Вы находитесь в регионе:

Огайо?

Выбор региона

ОБЪЕДИНЕНИЕ РАДИ ПРОГРЕССА

Как удалось связать школьные музеи в одном проекте
  1. «Мы с самого начала старались получать гранты, направленные на объединение активистов и руководителей школьных музеев, на популяризацию их в городском сообществе. О музеях стали говорить...»
  2. Жанна Горяинова, руководитель проекта «Школьный музей отваги»

photo_2022-10-20_08-53-26.jpg

В Тольятти сегодня насчитывается 52 школьных музея. Один из них называется «Школьный музей отваги». Его представителям несколько лет назад пришла в голову оригинальная идея: объединить музеи, создав для них платформу для совершенствования мастерства экскурсоводов и обновления экспозиций. Цель, которая стоит перед руководителями проекта, получившими грант Президентского фонда культурных инициатив, сделать так, чтобы каждый музей, находящийся в школе, стал особенным, получил свой голос и собственное лицо. И эта цель не кажется нереальной.

— Я профессиональный музеевед, десять лет проработала в Тольяттинском краеведческом музее, – рассказывает руководитель проекта Жанна Горяинова. – Потом судьба меня занесла в школу № 93 Тольятти, где я вместе с коллегой вместе создали школьный музей отваги.

Это случилось в 2007 году. На тот момент в Тольятти уже работали около 40 школьных музеев. Руководило ими учреждение дополнительного образования «Центр детско-юношеского туризма». Жанна Горяинова говорит, что для него музейная деятельность была в тягость. Тогда школа, где работала Горяинова, решила возглавить крестовый поход всех школьных музеев к просвещению. Начали проводить обучающие семинары, профильные смены для активистов, конкурсы по разным направлениям музейной работы, консультации. Один из самых сложных и значимых проектов был связан с паспортизацией экспонатов.

Что собой представляют школьные музеи сегодня

Школьные музеи Тольятти разные, большую часть можно отнести к историко-краеведческим, еще есть тринадцать этнографических музеев, десять боевой и трудовой славы, три природоведческой направленности. Руководители школьных музеев являются в основном учителями истории, математики и других предметов. При этом техническое оснащение музеев слабое, многие просто расположены в учебных кабинетах.

— Но работа ведется активная, – рассказывает руководитель проекта. – Мы с самого начала старались получать гранты, направленные на объединение активистов и руководителей школьных музеев, на популяризацию их в городском сообществе. О музеях стали говорить. В период изоляции музеи оказались не готовы работать в виртуальном пространстве, не было оцифрованных материалов и экспонатов, видеороликов, экскурсий. Тогда мы написали проект «Музейная цифровая лаборатория» на конкурс «Добро не уходит на каникулы». Закупили оборудование: ноутбук, сканер, фотоаппарат с функцией видеосъемки. Это была передвижная лаборатория. Наши активисты посещали школьные музеи, проводили семинары по использованию фото- и видеосъемки для оцифровки музейных материалов. Вскоре уже многие другие музеи начали создавать видеоролики.

Что планировали сделать в рамках проекта?

— Мы решили продолжить цифровизацию школьных музеев, – говорит Жанна Горяинова. – Проект включает в себя погружение активистов школьных музеев в цифровизацию через проведение обучающих мастер-классов. Сюда входит и создание студии аудио- и видеоподкастов для школьных музеев. Это выглядит так: музеи по графику приезжают и рассказывают о своих экспонатах, записывают аудио- и видеоролики. Потом все это монтируется и выкладывается в сеть.

Еще активисты проводят обучающие мастер-классы. А еще конкурсы на создание сайта школьного музея, группы в ВК, чтобы там размещать информацию о музеях, фотографии экспонатов, видеоэкскурсии и так далее.

— Школьным музеям есть чем гордиться: уникальными экспонатами, материалами о людях, жителях города, которые внесли большой вклад в развитие города, страны, – продолжает руководитель проекта. – Поэтому в рамках проекта мы выявляем лучшие практики школьных музеев: квесты, экскурсии, подкасты. Также в рамках проекта будет организован «Музейный марафон» – это посещение учениками школ города школьных музеев, многие не знают об их существовании, или редко посещают. Итогом станет конференция, где все желающие обсудят опыт школьных музеев.

Почему решили подавать заявку в ПФКИ?

