендаль». Так что создание спектакля стало следующим, как бы логичным шагом.
Помню, ехал в метро, когда у меня в голове все устаканилось, и я подумал, что хорошо было бы сделать такой спектакль. Воодушевленный я позвонил Искандеру, и он посоветовал мне режиссера Руслана Кацагаджиева, который совсем недавно получил театральную премию «Прорыв». Я отправил Руслану экземпляр книги. Через пару недель, буквально за считанные часы до отъезда в отпуск, мы встретились с ним на Московском вокзале и ударили по рукам.
Сколько заняла работа над заявкой?
— Для меня это был самый сложный этап, особенно в том, что касалось подготовки бюджета, - признается Влад. — Вот уж где без поддержки было не обойтись! Мне повезло в том плане, что такие вопросы взяла на себя жена. Все расчеты в гранте ее. Я музыкант, знаю, сколько нот в звукоряде, но работа с расходами и доходами — это не мое. В итоге написание гранта заняло два месяца. Все это время я в ноутбуке придумывал обоснование проекта, его описание и так далее. К счастью, была понятна идея, ясна аудитория, а все остальное приходило по ходу работы. И еще момент: чем больше мы работали над заявкой, тем больше убеждались в том, что это важная история, и что ее обязательно нужно сделать.

Как понять, какая у проекта может быть аудитория?
— Могу сказать на своем примере. Мне сделали трансплантацию стволовых клеток в 2008 году, — вспоминает музыкант. — Большое спасибо за это профессору Андрею Новику и его коллегам, который, к сожалению, уже ушел из жизни. Такие трансплантации до сих пор считаются экспериментальными. Поэтому спектакль посвящен врачам-исследователям. Еще один момент: мы с самого начала хотели, чтобы люди, которым поставлен диагноз рассеянный склероз, приходили на спектакль бесплатно. И они оставляют заявки, приходят. Для меня очень важно видеть их в зрительном зале.
В условиях гранта написано, что 40 человек с трудноизлечимыми заболеваниями мы можем пригласить бесплатно. И мы этим пользуемся. Наконец, вход на первые два спектакля мы сделали практически свободным, за донаты – каждый платил за билет, сколько мог. Просто, потому что сейчас такая обстановка, что хочется, чтобы люди приходили куда-то греться. Нельзя оставаться в одиночестве в сложные периоды. Жизнь не прекращается — вот еще что хочется сказать нашим спектаклем.
Что почувствовал, когда выиграл грант?
— Победа в конкурсе грантов стала большой радостью, - делится Влад. - Кстати, мы потеряли баллы только в пункте, где учитывался опыт участия в грантах, ведь это был наш первый опыт. А в остальных пунктах нам поставили прекрасные отметки, в результате общий балл получился высоким. Учитывая, что нас анализировали разные эксперты, было приятно, что они так оценили нашу работу.
Когда начали работать над реализацией проекта?
Работа над постановкой началась тогда, когда в ПФКИ одобрили грант. Первым делом инициаторы проекта наняли драматурга, чтобы сделать из прозы Колчина текст пьесы. Режиссер стал думать над инсценировкой, начали искать актеров. Быстро сформировали команду. «Театр поколений» согласился быть площадкой для репетиций. Было непросто состыковать графики всех занятых в работе артистов, но с этим справились. Весь путь до премьеры спектакля занял пять месяцев. И это еще не очень долго по театральным меркам.

Были опасения, что превысили бюджет?
— Бюджет — самое сложное, и мы старались влезть в его жесткие рамки, - признается Влад. - Но проблемы были, потому что невозможно учесть все нюансы. Элементарный пример: нам нужна была кровать, которая ездит по сцене, соответственно, у нее должны быть крепкие колеса. Новая кровать стоит очень дорого, а подержанная продается только с рук, и нам по ней не отчитаться в Фонд. К тому же ей нужно было постоянно приваривать новые колеса. Что делать? Приходилось как-то выкручиваться.
Конкретно в этом случае команда проекта сократила расходы по другой статье, нашла место, где продаются подержанные кровати подешевле и пошли туда…
Чтобы сократить расходы иногда нужна смекалка!
Как работалось в команде?
— Слаженно. Конечно, иногда возникали разные вопросы, но мы их спокойно решали. Я, например, занимался музыкальной частью и не лез в режиссерскую епархию. Зачем? Нужно режиссеру доверять, и я ему доверяю. Артисты тоже понимали, что хочет от них постановщик. Да и опыт у людей есть. Скажем, у одного из исполнителей жена болеет аутоиммунным заболеванием. Ему чаяния персонажа хорошо понятны.
Что нужно делать в день презентации проекта?
— Стараться не нервничать, — уверен музыкант. — На премьерном показе мне казалось, что все происходит очень медленно. Первые полчаса я думал, что все идет не так, как надо, и не понимал, куда мне теперь самому деться? А потом как будто бы все разыгрались, и в конце зал встал. Аплодировали долго. Мы на первом показе буквально поднялись «с нуля до самого верха», и это были очень живые эмоции. Второй спектакль игрался легче, хотя тоже нервов хватало…

