ОТЕЦ “БРАТА”
13 октября в Санкт-Петербурге открылась выставка «Балабанов». Нетрудно догадаться, кому она посвящена. Алексей Октябринович — культовый российский режиссер. Автор дилогии «Брат», фильмов «Я тоже хочу», «Груз 200», «Кочегар», «Мне не больно», «Про уродов и людей», и, конечно, «Жмурки» — «черная» комедия с глубоким смыслом.
Мы уже ранее обсуждали выставку «Балабанов» с ее руководителем – Татьяной Гетман.
Сегодня, уже после открытия выставки, мы вновь говорим о ней, но уже с художниками-постановщиками проекта - Агнией Стерлиговой и Александром Кармаевым. И с ними мы обсудили, как создать выставку о культовом режиссере Балабанове, не повторив то, о чем уже сказали все, и в чем же секрет успешного выставочного проекта?
О чем проект?
Посетители выставки смогут окунуться в «киновселенную» Балабановских картин и увидеть то, о чем никогда не рассказывал режиссер, ставший отражением эпохи. Несколько залов с яркой сценографией, аудиовизуальным сопровождением и мультимедийными инсталляциями позволят посетителям ознакомиться с его полной фильмографией и разобраться в художественных кодах, зашифрованных в картинах. Будут представлены его ранние работы, черновики и замыслы, которые Алексей Октябринович не успел воплотить в жизнь.
Автор идеи и куратор выставки — Татьяна Гетман, а художник постановщик — уже известная вам Агния Стерлигова. Почему известная? В начале года, когда в Манеже открылась выставка «Виктор Цой. Путь героя», организатором которой Агния является, мы брали у нее интервью. У нее и у Александра Кармаева — управляющего партнера бюро Planet9.
— Когда мы, готовясь к организации выставки, начали изучать глубже творчество Балабанова, мы поняли, что речь идет не только о режиссере, а о великом художнике… - говорит Агния.
Алексей Октябринович очень любил Россию. Поэтому в концепции выставки заложен формат метафизического путешествия через всю страну, которую отражал в своих фильмах Балабанов.
— Это не парадная Россия, но, тем не менее, мы видим большую любовь режиссера к ней – говорит Александр.
Почему в «Севкабеле»?
Агния отмечает, что пространство, в котором организована выставка — Севкабель порт — прекрасно подходит под реализацию задуманной концепции:
— Это идеальное сочетание. Мы со своей идеей просто «пристроились» в существующие рамки. Такое ощущение, что все элементы слепились воедино. Мы уже не можем представить выставку в каком-то другом месте.
Одним из важных художественных элементов в фильмах Балабанова является вода. А воды в «Севкабеле» предостаточно. Еще одна особенность: в выставочном пространстве много света.
— Мы не стали затемнять выставку, а специально раскрыли все окна и витражи, чтобы через сочетание света и воды раскрыть нашу концепцию.
Еще один образ из фильмов Балабанова — трамвай. И «Севкабель» находится на Васильевском острове — любимое, кстати, место Алексея Октябриновича — где рядом проходит трамвайное кольцо.
Чем помогала семья Балабанова?
Александр рассказывает, что семья Балабанова играла огромную роль в подготовке выставки. Прямо как в проекте «Виктор Цой. Путь героя», в котором Агнию и Александра консультировал родной брат Виктора Цоя.
— Братья Алексея принимали участие в записи аудиогида для посетителей. История о Балабанове озвучена голосами его родных людей. А заявка на участие в грантовом конкурсе подавалась кинокомпанией СТВ – которая была создана Алексеем Балабановым и Сергеем Сельяновым, который принимал самое активное участие в создании выставки.
Можно ли провести аналогию с вашей выставкой о Цое, которую мы обсуждали весной?
Агния отмечает сходство с выставкой «Виктор Цой. Путь героя», которая по просьбам посетителей несколько раз продлевалась. И это сходство заключается, как минимум, в масштабах:
— Аудио-сопровождение будет играть не меньшую роль, чем в выставке о Цое. И, конечно, оба проекта посвящены явлениям новой русской культуры. В этом их главное сходство.
В интервью креативно. рф в начале года Александр Кармаев сказал: «неважно, насколько лично мы близки к творчеству Цоя. Важно то, насколько явление, с которым мы работаем, оказывает влияние на культуру в целом…». И Цой, и Балабанов за свою недолгую карьеру успели оказать колоссальное влияние на наш культурный код и практически каждого жителя России.
В чем секрет успешной выставки?
Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод, что феноменальный успех и «Цоя» в Манеже, и будущий успех недавно открывшегося «Балабанова» в Севкабеле обеспечен сочетанием нескольких важных факторов:
- выбор подходящего выставочного пространства, которое наиболее полно раскроет задуманную вами концепцию
- выбор тематики выставки, которая будет всегда актуальной и вечной
- тщательный подбор команды, которая будет не просто «на зарплате», а также, как и вы, «гореть» идеей и темой.
Ну и, как однажды сказал Александр Кармаев в интервью: «Как сделать классный творческий проект и не выйти из бюджета? Это вопрос профессионализма, таланта и везения».
Какие дальнейшие планы?
Говоря о дальнейших творческих планах, Александр с нескрываемой радостью делится новостью о том, что ПФКИ поддержал один из их новых проектов — выставку «Русский балет. Первая позиция», которая откроется в Петербурге в зале «Манеж» в феврале 2023 года.
— Это очень важная и масштабная тема. Русским балетом мы гордились в прошлом, гордимся в настоящем, и, я надеюсь, будем гордится и в будущем. Это некий «культурный клей», который соединяет эпохи — говорит Александр Кармаев.
Но балет — это тема уже совсем другого разговора, который, мы надеемся, состоится у нас с Александром и Агнией в 2023 году после открытия их новой выставки.
А пока — приходите в «Севкабель порт» и увидьте своими глазами масштабную выставку о великом режиссере. Поверьте, оно того стоит!
В мае этого года в далеком (2500 километров от столицы) северном городе Ханты-Мансийске открылась уникальная выставка. А уникальность ее в том, что это - первый в России выставочный проект о выдающемся ученом и государственном деятеле Юлии Боксермане.
Наводнение, случившееся 28 июня 2019 года городе Тулуне Иркутской области, справедливо называют историческим событием: никогда еще город не подвергался настолько разрушительному воздействию стихии. В результате выпадения обильных осадков в реке Ия уровень воды поднялся до уровня в 14 метров (при критическом уровне в 7!). Для сравнения: в 1902 году был паводок 8–9 метров. В 1937 году — 8,5 метра, в 1980 году — 9 метров, в 1984 — 11 метров. Очевидцы рассказывают, что накануне потопа шел «проливной густой дождь, как из ведра».
Как привести в порядок объекты национального наследия
Как воссоздать уникальную усадьбу XIX века
Музей Чуковского в виртуальном пространстве
Как организовать уютную европейскую агломерацию на Урале