— Мы используем разные возможности для реализации идей, направленных на развитие школьных музеев Тольятти, – рассказывает руководитель проекта. – Мы выигрывали конкурсы и у других грантодателей. В 2021 году мы узнали, что в конкурсе Президентского фонда культурных инициатив могут принимать участие муниципальные бюджетные образовательные организации, поэтому решили попробовать. У нас получилось.

Что теперь изменилось для школьных музеев?

Появились новые возможности для продвижения школьных музеев в виртуальном образовательном пространстве города, страны, возможности стать открытыми, доступными для учеников. Здесь нужно сказать «спасибо» сайтам, группам в социальных сетях, видеоподкастам. 

Нам очень нравится, что есть возможность записывать видеоролики о музее в студии, - говорит Жанна. - Мы уже создали канал на Rutube для школьных музеев, куда будут выкладываться все видеоматериалы школьных музеев Тольятти. У нас активно работает группа в ВК «Активисты школьных музеев Тольятти», в ней размещаются все новости и методические материалы.

Как будет развиваться проект в дальнейшем?

— После завершения гранта опыт работы будет обобщен в видеоролик, который расскажет о том, как школьный музей сделать современным цифровым открытым, – продолжает Жанна. – Видеоролик мы представим на городском научно-методическом педагогическом марафоне «От компетентного педагога к новому качеству образования». В дальнейшем для руководителей и активистов школьных музеев Тольятти будут организованы обучающие семинары по музейному маркетингу, продвижению цифровых музейных продуктов через социальные сети, сайты в ВК, использованию музейной медиации в условиях цифровизации.

Авторы проекта не сомневаются, что в будущем будет продолжен мониторинг сайтов школьных музеев, по организации встреч и запись подкастов с героями-земляками. Конкурсы на лучший сайт и лучшую цифровую музейную экскурсию войдут в перечень городских мероприятий для активистов и руководителей школьных музеев. А Школа №93 продолжит формирование открытого музейно-образовательного пространства школьных музеев.

Где можно посмотреть на плоды работы?

Вся информация о ходе реализации проектов представлена на странице музея отваги, сайта школы 93, ссылка на проект — http://school93.tgl.ru/content/rc/1212. А также в группе ВК «Активисты школьных музеев Тольятти» https://vk.com/aktiv_muzey. В ближайшее время на канале Rutube школы 93 будет создана страница плейлиста «Я горжусь» в рамках проекта «Музей в цифре: перезагрузка школьных музеев Тольятти».

Вам может быть интересно:
Музеи и архитектура
20 Июня
КТО ДАРИЛ ДОНБАССУ ГАЗ?

В мае этого года в далеком (2500 километров от столицы) северном городе Ханты-Мансийске открылась уникальная выставка. А уникальность ее в том, что это - первый в России выставочный проект о выдающемся ученом и государственном деятеле Юлии Боксермане.

Музеи и архитектура
10 Марта
РЕКА И Я. ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА СТРАШНО?

Наводнение, случившееся 28 июня 2019 года городе Тулуне Иркутской области, справедливо называют историческим событием: никогда еще город не подвергался настолько разрушительному воздействию стихии. В результате выпадения обильных осадков в реке Ия уровень воды поднялся до уровня в 14 метров (при критическом уровне в 7!). Для сравнения: в 1902 году был паводок 8–9 метров. В 1937 году — 8,5 метра, в 1980 году — 9 метров, в 1984 — 11 метров. Очевидцы рассказывают, что накануне потопа шел «проливной густой дождь, как из ведра».

Музеи и архитектура
16 Ноября
ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ

Как вернуть память о забытом

Музеи и архитектура
16 Ноября
ЧТО ОХРАНЯЕТ «КУЛЬТУРНАЯ ДРУЖИНА»

Как привести в порядок объекты национального наследия

Музеи и архитектура
19 Ноября
ОТЕЦ “БРАТА”

Как организовать выставку памяти великого режиссера

Музеи и архитектура
16 Ноября
ДОЛГАЯ СЧАСТЛИВАЯ ЖИЗНЬ

Как открыть уникальный музей

Музеи и архитектура
16 Ноября
КОЛОМНА СТАЛА ТУРИСТИЧЕСКОЙ

Как воссоздать уникальную усадьбу XIX века

Музеи и архитектура
6 Ноября
МУЗЕЙ ЧУКОВСКОГО В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Музей Чуковского в виртуальном пространстве

Музеи и архитектура
31 Октября
УВИДЕТЬ ПАРИЖ — И ОБРУСЕТЬ!

Как организовать уютную европейскую агломерацию на Урале