Что будете делать дальше?
— По условиям гранта необходимо сыграть не менее пяти спектаклей в течение полугода. Но на самом деле после пяти спектаклей проект только начнет набирать обороты. Ведь после каждого показа что-то дорабатывается. Скажем, исполнитель главной роли Владимир Бирюков как-то сказал, что ходит в театр только на те спектакли, которые уже показали десять раз. Мол, тогда можно увидеть что-то внятное.
Авторам проекта хотелось бы, чтобы спектакль жил и после этих пяти показов. Влад обещает, что постановку будут обкатывать на разных площадках, будут продавать билеты:
Если спектакль себя зарекомендует, то он будет существовать.
Еще будете участвовать в проектах?
— А почему и нет? Если появится еще какая-нибудь достойная идея, то обязательно ее заявим. Но пока нам хватает этого спектакля.
Где можно увидеть спектакль?
— Билеты можно купить по этой ссылке. Ближайшие показы состоятся в конце мая и июне, скорее всего на Новой сцене Александринского театра.
Пять советов тем, кто подает на грант
- Сформулируйте главную идею проекта.
- Найдите свою команду.
- Не останавливайтесь перед трудностями.
- Не нервничайте.
- Наслаждайтесь тем, что получилось.
Справка. Что такое рассеянный склероз
Рассеянный склероз (РС) по количеству выявленных случаев во всем мире занимает четвертое место среди неврологических заболеваний после инсультов, болезни Паркинсона и эпилепсии. РС — хроническая болезнь, полностью избавиться от диагноза невозможно, но можно предупредить ее переход в прогрессирующие формы, при которых человек не будет справляться в быту без посторонней помощи. Рассеянный склероз обычно возникает в возрасте около тридцати лет, но может встречаться и у детей. В России это заболевание диагностировано у порядка 150 тысяч человек. 30 мая во многих странах мира проводится Всемирный день борьбы с рассеянным склерозом
Музыкант Влад Колчин
Влад Колчин — саксофонист и композитор. Автор-исполнитель песен в одноименном коллективе «Влад Колчин Project». Играл также в джаз-оркестре Башкирской Государственной Филармонии. Затем переехал в Петербург. Работал в Биг-бенде Геннадия Гольштейна «Саксофоны Санкт-Петербурга» и с многими другими профессиональными музыкантами.
2023 год - 760-летие со дня блаженной кончины Александра Невского. Эта дата, безусловно заслуживающая незабвенной памяти, в самых разных форматах отмечается по всей стране: проходят тематические лекции, фестивали, выставки.
Но заслуженное звание самого масштабного и неординарного события, посвященного важной дате, получает проект исторической реконструкции конного похода дружины Александра Невского «Александрова дорога». Дружинники в аутентичных доспехах прошли 2000 километров, чтобы отдать дань подвигам князя Невского, а за одно узнать самим и показать всем: как проходили военные походы в 13 веке, и из чего состоял быт древнего войска.
Конкурс «МиР: музыка и развитие» проводится с 2021 года по инициативе руководителя оркестра Яковлева Grand Melody Orchestra Яковлева Александра Валерьевича при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации, Департамента культуры города Москвы, Министерства культуры Московской области. В нем приняли участие уже более 10 000 детей! Он выиграл три (!) гранта ПФКИ, а сейчас идет прием и отбор заявок на конкурс 2023-2024 года.
В далекой Архангельской области, где нет ни связи, ни интернета, среди дремучих лесов и тихих болот, находится небольшая деревня с величественным названием Большой Бор. Вокруг – лишь первозданная природа, древние деревянные церкви, построенные без единого гвоздя, и мощные избы с узкими окошками, которые вот уже несколько столетий защищают местных жителей от сурового климата. Там царит иная эпоха, бесконечно далёкая не только от асфальтированных трасс, но даже от белокаменных соборов.
Гостья 23 выпуска шоу «Идея требует защиты» — Наталья Игнатенко, член экспертного совета Национального проекта «Культура» и генеральный директор благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой». Именно честь фонда, названного именем великой оперной певицы, предстоит защищать Наталье. Их главный проект — Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой.
Как объединить авторскую музыку с популярной, концертные выступления с мастер-классами от крутых музыкантов и все это вместе сделать важной точкой событийного туризма?
Как собрать детей с ограниченными возможностями здоровья и суперзвезд из мира искусства на одном творческом фестивале